Технологическая карта образовательного модуля
Компетенции (шифр) | Тема | Лекции (групповая работа) | Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа) | Практические занятия * (групповая, звеньевая работа) | Самостоятельная работа (индивидуальная работа) | Контроль | |||
ОК-10 | Тема 1 | Конспекты лекции 1, презентации | тесты на исключение лишнего, тест с открытой формой задания, | реферирование, тезирование | Рабочая тетрадь Тема 1 | Письменный опрос | |||
ОК-8 | Тема 2 | Конспекты лекции 2, презентации | тесты с заданиями на исключение лишнего, | имитационное упражнение; реферирование | Рабочая тетрадь Тема 2 | Письменный опрос | |||
ОК-10 | Конспекты лекции 2, презентации | тесты идентификации | Конспектирование, аннотирование | Рабочая тетрадь тема 2 | Устный опрос | ||||
ОК-10 | Тема 3 | Конспекты лекции 3, презентации | тесты с закрытой формой ответа, тесты с заданиями на исключение лишнего | аннотирование | Рабочая тетрадь тема 3 | Письменный опрос | |||
ПКСПП-1 | Конспекты лекции 3, презентации | Тесты с многозначным выбором, тесты перекрестного выбора | планирование | Рабочая тетрадь тема 3 | Письменный опрос | ||||
ПКСПП-1 | Тема 4 | Конспекты лекции 4, презентации | тесты идентификации, конспектирование | имитационное упражнение, структурирование проблемы | Рабочая тетрадь тема 4 | Письменный опрос | |||
ПКСПП-6 | Презентации | Конспектирование. | Реферирование. | Рабочая тетрадь тема 4 | Письменный опрос | ||||
ОПК-5 | Тема 5 | Конспекты лекции 5, презентации | тесты перекрёстного выбора, устный и письменный опрос | реферирование, тезирование | Рабочая тетрадь тема 5 | Письменный опрос | |||
ПКСПП-1 | Конспекты лекции 5, презентации | тесты на соответствие, устный и письменный опрос | реферирование, тезирование | Рабочая тетрадь тема 5 | Письменный опрос | ||||
ОК-10 | Конспекты лекции 5, презентации | Конспектирование, тесты с закрытой формой ответа | Тезирование, структурирование проблемы | Рабочая тетрадь тема 5 | Письменный опрос | ||||
ПКСПП-6 | Конспекты лекции 5, презентации | устный и письменный опрос | реферирование | Рабочая тетрадь тема 5 | Письменный опрос |
Объем модуля и виды учебной работы
(по каждой форме обучения)
Факультет/ направление | Название модуля | Вид учебной работы | Кол-во часов | Семестр | |
Аудитор ные | Самост. работа | ||||
050700 Специальное (дефектологическое) образование | Медико-биологические проблемы дефектологии | Лекции | |||
Практические/семинарские | |||||
Лабораторные | |||||
Консультации | |||||
Курсовые/рефераты | |||||
Контрольные работы | |||||
Итоговый контроль Зачет Экзамен | |||||
Общий объем часов по дисциплине |
Содержание модуля/ дисциплины
Краткое содержание курса
Тема 1. Естественно - научные основы психических процессов. Проблема онтогенеза психического развития ребенка в норме и патологии. Ок-10
Установление связи между психическим и физиологическим позволило в XX столетии выделиться междисциплинарной отрасли знаний— нейрофизиологии и психофизиологии, которые исследуют закономерности работы мозга во взаимосвязи с психическими процессами. Результат взаимодействия управление (организация) поведенческими актами и научные, естественные процессы при обеспечении психических функций и психических состояний.
Установление детерминированного характера деятельности нервной системы. Р. Декарт - родоначальник детерминистической психофизиологии.
И. М. Сеченов.
Раскрытие непрерывной динамики процессов возбуждения и торможения в нервных центрах.
Исследования И. П. Павлова.
Объективный метод исследования мозговой деятельности.
Сопоставление лабораторных фактов патологии высшей нервной деятельности с клиническими исследованиями. Развитие идеи об «охранительной и целебной роли торможения». Исследования учениками И. П. Павлова влияния эндокринных желез на высшую нервную деятельность.
