Художественно-конструктивная деят-ть» автор Н.М. Конышева
А) Учёт возрастных психолого-педагогических особенностей.
Потребность общества в личности нового типа – это творчески активный и свободно мыслящий учащийся. В 1 классе учащиеся осваивают форму на уровне сознания и чувства. Во 2-4 классах формы вещей входят в качестве предмета специального осмысления. В данном возрасте ребёнок наиболее сенситивен в плане интеллектуального развития. Ведущая д-ть мл. шв. – учебная. Предлагаются такие темы: предметная аппликация, декоративная аппликация (из бумаги, ткани, листьев).
В этот период дети с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки всё более подчиняются интеллекту.
В 1 классе игровой характер позволяет, воспринят серьёзную, трудную работу как интересную и понятную.
В 1 четверти важно разрабатывать мелкую моторику рук, так как она не совершенна с физиологической точки зрения: пример, ножницы легко режут.
Из класса в класс необходимо совершенствовать процесс восприятия, необходимо учится рассматривать и изучать объекты действительности. Пример, образцы просты по цвету (красный, синий, жёлтый).
Расширяя перечень художественных материалов и способов работы, учитель применяет разнообразные приемы, что обогащает чувственный опыт, развитие восприятия, и ассоциативного мышления.
Наглядно – действенное мышление: учитель должен показать; инструктаж.
Практический м-д (показываем уч-ся)
В 4 кл. предусмотрены темы по техническому моделированию, где рассм-ся темы «Чертёж»; по программе Конышевой рассм-ся исторические аспекты, т.е. эти основываются на том, что у детей ещё нагл.-образное мышление.
Вывод: Идёт усложнение тем из класса в класс по разделам. Н-р, работа с бумагой:
1 кл.: конструирование по образцу коробочки
4 кл.: конструирование по образцу многогранника с исп-ем циркуля, угольника или конструирование по замыслу свою работу (коробочку, машину будущего)
Осн. – творческий м-д дизайна.
В задачах 1-4 класса такой з-чи не ставится.
4 кл. Деловая игра – групповая форма работы. («Осенние листья»)
Праздник День учителя. Символ – кленовый лист. Каждая группа решает д/ себя, как м. исп-ть (букет, фигура, моя шк. осенью: рисуем клён, а листья клёна - …; открытки)
В метод. плане прог-мма ориент-ся на проектно-конструкторскую деят-ть уч-ся. Метод. основой организации деят-ти детей на уроке явл-ся твор. метод дизайна. Дизайнерское мышление – особая установка сознания, кот. позволяет чел-ку комплексно подходить к оценке и явлению окружающей его предметной среды. Параметрами такого мышления явл-ся целесообразность, гибкость, вариативность, чувство стиля и стилевой гармонии.
Б). З-ия и У-ия: З-ие культуры и организации труда, знания способов отработки материалов, понимание их утилитарно-конструктивного и художественного смысла; У-ие самостоятельно анализировать конструкции изделия, совершенствовать У-ие мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объеме и практически их воплощать, создавать образ по ассоциации и воплощать его, У-ие практически использовать декоративные и конструктивные формы материала для решения проектно- худ. деят-ти.
В) Принципы построения программы:
1) общекультурная, мировоззренческая, духовно-нравственная. Направленность процесса – формирование уч-ся системы знаний и представления об окружающем мире;
2) от общего к частному формированию духовно-нравст. установок и частного к общему формированию конкретных знаний и способов;
3) целостность формирования дизайнерского мышления – уч-ся осмысливают и вырабатывают целостную предметную среду ( н-р: создают объекты, кот. востребованы в интерьере);
4) активность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя.
Г) Уже само название говорит о том, что этот курс призван на развитие дизайнерского мышления, которое включает в себя следующие параметры:
- конструктивность - целесообразность - вариативность, гибкость
- чувство стиля и стилевой гармонии, выполнение которых невозможно без творческого подхода, способностей и креативного мышления
Современная школа призвана готовить не столько рабочих для производства, сколько творческих широко образованных людей. В этой программе уделяется большое внимание развитию творческих способностей, т.к. пр-мма ориентированна на проектно-конструкторскую деят-ть уч-ся. В программе используются задания творч. хар-ра: работа с бумагой (комбинации с геометрических фигур), работа с текстильным материалом (куклы из ниток), конструирование и др. Ручной труд по этой программе является прежде всего средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, те общего развития ребенка – это и есть основная цель курса.
В связи с этим разв-е созидательных, творческих спос-ей и тд, которые прописаны в задачах:
1) Духовно-эмоц-ое обогащение лич-ти: а) формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем ч-ка с его искусственно-создаваемой предметной средой;
б) Воспитание внимательного и участливого отнош-я к окружающему;
в) формирование эстетического воспр-я, оценки вещей и явлений.
2) разв-е созидательных возможностей л-ти, творч. спос-тей, интуиции;
3) совершенствование интеллекта, развитие рационально-логич. мышления;
4) расширение кругозора;
5) развитие руки, глазомера и т.д.