Принципиальные основы организации обучения детей с нарушениями развития и реализация интеграционных процессов на современном этапе
На современном этапе специальное образование Японии признано одним из наиболее качественных в мире. Оно ориентировано на индивидуальные потребности каждого ребенка и предусматривает высокий уровень его социального и нравственного развития, подготовленность к самостоятельной взрослой жизни, основанной на получении профессионального образования и адекватном трудоустройстве. Специальное образование Японии характеризуется высоким уровнем методической и технической оснащенности, широким внедрением в учебный процесс современных образовательных и информационных технологий; повсеместным обеспечением людей с ограниченными возможностями современными техническими средствами, устройствами и приспособлениями компенсирующей направленности, позволяющими устранять (нивелировать) ограничения в передвижении, коммуникации, в овладении знаниями и профессиональными навыками. Зарубежные специалисты, посещающие страну, нередко отмечают также высокий уровень профессиональной дисциплины и добросовестности у японских педагогов-дефектологов.
Рассмотрим кратко современное состояние обучения и воспитания детей с отклонениями развития разных категорий.
Образование глухих. Диагностика, раннее протезирование и ранняя комплексная помощь глухим детям стали осуществляться с конца 60-х п. :хх в. в медицинских исследовательских центрах университетов. Одним из основоположников этого направления, как мы уже говорили, бьш Йошисато Танака (Токио). В настоящее время ранняя помощь обеспечивается региональными Центрами специального образования.
Большинство школ для глухих детей располагают дошкольными отделениями, ориентированными как на дошкольный, так и на более ранний возраст; имеются и специальные детские сады для глухих детей. Широко распространена практика присутствия родителей на занятиях в дошкольных группах и в первых двух классах начальной школы. Начиная с третьего класса дети приучаются ездить в школу и обратно самостоятельно, что рассматривается как важный момент в процессе социального адаптирования глухого ребенка и воспитания у него самостоятельности.
И дошкольное, и школьное образования осуществляются по государственным программам. Много внимания уделяется развитию остаточного слуха и формированию речевого общения детей, а общее содержание воспитания соответствует аналогичному в системе массового образования.
В начальных классах (ученики 6-12-ти лет) и в средней школе 1 ступени (12 -15-ти лет) содержание образования составляют предметы обшеобразовательного цикла; в то же время много внимания уделяется развитию языка и устной речи, хорошему владению письменной речью (иероглифическому письму), музыкальным занятиям, а также упоминавшейся выше программе «Забота и упражнение,>. Несколько школ для глухих работают на основе как метода тотальной коммуникации, так и билингвистического похода.
В средней школе II ступени (учащиеся 15-18-ти лет) наряду с общеобразовательными предметами введено профессиональное обучение (по специальностям портного, дизайнера, парикмахера, по типографскому делу, машиностроению и др.). По завершении программы средней школы учащимся предлагается (по желанию) также курс обучения по специальности <<Зубной техник>. Около половины глухих выпускников продолжают обучение в высшей школе, приобретая доступные и социально востребованные профессии.
По оиенкам зарубежных специалистов японская система специального образования глухих - одна из лучших в мире.
Обучен.ие Cлепыx детей. Программа ранней помощи и дошкольного воспитания детей с нарушениями зрения предусматривает тесное сотрудничество с родителями, направленное на формирование у слепого ребенка самостоятельности, познавательной активности, коммуникабельности, а также на сенсорное, моторное и интеллектуальное развитие.
Многие школы для слепых детей имеют дошкольные отделения.
В начальной школе и в средней школе 1 ступени содержание образования мало отличается от аналогичного в массовом образовании. Вместе с тем большое внимание уделяется формированию навыков пространственной ориентировки, свободной ходьбы, обучению письму на машинке (с японским шрифтом), пользованию тифлотехническими приборами.
В средней школе II ступени наряду с общеобразовательными предметами ученики осваивают различные профессиональные курсы: медиuинские - акупунктура, остеопатия, массаж; музыкальные - игра на японской цитре. По завершении средней школы выпускникам предлагается ряд профессионально-образовательных программ в высшей школе, обеспечивающих им последующую самостоятельность в жизни. Около 50 % выпускников школ для слепых становятся студентами университетов.
Обучен.ие детей с умствен.н.оЙ отсталостью. Специальные детские сады для детей с интеллектуальной недостаточностью в Японии отсутствуют. До начала школьного обучения дети этой категории посещают массовые детские сады либо специализированные небольшие группы дневного пребывания. Специальная школа для умственно отсталых детей имеет три ступени: начальную, неполную среднюю 1 ступени и среднюю 11 ступени (профподготовка).
