Распределение часов по направлениям работы
Направление | Количество часов |
I. Диагностическое | |
II. Коррекционно – разивающее | |
III. Консультативное | |
IV. Информационно – просветительское |
Содержание
Сбор сведений о детях у педагогов, родителей (законных представителей), анализ документов (справки МПК, заключений специалистов), изучение продуктов деятельности – рисунков, поделок и т.п. Беседы с целью изучения мотивации и запаса знаний об окружающем мире. Первичное обследование и систематические этапные наблюдения за динамикой развития детей с ЗПР, определение актуального уровня развития, особенностей эмоционально – волевой сферы, личностных характеристик и особенностей межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Диагностика учебной деятельности и развития когнитивных высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи), произвольности регуляции поведения и других особенностей.
Коррекционная работа, направленная на развитие отдельных сторон учебно – познавательной, речевой, эмоционально – волевой и личностной сфер!!! обучающихся с ЗПР. Консультации родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и индивидуальных особенностей детей – 1 раз в четверть, а по необходимости и чаще.
Методическая и информационная помощь педагогам в вопросах возрастных психологических особенностей и индивидуальных поведенческих проявлений детей с ЗПР.
Методы и формы работы:
Консультативное направление коррекционной работы реализуется во время индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) детей с ЗПР, при необходимости возможны выходы на родительские собрания для улучшения адаптации семьи ребёнка с ЗПР в детско-родительском коллективе.
В диагностическом аспекте работы с детьми ЗПР используются различные методики:
- тест Равена (серии А,В)
- тест Рэя Тейлора или зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер
- рассказы в картинках Н.Радлова
- корректурная проба
- «Рукавички», «Узор под диктовку» Цукерман и др.
- модифицированная проба Ж.Пиаже, Флейвеля «Ваза с яблоками»
- дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А .Карабановой
- методика изучения мотивации Лукьяновой
- ориентировочный опросник школьной зрелости Йерасека
- 11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка «Кодирование»
- тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен
- батарея проективных тестов («Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек» и т.д.)
Методики могут быть заменены в соответствии с индивидуальной ситуацией развития конкретного ребёнка с ЗПР и диагностикой школьно-значимых психофизиологических функций (фонематического слуха, мелкой моторики, объёма и устойчивости памяти и внимания, познавательной активности и т.д.).
Часть вышеперечисленных методик используется также и на коррекционных занятиях в связи с возможностью применения их не только для диагностики, но и для развития многих показателей. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Игры и упражнения условно разделены на:
- релаксационные (снимающие психо-эмоциональное и мышечное напряжение)
- двигательные (развивающие крупную и мелкую моторику, координацию движений)
- коммуникативные (способствующие формированию умений и навыков общения, социально-одобряемого поведения)
- развивающие (направленные на развитие отдельных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения)
Литература
1. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе» ТЦ Сфера 1996г.
2. А.И.Тащева «Энциклопедия психологической помощи» Ростов-на Дону Феникс 2000г.
3. Р.С.Немов «Психология» М, Просвещение 1990г.
4. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Шпаргалка для взрослых. Психокоррецкионная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми»
5. Т.Я.Шорыгина «Эстетические сказки» изд. «ТЦ Сфера» 2014г.
6. И.Л.Беляева «Семейный колейдоскоп» изд. 3-е Н.Новгород ООО «Педагогические технологии» 2008г.
7. И.Гениатулина «Дорога в школу»-журнал Шк.психолог изд. дом 1 сентября, май-июнь 2014г., стр. 21-24
8. И.Серегина «Как помочь гиперактивному ребёнку», журнал Шк. Психолог, изд. дом 1 сентября, март 2014г., стр. 24-27