VI. Подведение итогов урока
— О какой поре годя мы вели речь на уроке?
— В чем вы увидели красоту осенней природы?
— Все времена года щедры на красоту. Весна зелени не жалеет, лето — солнышка, зима — снега. А осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом... А потом увидит, что золото кончилось и заплачет. Все слезы в дождях выплачет. А в следующем году все забудет и снова золотом сорить начнет.
Берегите природу, и она одарит вас своей красотой!
VII. Домашнее задание
Прочитать рассказ И. Соколова-Микитова Пришел сентябрь».
Урок № !9 Тема: Н. Сладков «Осень на пороге» (С. 51); «Лес осенью» (по Г. Скребицкому); И. Соколов-Микитов «Русский лес» (с. 52 – 53) |
Цели:
- совершенствовать навык чтения вслух, молча, по цепочке;
- развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию,формировать умение находить в тексте образные слова и выражения;
- совершенствовать умение определять эмоциональное настроение поэтического произведения;
- создавать условие для обобщения словарного запаса, развития умения замечать красоту природы каждой поры года, формирования внимательного и бережного отношении к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учащиеся читают рассказ И. Соколова-Микитова -Пришел сентябрь».
III. Подготовка к восприятию новой темы
I.Вступительное слово учителя.
— В году есть четыре времени: зима, весна, лето и осень. Каждое время года красиво по-своему. Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир природы и поговорим о чудесной и немножко грустной поре.
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
Когда это бывает?
Т. Тарабарина
— Незаметно, день за днем, осень становится полновластной хозяйкой. Нельзя от нее отвести глаз. Коса золотая, длинная. Венок из осенних листьев. Нарядилась в воздушное платье, как осеннее легкое облачко.
(Тихо звучит симфоническая сюита А. Вивальди «Времена года» [«Осень»].) 2. Учитель читает рассказ.
Страшный Невидимка
Страшный Невидимка объявился в лесу. Жуткие дела стали твориться там. Кто-то безжалостно срывал с деревьев листья. Кто-то примял, перепутал, положил травы. Заморозил лужи.
Потом бесследно стали исчезать птицы: пеночки, зяблики, дрозды. Еще вчера все видели и слышали их, а сегодня нет ни одной. Звери и птицы испуганно прятались в чаще.
Но Невидимка находил их там. Он делал все, что хотел. Взял и выкрасил всем зайцам задние ноги в белый цвет, будто на каждого зайца белые чулки надел. Рыжих белок сделал серыми, пестрых куропаток — белыми. Барсуков, ежей, енотов до того запугал, что они попрятались под корни деревьев и носа не кажут.
Перетрусили лесные жители. Что ни день —- в лесу страшные новости. Исчезли лягушки и жабы. Пропали бабочки и мухи.
Больше всех перетрусили сеголетки — те, что только этим летом на свет появились. Ничего подобного они еще не видели. Вот страху натерпелись!
Да что сеголетки, если старый медведь — и тот стал место для берлоги облюбовывать, чтобы спать завалиться и от страшного Невидимки спрятаться.
А Невидимка бродит по лесам и полям, деревья гнет, свистит, волны на берег выплескивает, то дождем землю вымочит, то морозцем схватит. Все дороги испортил, канавы водой залил. И никто с ним ничего поделать не может: не видно его — невидимка он!
Н. Сладкое
3. Анализ произведения.
— О каком невидимке говорится в рассказе?
— Приметы какой поры года встретились в рассказе?
— Почему осень считают грустной порой года? Чем она особенна?
— Чем нравится осень вам?
IV. Работа по картине.
1.Беседа.
— Какое время года изображено на картине? Какой период осени? — Что можно сказать о погоде того дня, который изображается на картине? Как это показано?
— Какие цвета преобладают в картине?Почему?
— Какое настроение вызывает данная картина? 2. Слово учителя.
—
V. Работа с текстом рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»
1. Чтение рассказа учителем (с. 51).
2. Проверка первичного эмоционального восприятия.
— Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?
3. Лексическая работа
• Перво-наперво — сначала.
4. Обсуждение прочитанного.
— Кто предупредил жителей леса о приходе осени?
— Как вы понимаете выражение «осень у лесного порога»?
5. Чтение рассказа учащимися:
а) выборочное чтение;
— Кто переоденется в зимние шубы? Прочитайте в тексте.
б) самостоятельное чтение.
— Подготовьте рассказ о том, как звери и птицы готовятся к зиме.
Физкультминутка
VI. Работа с текстом рассказа И. Соколова-Микитова «Русский лес»(с. 52)
1.Чтение рассказа учителем.
2. Проверка эмоционального восприятия.
— Какое настроение вызвал рассказ? Почему?
— Какую музыку можно подобрать к рассказу: веселую, печальную, радостную?
— Какой темп будет у этой музыки: быстрый, медленный, протяжный?
— На каком музыкальном инструменте можно исполнить осеннюю мелодию?
3. Обсуждение прочитанного.
— Почему красив лес в дни ранней осени?
— Почему в осеннем лесу тихо?
— Что можно увидеть в лесу?
— Замените слова «косяком», «покличут» словами, близкими по значению.
4. Чтение рассказа учащимися:
а) чтение «цепочкой»;
б) чтение молча:
— Найдите описание осенних деревьев.
в) выборочное чтение:
— Что можно увидеть в лесу? Прочитайте.
— Что можно услышать в лесу? Прочитайте.