Перспективные направления разработки проблем связи психики с мозгом. Исследования П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна.
Онтогенетический подход в изучении психических расстройств детского возраста. Исследования М. О. Гуревич, Г. Е. Сухаревой, Г. К. Ушакова, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, А. И. Личко и других авторов.
«Психический дизонтогенез» - нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.
Роль социально-психологической среды в происхождении психологического дизонтогенеза.
Теории периодизации, отечественных морфологов и физиологов (А. М. Северцова, А. А. Волохова, И. А. Аршавского, Л. А. Орбели, Т. А. Образцова). Исследования И. А. Аршавского.
Идея этапности индивидуального развития в зарубежной сравнительно-возрастной психологии (К. Buhler, A. Geseil, N. Ual-lon).
Биогенетическая теория этапности индивидуального развития В. В. Ковалева.
4 основных возрастных уровня: соматовегетативный (0—3 года),психомоторный (4—7 лет),аффективный (5—10 лет),эмоционально-идеомоторный (11—17 лет).
Общие сведения об эволюции нервной системы.
Проблема возникновения жизни на земле. Различные виды теорий по этому вопросу. Значение работ К. Линнея и Ч. Дарвина для изучения проблемы развития животного и растительного мира. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка, Н.А. Северцева, А.О. Ковалевского и других естествоиспытателей. Роль нервной системы в развитии животного мира. Изменение структуры нервной системы под влиянием внешней среды: филогенез (развитие вида) и онтогенез (индивидуальное развитие).
Развитие сенсомоторных функций в возрастном аспекте.
Формирование сенсорных функций: зрение, слух, чувствительность.
Формирование моторных функций: держать голову, сидеть, стоять, координация движений. Сложный двигательный акт: захват игрушки рукой под контролем зрения.
Понятие о формировании функциональных систем по материалам работ П.К. Анохина. Учение о системогенезе и гетерохронии.
Возрастная эволюция мозга.
Тема 2. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма. Сенситивные периоды развития ребенка.Основы сенсорной физиологии детей.Ок-8, ок-10
Особенности строения и функционирования сенсорной системы: периферический, проводниковый и центральный отделы, их значение.
· Зрительная сенсорная система, особенности строения, функции и значение в детском возрасте.
· Слуховая сенсорная система, их строение, функции и значение в детском возрасте.
· Вкусовая и обонятельная сенсорные системы, их строение, функции и значение в детском возрасте.
· Кожно-кинестетическая сенсорная система, строение, функции и значение в детском возрасте.
Наследственный аппарат клетки. Роль ДНК и РНК в передаче наследственных признаков. Рост и развитие многоклеточных организмов связаны с делением клетки.
Критические периоды в развитии человека: первый критический период - 1-ая неделя после зачатия, 2-й период – 3 – 5 неделя внутриутробного развития. Формирование плаценты на 8 -11 неделе внутриутробного развития зародыша; третий критический период.
Чувствительность нервной системы к лучевым воздействиям.
Факторы внешней и внутренней среды, их отрицательное действие на потомство через материнский, и отцовский организм (в частности, употребление алкоголя или лучистой энергии. Патологическое развитие ребенка).
Тема 3. Интегративные механизмы работы мозга. Структурно-функциональные основы обучения и памяти. Структурно-функциональные основы обучения. Физиологические механизмы речи. Ок-10, ПКСПП-1
Функциональные системы. Теория функциональных систем Анохина П.К. Стадии поведенческого акта. Нейрофизиологические основы функциональной системы коры мозга. Гетерохрония. Динамическая локализация функций.
Нейрофизиологические механизмы восстановления и компенсации утраченных функций. Механизмы кратковременной и долговременной памяти. Структурно-функциональные основы обучения и памяти. Доминанта и условный рефлекс. Роль доминанты в механизме образования временной связи. Динамический стереотип.
