Ознакомление с окружающим. 3 страница
Для игры по-прежнему активно используются игрушки, принимающие участие в дидактических играх и занятиях: Белочка раздает детям орешки, показывает разноцветные листья, они угощают ее чаем; Петушок кричит «кукареку», на прогулке понарошку клюет зернышки; Мишутка раздает детям воздушные шарики или мячики, играет с ними сам. Для того чтобы все дети были вовлечены в игру, следует вводить и другие игрушки, причем они должны быть не менее интересны, чем обыгрываемые на занятии, например, наряду с Петушком вводятся курочка и цыплята, Мишутка приводит своего друга Белого Мишку (или любого другого медведя, отличающегося по цвету или размеру), кукла Машенька играет с детьми вместе с Зайчиком, Петрушкой, Котиком и Собачкой. Воспитатель организует эту игру, привлекает к ней детей, дает каждому посильное поручение: «Ваня, поставь стульчик для Собачки! Катя, дай Белочке тарелочку! А Вова нам поможет покатать Белочку в машинке!»
По мере возможности можно проигрывать простые потешки с игрушками, легкие стишки. «Я люблю свою лошадку! — читает воспитатель, — причешу ей шерстку гладко» и т.д., выполняя при этом соответствующие действия. «А ты причешешь лошадку? Хочешь ее погладить, поиграть с ней?» — спрашивает он детей. Малыши с удовольствием воспринимают фольклорные и художественные тексты, выразительные интонации, а мимика, жесты взрослого стимулируют интерес и эмоционально-положительное отношение к игре и игрушке.
СЕНТЯБРЬ. 3 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы. На этой неделе детей будут знакомить с местом, где проходит их прогулка, назначением различных видов оборудования участка. Педагог будет продолжать обращать внимание детей на природное окружение: деревья, птичек и др. Продолжится каждодневная работа по закреплению у детей культурно-гигиенических навыков, навыков ориентировки в помещении, за столом. В процессе игры с куклами педагог отразит основные эпизоды из жизни детей (мытье рук, прием пищи), познакомит их с предметами, необходимыми в быту: предметами личной гигиены (мыло, полотенце); предметами кукольной мебели (стол, стул, буфет, гардероб); посуды (тарелка, ложка, чашка с блюдцем, чайник и т.п.). Дети познакомятся с красками и кисточками и начнут экспериментировать с цветом. На музыкальном занятии они будут двигаться под музыку. В процессе игрового общения на занятиях по развитию речи словарь детей будет обогащаться словами, обозначающими части тела. Вся работа будет строиться с учетом специфики адаптационного периода.
Организация наблюдений. «Наш участок. Наблюдение за птицами»
Задачи. Продолжать развивать ориентировку в окружающем: провести «экскурсию» по участку, где гуляют малыши. Назвать оборудование участка: горка, песочница, качели, скамейки, столики, гриб-зонтик, беседка, машина, домик и т.п. Показать назначение каждого объекта.
Материалы. Наборы для игр с песком (6-7 шт.), машина (40-50 см), Мишка или Петрушка; кукла в верхней одежде, соответствующей осеннему периоду года.
Содержание наблюдения. Воспитатель говорит, что на прогулку с ребятами сегодня пойдут кукла Маша и Петрушка. (Петрушку
Заказ 544
и куклу вывозят на машине, которую за веревочку везег помощник воспитателя, провожая малышей на прогулку.)
Воспитатель подводит детей к горке и показывает, как с горки будут кататься кукла Маша и Петрушка; поочередно усаживает их в машину, ставит ее наверх горки и сталкивает. Машина съезжает по наклонной плоскости. Воспитатель обыгрывает сценку катания, разговаривает за Машу и Петрушку, которым очень нравится кататься с горки.
Воспитатель предлагает покатать их на качелях. Дети наблюдают сцену катания кукол на качелях. «Это — качели», — говорит педагог. Дети с помощью воспитателя поочередно катаются на качелях.
Воспитатель приглашает малышей «печь» пирожки в песочнице, показывает, что можно сделать из песка, используя формочки и совочки. Воспитатель обыгрывает сценку «выпечки» пирожков для Петрушки и куклы Маши, которые благодарят ребят за «угощение».
Воспитатель, исходя из конкретной ситуации, организует наблюдение за птицами, прилетающими на участок (птички летают, клюют зернышки, купаются в лужице и др.).
