Программа «волшебные обводилки»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Автор программы — Г.М. Зегебарт.

Основная цель этой программы — формирование графомоторных навыков как у право-, так и у левополушарных детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Комплект включает в себя 12 рисунков формата А4 (они размещены по два на листе формата A3, разрезать их не надо) и 34 рисунка формата A3. Листы можно располагать вертикально (развешивая на стенах) или горизонтально (размещая на столах или других горизонтальных поверхностях). Дети могут обводить и раскрашивать (заштриховывать) рисунки одной рукой или двумя, стоя или сидя.

Упражнения на основе рисунков задуманы таким образом, чтобы у ребенка как можно дольше сохранялся интерес к работе, которая требует многократного копирования одних и тех же рисунков-образцов. В дальнейшем многочисленные копии могут быть использованы для штриховки, раскрашивания и создания разного рода поделок. Копирование, будучи увлекательной игрой, фактически становится мягким и эмоционально окрашенным тренировочным процессом.

Как работать с рисунками?

Начнем с общих рекомендаций:

1. Комплект рассчитан на совместную деятельность с детьми. На первых этапах работы следует копировать рисунки вместе с ними, отслеживая точность работы и правильность выполнения действий, а на более поздних этапах можно коллективно обсуждать рисунки, контролируя правильность выполнения действий лишь при необходимости.

2. Для получения копий рисунков можно использовать кальку, прозрачную пленку, бумагу высокой прозрачности, файлы и уголки соответствующих размеров (при работе фломастером), копировальную бумагу (предварительно соединив два листа А4, чтобы получился нужный размер).

3. Калька или пленка накладываются на рисунок, а копировальная бумага располагается под рисунком на чистом листе бумаги формата A3 (все вместе можно скрепить степлером или скрепками). Полученные копии используются для дальнейшей работы с изображением (штриховки, изготовления поделок и т.п.).

4. Для горизонтального копирования может быть использован как обычный стол, так и специальный (с нижней подсветкой).

5. При горизонтальном копировании ребенок может работать:

· сидя в стандартном для рисования положении (локоть ведущей руки лежит на столе);

· сидя, удерживая локоть ведущей руки на небольшом расстоянии от стола;

· стоя.

Это дает возможность совершенствовать работу различных групп мышц.

6. При вертикальном копировании следует работать стоя (можно и сидя), на расстоянии вытянутой руки от предварительно укрепленного на стене образца на уровне глаз ребенка.

7. При любом виде копирования образцы необходимо укреплять на поверхности (вертикальной либо горизонтальной) малярным скотчем, кнопками или магнитами.

8. Предлагайте детям копировать рисунки в последовательности, обозначенной номерами страниц, так как сложность образцов возрастает от первого рисунка к последнему.

9. Почаще меняйте рисунки, подогревая у детей интерес к продолжению работы.

10. Контролируйте точность копирования.

11. Научите детей самостоятельно точитъ карандаши — это отличное упражнение для развития мелкой моторики рук: точилка всегда должна быть под рукой.

12. Для развития графомоторных навыков лучше всего пользоваться трехгранными (мягкими простыми или цветными) карандашами.

13. При пониженном мышечном тонусе ребенка на начальных этапах занятий предлагайте ему более «легкие» в использовании, чем карандаши, фломастеры, с последующим переходом к копированию только карандашом.

14. В случае работы с группой детей все образцы рисунков необходимо предварительно заламинировать или же защитить специальной пленкой с целью продления срока их службы. Можно также предварительно сделать ксерокопии образцов.

15. Рисунки-образцы выполнены толстыми линиями, и каждая линия имеет внешний и внутренний контуры. Объясните ребенку, что при любом виде копирования следует придерживаться единственного выбранного заранее (внешнего или внутреннего) контура, не переходя с одного на другой. При этом ребенок может ограничиться обведением какого-либо одного контура или последовательно обвести оба, и тогда в результате получится полая линия, которую в дальнейшем можно будет заштриховывать или раскрашивать.

16. Копирование по любому из выбранных контуров необходимо вести:

· максимально точно, даже если темп выполнения задания незначителен;

· не отрывая карандаша от поверхности рисунка;

· соблюдая выбранное направление.

17. Копирование при помощи карандаша желательно предварять другими видами обведения образца:

· обведение рисунка пальцем (или всей кистью руки) непосредственно по контуру с целью создания двигательного образа изображения (поочередно каждой рукой);

· обведение рисунка движениями над ним в воздухе для создания двигательного образа и усиления ощущения ритма движения, что является основой при выполнении любого графического изображения (поочередно каждой рукой).

В этих случаях рисунок необходимо обводить в двух направлениях — в указанном на рисунке стрелкой (слева направо) и в противоположном — (справа налево).

В результате формируется графический и двигательный образы рисунков.

Рисунки, расположенные в вертикальной плоскости, следует обводить пальцами (всей кистью) вытянутой вперед прямой руки, предварительно укрепив рисунок-образец на уровне глаз ребенка.

18. После того как ребенок освоит процесс копирования, развесьте образцы в тех местах, где он будет иметь к ним свободный доступ и может начать работать в любой момент с разными образцами.

Наши рекомендации