Порядок подготовки и проведения деловой игры
1. Накануне деловой игры курсанты (слушатели внимательно изучают Типовое положение о комиссии… по служебной дисциплине и профессиональной этике, а также другие документы и материалы об этом институте.
2. На предыдущем практическом занятии по данной теме (или ранее) преподаватель создает из курсантов (слушателей) учебного взвода несколько комиссий (3-5) в составе председателя, его заместителя, секретаря и 3-5 членов. Курсанты (слушатели) должны знать, кто входит в состав комиссии по должностному статусу, их права и обязанности, формы учёта работы.
3. Преподаватель закрепляет за каждой комиссией тему предстоящего разбора (обсуждения) провинившегося сотрудника.
4. При подготовке к занятию каждая комиссия рассматривает предложенную тему и составляет протокол для их обсуждения в ходе деловой игры.
5. На занятии все курсанты (слушатели) участвуют в оценке работы комиссий, предлагают свои варианты решений, учитывая моральный облик провинившегося, мотивы его действий, используемые им средства, последствия проступка для ОВД и самого сотрудника, причины морального выбора конкретного поступка.
6. В качестве объекта обсуждения могут быть курсант (слушатель) назначенный преподавателем или избранный самой комиссией из своего состава. Сотруднику, нарушившему служебную дисциплину или нормы профессиональной этики представляется право объяснить причины своего проступка, признать вину или защитить своё поведение какими-либо аргументами.
Время рассмотрения и обсуждения работы каждой комиссии 15-20 мин.
Варианты ситуаций для работы комиссий
1. Сотрудник недостойно ведёт себя в быту (грубо относится к жене, не занимается воспитанием детей, унижает соседей и т.д.).
2. Сотрудник без ведома и разрешения начальника в служебное время уехал на охоту (рыбалку), оставив службу на 2-3 дня.
3. Сотрудница потеряла удостоверение личности.
4. Участковый уполномоченный полиции был уличен в получении взятки при осуществлении паспортного контроля.
5. Сотрудник утратил интерес к службе, не проявляет инициативу, решает служебные задачи формально, создаёт видимость работы, занимается очковтирательством.
6. Сотрудник, находясь в резерве на выдвижение и не будучи назначенным на обозначенную должность, пытается всячески дискредитировать назначенного коллегу.
7. Сотрудник, находясь на службе, физически оскорбил гражданина, который подал жалобу в службу собственной безопасности.
8. Молодой сотрудник устроил пьяный дебош в ведомственном общежитии.
Курсанты (слушатели) могут сами выбрать ситуацию для работы или предложить свою тему.
Курсанты (слушатели) должны быть готовы назвать, какие аморальные качества, способствовали тому или иному проступку сотрудников.
При оценке работы комиссии преподаватель учитывает количество применяемых моральных средств воздействия на виновного, моральную оценку провинившегося, морально-психологический климат в комиссии, работу каждого из её членов с точки зрения знания ими нормативных документов.
План практического занятия
– 2 часа.
Занятие сопровождается показом и обсуждением видеофильма, отражающего проблемы морального выбора в служебной деятельности
Просмотреть кинофильмы «Петровка, 38» («Огарева, 6»).
После просмотра кинофильма выполнить задания:
1. Охарактеризовать субъективные и объективные условия морального выбора следователей Костенко, Садчикова, Рослякова.
2. Охарактеризовать моральный выбор одного из главных героев фильма с точки зрения особенностей морального выбора в системе нравственных норм и ценностей.
3. Охарактеризовать нравственные конфликты главных героев фильма.
4. Охарактеризовать моральный выбор одного из главных героев фильма с точки зрения особенностей морального выбора в системе нравственных норм и ценностей.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Всегда ли у сотрудника есть возможность морального выбора? Если да, то чем это обусловлено, если нет, то почему?
2. Что больше влияет на возможность морального выбора: объективные условия или субъективные причины?
3. Каковы пределы морального выбора? Как их определить и чем они обусловлены?
4. Возможен ли моральный выбор:
· В условиях жесткой регламентации обязанностей сотрудников и строгого соблюдения субординации их отношений?
· При выполнении конкретного приказа начальника?
· Если сотрудник не получает от руководства объяснения причин, на основании которых ему приказано совершить (не совершить) поступок?
· Если он считает, что выполнение приказа будет при всех вариантах иметь аморальные последствия?