Речь и ее функции. Слово как сигнал сигналов. Развитие речи у ребенка. Словесные сигналы как специфическая для человека система раздражителей. Понятия первой и второй сигнальной системы. Становление речи в онтогенезе. Закономерности взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Нервные центры связанные с речью. Функциональная ассиметрия коры больших полушарий головного мозга. .
Физиологические механизмы типологических особенностей человека
Типы ВНД по соотношению активности полушарий. Мышление и речь. Мозг и сознание. Осознаваемые и неосознаваемые формы высшей нервной деятельности Понятие типа ВНД. Типы ВНД по Павлову (на основе скорости образования и торможения условных рефлексов). Соотношение типа ВНД и темперамента. Чисто человеческие типы ВНД по Павлову (по соотношению первой и второй сигнальных систем).
Тема 4. Патология нервной системы. Клинико-педагогическая характеристика алалии, афазии, дизартрии. ПКСПП-6, ПКСПП-1
Причины заболеваний нервной системы. Внешние факторы, вызывающие поражение нервной системы. Внутренние факторы, вызывающие заболевание нервной системы: хромосомные и генетические расстройства, инфекции, интоксикации, травмы, эпилепсию, новообразования, паразиты, сосудистые расстройства.
Симптомы и синдромы неврологических расстройств.
Расстройства двигательной сферы: органические и функциональные. Понятия «паралич» и «парез», их различия. Параличи (парезы) центральные и периферические, их особенности и различия. Понятия «монопарез», «гемиплегия (гемипарез)», «тетраплегия (тетрапарез)», «гиперкинез», «акинезия», «атаксия», их проявление и значение. Симптомы, характеризующие расстройства двигательной сферы: мышечный тонус повышенный (гипертония) и пониженный (гипотония). Менингеальные симптомы: поза больного, симптом Брудзинского и симптом Кернига. Особенности двигательных нарушений у аномальных детей.
Расстройства поверхностной чувствительной сферы и ее нарушения: гиперестезия и гипестезия (анальгезия).
Расстройства глубокой чувствительности: «агнозия», «астереогноз» и другие.
Расстройства рефлекторной сферы: сухожильные рефлексы повышенные (гиперрефлексия) и пониженные (гипорефлексия или арефлексия). Тонические рефлексы.
Расстройства питания мышц: «гипотрофия» и «атрофия».
Вегетативные расстройства: «вегето-сосудистая дистония»,расстройства функции тазовых органов.
Синдромы нарушения высших корковых функций: гнозис («агнозия»), праксис («апраксия») и фазис («афазия»).
Физиологические механизмы развития речи. Основные уровни нервной системы, принимающие участи в формировании речи, и органы артикуляции и дыхания, исполняющие речевые функции.
Значение коры головного мозга для восприятия и воспроизведения звуков речи, слова, грамматических структур, связной речи. Значение трех блоков в структуре формирования речи. Лобный конус – как блок программирования речевой и эмоционально-волевой деятельности и регулятор поведения. Вся высшая психическая деятельность формируется под контролем лобного конуса, который включается в возрасте 3-х лет (2-4 года).
Начало формирования речи ранний возраст: подкорковый уровень восприятие и воспроизведение эмоционально-окрашенных звуков (реакция на звуки речи и гуление). Включение в деятельность (после 6 месяцев) височных, лобных, теменных и затылочных отделов мозга левого полушария, имеющих отношение к речи. Формирование пассивного словаря, появление лепета. Организация связей между областями коры и подкорковыми образованиями. Значение пирамидного пути и периферических нервов для формирования артикуляции звуков речи, голоса и дыхания.
Фонетико-фонематические расстройства (ФФН): дислалия и дизартрия. Формирование дислалии на фоне минимальной мозговой дисфункции (ММД) как следствие легко выраженной неврологической симптоматики, проявляющейся в нарушении функции. Нарушение звукопроизношения. Необходимость логопедической помощи. Значение возраста.
Формирование дизартрии на фоне ДЦП разной степени выраженности. Неврологическая симптоматика прослеживается в артикуляционной и общей моторике. Значительное расстройство фонетико-фонематической стороны речи, дыхания и голосообразования. Сочетание дизартрии и ЗПР. Ранняя диагностика и логопедические занятия.