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Воспитатель продолжает создавать условия для закрепления у детей элементарных правил личной гигиены, с которыми они знакомились на протяжении предыдущей недели: обучение правильно мыть и насухо вытирать руки, находить свое полотенце, пользовать туалетом; выработка привычки находить свое место за столом, свою кровать в спальне, свой шкафчик для одежды в раздевальной комнате.
Полученные навыки необходимо закреплять путем повторения в разных вариантах — показ, объяснение, с использованием потешек. Например:
«Водичка, водичка...», «С гуся вода, ас... худоба...» Во время приема пищи воспитатель надевает всем детям нагрудники, следит за тем, чтобы дети, правильно сидели за столом, не отвлекались, ели аккуратно, бесшумно и тщательно пережевывали пищу, пользовались ложкой, чашкой, вытирали рот и руки салфеткой, были опрятными.
На протяжении всей недели воспитатель продолжает развивать у детей навыки самостоятельности в разных режимных отрезках.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Кукла Маша обедает» 2. Физкультура. № 5-6 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение игры «Купание Наташи». Дети под музыку «моют» свою головку, ручки. Кукла Наташа спит, а потом пляшет (упражнение «Сон и пляска куклы», любые русские народные колыбельная и плясовая) 2. Конструирование. «Машин двор на даче» |
Среда | 1. Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ» 2. Действие с предметами. «Собираем пирамидку» |
Четверг | 1. Речь. «Ты, собачка, не лай» 2. Физкультура. № 5—6 |
Пятница | 1. Музыка. Повторение упражнения «Сон и пляска куклы». После пляски куклы в руках воспитателя, танцевальные движения повторяет сам воспитатель, а затем — и дети: хлопают в ладошки, топают ножками под русскую плясовую. Затем воспитатель показывает, как можно ходить по залу под музыку (используется марш, по выбору), останавливаясь с ее окончанием. Потом идет с кем-либо из детей за ручку и наконец предлагает пошагать по залу остальным детям 2. Лепка. «Зернышки для птичек» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим. «Кукла Маша обедает»
Задачи.Дать первоначальные знания о предметах, необходимых для приготовления и принятия пищи (что надо знать, чтобы накормить куклу Машу обедом).
Ввести в понимаемую речь обобщающее слово «посуда». Активный словарь пополнить словами, обозначающими отдельные предметы посуды: «ложка», «тарелка», «чашка», «кастрюля», «чайник».
Закреплять представления о предметах мебели: «стол», «стул», «буфет». Ввести в понимаемую речь обобщающее слово «мебель».
А* 35
Материалы.Кукла среднего размера (45-50 см). Игровые аксессуары: игрушечная кухонная, столовая и чайная посуда. Игровая детская кукольная мебель: стол, стул, буфет (соразмерные величине куклы).
Содержание занятия.Педагог показывает иллюстрации к потешке «Водичка-водичка», напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает детям поиграть с куклой Машей: умыть ее и покормить.
В умывальной комнате педагог намыливает кукле ручки, просит кого-то из малышей полить на них водичку. Воспитатель умывает куколке личико и читает потешку, стараясь своими действиями отразить ее содержание. Далее игра — занятие разворачивается по логике игровых действий: с чистыми руками кукла садится за стол обедать. Педагог использует игровой сюжет для закрепления культурно-гигиенических навыков, в частности, обязательное мытье рук перед едой.
Воспитатель выставляет предметы игровой мебели: стол, стул, буфет с посудой. Все это происходит в процессе живого общения с малышами. В процессе разговора с детьми закрепляются названия всех предметов мебели. При этом акцентируется внимание на обобщающем слове — «мебель».
Педагог привлекает то одного, то другого малыша к действию: предлагает посадить куклу настульчик, постелить скатерть настол; достать избуфета тарелочки, чашечки, ложечки, поставить их накукольный столик; повязать кукле нагрудник, посадить Машу застол. При этом акцентируется обобщающее слово — «посуда».
Разворачивается ситуация кормления куклы. В качестве «пищи» для куклы используются игровые муляжи — фрукты, овощи, хлеб и пр.
Далее педагог разыгрывает ситуацию кормления куклы. Желательно провести эту часть занятия с предельным реализмом, отражая, по сути, моменты кормления малышей: куклу просят кушать аккуратно, не проливать суп на скатерть, есть первое блюдо с хлебом, пользоваться салфеткой и т.д.