В эти школы, как правило, направляются дети с умеренной или тяжелой формой умственной отсталости, поэтому на начальной ступени ведется работа по развитию сенсорной и моторной сфер, формированию базовых жизненных навыков и умений (речи и коммуникативных умений, навыков самообслуживания и т. П.).
В обучении широко используется деятельностный подход, в том числе и методология Монтессори-педагогики, а также обучение в условиях коллективной деятельности (метод проектов), применяется и поведенческая терапия. В средней школе II ступени преобладает профессиональная подготовка (столярное дело, садоводство, швейное дело, гончарное дело, кулинария и др.), необходимая для доступной трудовой деятельности и жизни в семье.
Дети, имеющие тяжелые интеллектуальные или множественные нарушения, получают педагогическую помощь либо в условиях надомного обучения, либо в домах инвалидов. С каждым ребенком занимаются два раза в неделю по два часа. Однако японские специалисты считают, что такого объема занятий недостаточно.
Дети с трудностями в обучении и с легкой умственной отсталостью посещают специальные классы при массовых школах (в начальной школе и средней школе 1 ступени). Официально таких учащихся насчитывается около 55 тыс. ДЛя обучения на II ступени (профессиональная подготовка) эти ученики переводятся в школу, предназначенную специально для подростков этого контингента и имеющую лишь одну II ступень. Главной целью обучения здесь является достижение профессиональной самостоятельности учащихся. Как правило, около 25 % ее выпускников трудоустраиваются.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для детей данной категории в стране имеется три вида школ: больничная школа в структуре госпиталя или больницы; больничная школа, располагающаяся в соседнем с больницей или госпиталем здании; и дневная школа-экстернат для тех, кто не нуждаются в лечебных процедурах. Около 70 % контингента учащихся этих школ составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП).
Содержание обучения в начальной и в средней школе 1 ступени мало отличается от такового в массовой школе. Однако наличие у детей двигательных нарушений, а у детей с ДЦП еще и нарушений речи и интеллектуальной деятельности, учитывается как при организации образовательного процесса, так и в его содержании: обучение ведется в более медленном темпе и на всех его этапах имеются в виду потребности этих детей в обогащении сенсорного, пространственного и житейского опыта. Программа «Забота и упражнение» предусматривает развитие базовых движений: удержание сидячей позы, наклоны, выпрямления ног в коленных суставах и др.), реализуются программы реабилитации Бобат или Войта; проводятся тренинги «Activites of daili living»; предусмотрены специальные логопедические занятия.
В школе II ступени работа с подростками, имеющими тяжелые и множественные нарушения, организуется в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями. Это, прежде всего, формирование навыков самопомощи и доступной профессиональной самостоятельности.
Следует отметить, что многие выпускники этой категории, обладающие сохранным интеллектом, получают образование в высшей школе, в том qисле значительная их часть благодаря дистанционному обучению.
Обучение детей с хроническими заболеваниями. Школы для детей с хрониqескими заболеваниями (болезни сердца, бронхиальная астма и др.) в большинстве своем существуют при клиниках и госпиталях, ибо такие дети нуждаются в долговременном леqении и нередко в пребывании в условиях клиники. По уровню образования это, в основном, начальная школа и средняя школа 1 ступени. Дошкольные отделения и школы II ступени при таких образовательных учреждениях имеются довольно редко. В 2003 г. в стране действовало 96 подобных учреждений, в них учились 3967 детей.
В тех местах, где общеобразовательная школа располагается недалеко от клиники, в ней может быть открыт специальный класс для хрониqески болеющих детей. В указанный период в 840 таких классов обучались 1660 детей (Малофеев Н. Н., 2005).
В школах, функционирующих при больницах, занятия с детьми могут проводиться прямо В палате, если у учеников постельный режим, или дети самостоятельно приходят на уроки в помещение школы. Содержание обучения тщательно отбирается с учетом принципа первостепенной значимости для ребенка; в преподавании используются шадящие технологии. Если состояние здоровья ученика улучшается, он может перейти в обычную массовую школу.
Обучение детей с речевыми нарушениями и легкими формами отклонений в развитии в специальных классах общеобразовательной школы. Такие классы имеются поqти во всех массовых школах на уровне начального и среднего образования 1 ступени. В школах II ступени подобных классов нет.
