Семинар-практикум для воспитателей
«Экологическое воспитание - экологическая тропинка в детском саду»
Цель:создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
2. Разработать план работы педагогов в данном направлении;
3. Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ.
Участники семинара:педагоги ДОУ, родители.
Ход семинара - практикума:
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
1. «Творческая мастерская»
Ведущая:Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине
ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования
экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать
каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные
формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре
команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).
Ведущая:Первое и творческое заданиекаждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану:
1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т.п.).
2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т.п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами - способы реализации и достижения результата.
3. Возраст детей, для которых он предназначен.
4. Где расположен и как оформлен.
5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов - указать названия животных, растений).
6. Зонирование помещения (если это требуется).
7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т.п.)
Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.
Ведущая:
Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории ДОУ, так и внутри ее.
2. «Педагогическая змейка»:
Ведущая:для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).
Ведущая:Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок:
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
в) в здании детского сада.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п.Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).
Конструкторы».
Ведущая:Каждая команда получает два общих задания:
Разработать схему экологической тропинки на территории ДОУ;
Разработать схему экологической тропинки в учреждении.
На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в ДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы на территории ДОУ.