В процессе происходящего взрослый задает детям вопросы, вступает в диалог, побуждая называть предметы посуды, эмоционально обыгрывает «поведение» куклы за столом: Маша «съедает» первое блюдо — супчик из глубокой тарелочки, второе — котлетку с морковкой из мелкой, затем из чашки пьет компот.
В этой части занятия малыши, помогая воспитателю и вступая в диалог с ним по разным поводам, все же наблюдают за действия-
ми взрослого, который разыгрывает перед ними игровую ситуацию кормления куклы.
В дальнейшем создаются условия, побуждающие малышей перенести игровой показ воспитателя в самостоятельную игровую деятельность.
Физкультура. № 5-6
Задачи.Учить ходить и бегать в разных направлениях, ориентироваться в пространстве. Упражнять в ползании на четвереньках.
Материалы.Игрушки: зайка, мишка, собачка, погремушка.
Место занятия.Групповая комната (по возможности — спортивный зал).
Содержание занятия.Воспитатель вместе с детьми убирает стулья, игрушки, сдвигает столы, расставляет в разных местах комнаты игрушки: собачку, зайку, мишку.
Затем воспитатель собирает детей около себя, у одной стены комнаты, объясняет детям: «Сейчас, дети, мы пойдем к собачке и посмотрим, где она сидит, что делает». Дети вместе с воспитателем идут «стайкой» к собачке, здороваются с ней, разговаривают. «А теперь, дети, навестим мишку, он, наверное, еще спит», — предлагает воспитатель. Дети вместе с воспитателем идут в другой угол комнаты к мишке. «А мишка не спит и на нас рычит», — говорит воспитатель. Дети вместе с воспитателем убегают от рычащего медведя в противоположный угол (в свой дом). «А теперь сходим в гости к зайчику». После посещения зайчика можно предложить детям показать, как прыгает зайчик, и вернуться в свой дом прыжками. Воспитатель может повторить переходы и перебежки по своему усмотрению. Если дети уже достаточно самостоятельны, тогда можно предложить им пойти к собачке одним, без воспитателя. В это время воспитатель может со стороны наблюдать, как дети идут, бегут, подсказывать, чтобы они не мешали друг другу, не обгоняли, не толкались, подсказывать куда, когда и как надо пойти, бежать.
После этого воспитатель останавливает детей, помогает им встать свободно и говорит: «Сейчас, дети, будем делать разные упражнения, чтобы хорошо расти, быть сильными. Смотрите на
меня внимательно и делайте вместе со мной». Воспитатель показывает и приговаривает:
1. Стоя, руки опущены вниз. Поднять руки вверх, хорошо по
тянуться («Вот какие выросли большие наши дети»), присесть,
обхватить колени руками, голову наклонить к коленям («А теперь
вот какие стали маленькие»). Повторить упражнение 3—4 раза.
2. Стоя, руки опущены вниз. Наклониться вперед, похлопать
ладонями по коленям («Вот наши ножки хлоп, хлоп, хлоп»), вы
прямиться, руки спрятать за спину. Повторить упражнение 3-4 раза.
3. Подпрыгивание на месте попеременно с ходьбой («Зайки
прыгают раз, два, три, ножки топают топ, топ, топ».
Воспитатель эмоционально объясняет и показывает упражнения, помогает затрудняющимся детям, подбадривает их. (Например, «И Машенька, и Саша хорошо подпрыгивают» и т.п.)
После выполнения упражнений воспитатель отводит детей к одной стороне комнаты, предлагает им встать за линию (веревку, положенную на пол) или у края ковра. Напротив детей на расстоянии 3 м от линии ставит скамейку (или стул), кладет на нее погремушку (флажок) и говорит: «Сейчас, дети, мы будем ползать на четвереньках до погремушки. А как это делать, нам покажет Максим».
Воспитатель вызывает к себе названного ребенка (более активного или более подготовленного), просит его проползти от линии до погремушки, взять ее в руки, поднять и потрясти над головой, потом положить на место и вернуться бегом за линию. Необходимо похвалить Максима, за то, что так хорошо показал упражнение. После этого дети по очереди выполняют упражнение. Воспитатель подает сигнал (словом, ударом в бубен, хлопком и т.п.), когда можно ползти, следит, чтобы дети не спешили, доползали до скамейки, не поднимались раньше, хвалит малышей, которые хорошо справились с заданием, помогает менее успешным, по возможности может двигаться и сама вместе с детьми.