В 80-е п. прошедшего столетия заметно увелиqилось число специальных классов для детей с речевыми нарушениями и с аутистическим синдромом. В то же время уменьшилось число специальных классов для детей с трудностями в обучении и с сенсорными нарушениями. Японские специалисты объясняют это рядом причин. Прежде всего совершенствованием дифференцированной диагностики. Так, детей с интеллектуальными нарушениями направляют в соответствующие специальные школы; дети с трудностями в обучении, сочетающимися с нарушениями речи, посещают классы с усиленной логопедической поддержкой; дети с трудностями в обучении, обусловленными отклонениями в поведении, переходят в соответствующие специальные классы. Причинами этого послужили и позитивные результаты ранней помощи, благодаря которым часть глухих и слепых детей могли учиться в обычных классах массовой школы; ранняя помощь способствовала тому, что подготовленными к обучению в обычной массовой школе оказались многие слабослышащие и слабовидящие дети, а также имеющие легкие формы нарушений опорно-двигательного аппарата.
Произошла четкая дифференциация контингента детей, которых в прошедшие десятилетия относили к малодифференцированной категории «с трудностями В обучении>. Вследствие этого каждый ребенок стал получать помощь, адекватную именно его особенностям и образовательным потребностям.
В массовой школе учащимся специальных классов и школьникам с ограниченными возможностями, занимающимся в обычных классах, коррекционно-педагогические услуги оказываются в так называемых ресурсных комнатах. Как правило, в них нуждаются школьники с нарушениями речи, глухие и слабослышащие, а также дети с аутистическими проявлениями. При возникновении каких-либо дополнительных проблем (например, нарушение речи у слабовидящего ребенка) учеников направляют на специализированные занятия в ресурсной комнате.
В средней школе Il ступени специальные классы и ресурсные комнаты отсутствуют.
***
Согласно законодательству, для того, чтобы стать учителем массовой школы или специальным педагогом требуется документ о соответствующем профессиональном образовании. Однако на практике не все работающие с детьми с ограниченными возможностями имеют высшее профессиональное образование.
Профессиональная подготовка дефектологов ведется в ряде крупных университетов и высших педагогических школ Японии: университете Цукуба в Токио, в университете Тохоки в Сендае, университетах Каназавы и Хиросимы, а также в высших педагогических школах Фукоки, Ниигаты, Осаки, Токио и других городов. Старейший вуз, выпускающий дефектологов, - университет Цукуба в Токио. С 1903 г. в этом университете, совместно с ведушей школой для глухих детей «Nippon Rowa Gakko», действуют созданные по инициативе директора этой школы Н. Кониши курсы для сурдопедагогов. Современные программы профессиональной подготовки специальных учителей ориентированы на американскую модель университетского обучения.
Для удовлетворения практических потребностей в кадрах дефектологов широко распространены краткосрочные курсы повышения квалификации и переподготовки (в течение года), которые организуются как в региональных центрах специального образования, так и в национальном инститyте специального образования, а также при высших педагогических школах и университетах.
Педагоги системы специального образования Японии объединены в профессиональные сообщества. Так, например, существует профессиональное объединение учителей, работающих с глухими детьми в структуре массовой общеобразовательной школы, - «Japan Association of Public School Teachers ofClasses for Hard-of-Hearing and Speech Disordered Сhildгеп».
Вопросы и задания
1.как происходило становление системы ранней помощи в Японии?
2.Объясните, почему отношение к ЛЮдЯм с разными видами нарушений в истории японского специального образования бьmо различным?
3. Как повлияла Вторая мировая война на развитие специального образования Японии?
4. Подготовьте реферат об организации и содержании специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии разных категорий. 5. Какова система подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями в Японии?
6. Подготовьте письменное сообщение об особенностях становления и развития интеграционных процессов в системе школьного образования Японии.
7. Подготовьте письменный сопоставительный анализ деятельности Национального института специального образования Японии и Института коррекционной педагогики РАО, пользуясь статьей Н. Н. Малофеева «Система специального образования Японии» (Дефектология. - 2005. - NQ 3).
ЛИТЕРАТУРА
Вишневская С. Е. История развития специального обучения в Японии / / Дефектология. - 1982. - NQ 1.
Малофеев Н Н. Система специального образования Японии / / Дефектология. - 2005. - NQ 3.
Handbuch der Sondeгpiidagogik. Vergleichende Sondeгpiidagogik. Bd. 11 / Hrsg. КJ.Юаuег, W.Mitter. - Berlin, Marho1d, 1987.
Ministгy of Education, Science and Culture: Special education in Japan. Tokyo, 1998.
Ыеше А. Horgeschiidigtenpiidagogik international. НVA / Edition Schindele. Heidelberg, 1992.