Поражение коры головного мозга в сенсомоторной области: сенсорная и моторная алалия. Недостаточное восприятие звуков речи окружающих (височная область), затруднения в удержании и запоминании отдельных слов и фразовой речи. Различная степень выраженности сенсорных расстройств (сенсорная алалия). Преимущественное поражение нижних отделов лобной области: позднее речевое развитие, медленное накопление словаря и формирование фразовой речи, выраженные аграматизмы, затруднения формирования связной речи (моторная алалия). Разная степень выраженности.
Нарушение устной речи и письменная речь. Особенности формирования и варианты дислексии и дисграфии.
Нарушение темпа, ритма, просодики и дыхания. Невротическое (функциональное) и неврозоподобное (на органическом фоне) заикание, формы проявления (тоническое и клоническое). Причины возникновения. Проявление заикания. Особенности невротических реакций. Раннее выявление, лечебно-логопедическое воздействие.
Тема 5. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте. Основные симптомы психических расстройств. Основные аспекты интеллектуальных нарушений. Воспитание и обучение ребенка с психическим заболеванием. Опк-5, ПКСПП-6, ПКСПП-1 ок-10
Понятие «этиология», формирование представлений о причинах психических болезней (исторический аспект). Современное учение о причинности, наиболее актуальные тенденции исследований.
Понятие «патогенез», соотношение клинических и поведенческих признаков психического расстройства в механизме его формирования.
Специфика патогенетических механизмов психических расстройств в детском возрасте. Полиморфизм симптоматики, трудности нозологической диагностики.
Эндогенный характер психических расстройств, соотношение причинных и провоцирующих факторов в механизме их формирования.
Соотношение понятий «болезнь» и «дизонтогенез», общее и различное в их формировании.
Симптомы расстройств перцептивной сферы (сферы ощущений и восприятия): искажения ощущений (гипостезия, гиперстезия, анестезия), связанные с изменением порогов чувствительности; иллюзии, галлюцинации, сенестопатии, искажение «схемы тела», изменения пространственного восприятия.
Симптомы нарушений мышления: две группы. Первая группа – нарушение формы ассоциативного процесса, вторая группа – нарушение содержания ассоциаций.
Симптомы нарушений памяти: модально-специфические и модально-неспецифические. Гипомнезия, гипермнезия, амнезия и ее варианты.
Симптоматика расстройств эмоциональной сферы.
Симптоматика нарушений волевой и инстинктивной сфер:
А) симптомы нарушений пищевого поведения;
Б) симптомы нарушений полового поведения;
В) симптомы нарушений инстинкта самосохранения;
Г) симптомы нарушений мотивов и побуждений к деятельности.
Симптомы нарушений сознания.
Задержка психического развития: (соматогенного, конституционного происхождения; церебрально-органического генеза; психогенного происхождения).
Умственная отсталость.Общая характеристика степеней тяжести умственной отсталости. Общая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности недоразвития двигательной сферы. Нарушение функции внутренних органов и систем организма. Неврологические нарушения умственно отсталых детей. Классификация умственной отсталости. Классификация умственной отсталости по этиологическому фактору. Вопросы патогенеза и патологической анатомии умственной отсталости.
Организация медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям, имеющим психические отклонения. Сеть специальных учреждений, принимающих на обучение и воспитание детей с психическими расстройствами. Показания и противопоказания для приема детей в специальные учреждения.
Актуальные проблемы организации специальной помощи детям, имеющим психические заболевания.
Воспитание, развитие и обучение ребенка в семье: трудности и пути их решения.
Помощь педагога-психолога семье, воспитывающей ребенка с психическим заболеванием.
3.1 Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий(по каждой форме обучения)
№ п/п | Наименование раздела ОМ/ УД | Лекции | Лабораторные занятия | Семинары | Самостоятельная работа |
1. | Тема 1 | ||||
2. | Тема 2 | ||||
3. | Тема 3 | ||||
4. | Тема 4 | ||||
5. | Тема 5 |
Содержание разделов ОМ/ УД