Бурак, диван, лава, мина, панама, тур.
3. Новелла, голубец, глупыш, овсянка, око, парадокс.
.,
Задание 33
Определите значения данных омонимов (омофонов и омографов), составьте с ними словосочетания.
1. Компания — кампания.
2. Колос — колосс.
3. Адаптировать — адоптировать.
Задание 34
Найдите в приведенных примерах слова, имеющие омонимы; определите их вид и значение.
1. Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар (А. Пушкин).
Я к вам пишу, случайно, право.
Не знаю как и для чего (М. Лермонтов).
3. Свободы захотели?
А разве нет ее?
(И звучат не слишком бодро голоса: "Есть!)
ЕстьГ... (Евг. Евтушенко). А. Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо? (А. Пушкин).
Задание 35
Употребите следующие слова в контекстах и определите явление, которое они иллюстрируют.
1. Простой, стекло, напасть, три, течь.
Стать, сорок, вина, семью, дали.
Задание 36
Прочтите статью С. А. Пугача "Тавтология как средство выразительности". Ответьте на вопрос: в каких случаях тавтология является речевым недостатком, в каких — средством смысловой и эмоциональной выразительности?
Термин "тавтология" (греч. fauto- 'то же самое' и logos-'слово') давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, "Словарь лингвистических терминов" О. С. Ахмановой рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность
речи, то "Краткая литературная энциклопедия" и энциклопедия "Русский язык" видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием выразительности
...Ив устном, и в письменном изложении нередко встречаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Людитрудятс я с трудовым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова "авто-" как раз и обозначает "свой"); Продолжается процесс развития растений (в слове "развитие" уже заключена идея процесса); Посмотрите прейскурант цен (иноязычное "прейскурант" — это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незнанием значения слова или невнимательностью.
И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали нормативными сочетания типа белое белье, черные чернила, информационное сообщение, реальная действительность, в которых смысловая избыточность уже не чувствуется.
Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делает-с я ". Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.
Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механическое повторение, не простое дублирование уже выраженного понятия...
Существенный признак тавтологии — повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия — обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить ходуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпитетом: дальняя даль, горе горькое. К этому явлению относятся и повторы: "Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие..." (Лермонтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозначают разные понятия, что приглушает тавтологичность: "Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей" (Балашов).
Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это— удвоение: "Еду, еду — следу нету" (загадка); анафора (единоначатие): "В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в ду ма х моих я все грехи изведал..." (Горький); эпифора (повторение конечных элементов высказывания): "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): "Мозг класса, дело клас-с а , слава класса" (Маяковский); обрамление (слово-расположение, создающее замкнутость высказывания): "...но собеседники все кур ил и и разговаривали, разговаривали и курили" (Л. Толстой).
Тавтология встречается в различных стилях речи, но особенно часто в языке художественной литературы и публицистики, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важнейшие из них:
— усиление смысловой значительности и убедительности высказывания, выделение той или иной детали описания: "Какая громадная, многовековая подготовительная работа была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования..." (Вересаев);
— обозначение длительности или интенсивности действия: "Шли, шли, надо и про ночлег подумать" (Белов);
— подчеркивание или уточнение признака предмета:
"...солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади" (Лермонтов);
— обозначение большого количества или массы предметов: "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров" (Гоголь);
— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: "Д и во дивное", "Когда беспокоит спокойствие";
— усиление эмоциональности, патетичности речи:
"Дымом дымится под тобою дорога, гремят мос
ты" (Гоголь);
— создание каламбуров, вызывающих комическое впечатление: "П о звольте вам этого не позволить, — сказал Манилов с улыбкою" (Гоголь);
— средство связи частей текста в описаниях, рассуждениях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мысли: "Положим, я вызову на дуэль,— продолжал про себя Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим , я вызову его на дуэль. Положим , меня научат..." (Л. Толстой).
Итак, тавтология — сложное, противоречивое по содержанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходимостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и мастерством автора. Неоправданное повторение слов и форм — это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение — средство смысловой и эмоциональной выразительности. ■
Задание 37
Найдите в художественной литературе примеры тавтологии, имеющей разные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.
Задание 38
Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний.
1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.). 2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов). 3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин).
4. Вернулся он домой туча-тучей [М. Алексеев). 5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).
Задание 39
Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.
1. Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось (А. Пушкин).
2. И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи... (А. Пушкин).
3. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Да дон (А. Пушкин).
4. Грое суток было слышно, как в дороге скучной,
долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток... (П. Антокольский).
5. Я жду... Соловьиное эхо
Несется с блестящей реки,
Трава при луне в бриллиантах,
На тмине горят светляки.
Я жду... Темно-синее небо И в мелких и в крупных звездах, Я слышу биение сердца И трепет в руках и ногах.
Я жду... Вот повеяло с юга; Тепло мне стоять и идти; Звезда покатилась на запад... Прости, золотая, прости! (А. Фет).
6. ...в дымных тучках пурпур розы.
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. Фег).
7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад. Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).
8. Без вины виноватые (А. Островский).
9. И это нисколько не удивительно, а удивительно то,
что вы находите это удивительным (В. Белинский).
10. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся
еще необъятнее (Н. Гоголь).
Задание 40
Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
1. Милая, добрая, отзывчивая — гак отзывались о ней все. 2. Автор "Слова о полку Игореве" считает, что следовать рассказам Бояна не следует. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
Задание 41
Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые^методи-ки и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, лто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина "Евгений Онегин" является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья ("Слово о полку Игореве") не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.
Задание 42
Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экс
понаты выставки, народный фольклор, свободная вакан
сия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, ми
зерные мелочи, коллега по профессии, габаритные раз-