Распределение часов по направлениям работы

Направление Количество часов
I. Диагностическое
II. Коррекционно – разивающее
III. Консультативное
IV. Информационно – просветительское

Содержание

Сбор сведений о детях у педагогов, родителей (законных представителей), анализ документов (справки МПК, заключений специалистов), изучение продуктов деятельности – рисунков, поделок и т.п. Беседы с целью изучения мотивации и запаса знаний об окружающем мире. Первичное обследование и систематические этапные наблюдения за динамикой развития детей с ЗПР, определение актуального уровня развития, особенностей эмоционально – волевой сферы, личностных характеристик и особенностей межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми. Диагностика учебной деятельности и развития когнитивных высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи), произвольности регуляции поведения и других особенностей.

Коррекционная работа, направленная на развитие отдельных сторон учебно – познавательной, речевой, эмоционально – волевой и личностной сфер!!! обучающихся с ЗПР. Консультации родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и индивидуальных особенностей детей – 1 раз в четверть, а по необходимости и чаще.

Методическая и информационная помощь педагогам в вопросах возрастных психологических особенностей и индивидуальных поведенческих проявлений детей с ЗПР.

Методы и формы работы:

Консультативное направление коррекционной работы реализуется во время индивидуальных встреч с родителями (законными представителями) детей с ЗПР, при необходимости возможны выходы на родительские собрания для улучшения адаптации семьи ребёнка с ЗПР в детско-родительском коллективе.

В диагностическом аспекте работы с детьми ЗПР используются различные методики:

- тест Равена (серии А,В)

- тест Рэя Тейлора или зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер

- рассказы в картинках Н.Радлова

- корректурная проба

- «Рукавички», «Узор под диктовку» Цукерман и др.

- модифицированная проба Ж.Пиаже, Флейвеля «Ваза с яблоками»

- дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А .Карабановой

- методика изучения мотивации Лукьяновой

- ориентировочный опросник школьной зрелости Йерасека

- 11-й субтест теста Д.Векслера в версии А.Ю.Панасюка «Кодирование»

- тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен

- батарея проективных тестов («Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек» и т.д.)

Методики могут быть заменены в соответствии с индивидуальной ситуацией развития конкретного ребёнка с ЗПР и диагностикой школьно-значимых психофизиологических функций (фонематического слуха, мелкой моторики, объёма и устойчивости памяти и внимания, познавательной активности и т.д.).

Часть вышеперечисленных методик используется также и на коррекционных занятиях в связи с возможностью применения их не только для диагностики, но и для развития многих показателей. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме. Игры и упражнения условно разделены на:

- релаксационные (снимающие психо-эмоциональное и мышечное напряжение)

- двигательные (развивающие крупную и мелкую моторику, координацию движений)

- коммуникативные (способствующие формированию умений и навыков общения, социально-одобряемого поведения)

- развивающие (направленные на развитие отдельных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения)

Литература

1. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе» ТЦ Сфера 1996г.

2. А.И.Тащева «Энциклопедия психологической помощи» Ростов-на Дону Феникс 2000г.

3. Р.С.Немов «Психология» М, Просвещение 1990г.

4. Е.К.Лютова, Г.Б.Монина «Шпаргалка для взрослых. Психокоррецкионная работа с гиперактивными, агрессивными и аутичными детьми»

5. Т.Я.Шорыгина «Эстетические сказки» изд. «ТЦ Сфера» 2014г.

6. И.Л.Беляева «Семейный колейдоскоп» изд. 3-е Н.Новгород ООО «Педагогические технологии» 2008г.

7. И.Гениатулина «Дорога в школу»-журнал Шк.психолог изд. дом 1 сентября, май-июнь 2014г., стр. 21-24

8. И.Серегина «Как помочь гиперактивному ребёнку», журнал Шк. Психолог, изд. дом 1 сентября, март 2014г., стр. 24-27

Наши рекомендации