Далее воспитатель собирает детей около себя и говорит: «А теперь дети мы поиграем, я буду убегать от вас, а вы будете меня догонять. Только догонять меня можно после того, как я скажу: «Догоните меня!» Затем воспитатель убегает на противоположную сторону комнаты, а дети догоняют.
Во время игры воспитатель перемещается в разных направлениях, ласково встречает прибежавших к ней детей. «Вот как хорошо вы бегаете, так быстро меня догнали!» Количество перебежек и расстояние для бега воспитатель регулирует в ходе игры. По ее усмотрению можно предложить детям убегать от воспитателя, а она их будет догонять.
После игры дети проходят за воспитателем по периметру комнаты (зала), делают несколько дыхательных упражнений (поднимают руки в стороны и опускают вниз). Занятие заканчивается.
На прогулке и во второй половине дня.С отдельными детьми и группой детей можно поиграть в игру «Принеси игрушку» (мишку, куклу, собачку); в часы прогулки повторить игру «Догоните меня».
Конструирование. «Машин двор на даче»
Задачи.Продолжать приобщать детей к созданию простых конструкций — скамейки, башенки, домика (будки) для собачки через разыгрывание знакомых сюжетов. Познакомить с новой деталью — призмой1 в сравнении с уже знакомыми (кубиком, кирпичиком). Учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ку-ка-ре-ку», «гав-гав»).
Материалы.По два синих кубика и одной красной призме на каждого ребенка. Набор строительного материала у воспитателя. Игрушки: матрешка, петушок, собачка.
Содержание занятия.Воспитатель помогает группе детей (4— 6 чел.) сесть полукругом за два составленных вместе стола, а сама располагается лицом к детям на противоположной стороне. Открывает, прикрытый заранее построенный домик (см. рис.) и спраши-
1 Призма дана как деталь строительного материала в общеупотребительном значении, а не как геометрическая фигура.
вает у детей: «Кто в этом домике живет, помните?», а рядом ставит матрешку. «Конечно же, наша Машенька! Только почему нет скамеечки?! Вот я поставлю кубики, на них положу пластину, а из кирпичиков сделаю спинку, чтобы удобно было сидеть» (сажает матрешку на скамейку).
будка
Далее спрашивает: «Кто же из животных жил у Машеньки? Правильно, петушок, вот он какой красавец с красным гребешком. А где же он любил сидеть и кукарекать? На башенке, давайте ее построим». Вначале воспитатель сама ставит синий кубик и предлагает кому-то из детей на него поставить еще один, и еще один (при этом помогает детям). «Вот башенка и готова, — говорит воспитатель. — Вскочил на нее петушок и как закричит». И далее делает паузу и предлагает всем детям вместе с петушком прокукарекать: Ку-ка-ре-ку. «А Машенька решила покормить петушка, — продолжает воспитатель. — Ходит петушок вокруг Машеньки и клюет зернышки (воспитатель имитирует движения), а Машенька поет: „Петушок, петушок, золотой гребешок". Взлетел петушок на башенку для того, чтобы поспать. Машенька позвала еще одного друга: „Дружок, Дружок". Кого она так позвала? Правильно, собачку. Выбежал Дружок из-за дома и начал прыгать, лаять от радости. Как он лает? (воспитатель вместе с детьми подражает: „гав-гав"). Побегала собачка, попрыгала, устала. Где же ей можно отдохнуть? Надо сделать для нее домик, который называется будкой».
Далее воспитатель ставит по 2 кирпичика на длинную узкую плоскость с двух сторон и спрашивает у детей, из чего можно сделать крышу. Поскольку призма по форме напоминает крышу, дети, как правило, либо показывают на призму, либо указывают словесно: «Вот из этого». Воспитатель обращает внимание детей на новую для них деталь, предлагает взять ее в руки и сама сравнивает ее с кубиком: «Кубик ровный со всех сторон, а у призмы одна сторона скошена, вот если на кирпичики поставить этой стороной призму, получится крыша». Далее ставит вместе с детьми их крас-
ные призмы на построенные стены из кирпичиков. «Вот какой домик у собачки получился. (См. рис. на с. 40.) В нем она будет спать, прятаться от дождя», — говорит воспитатель и помещает собачку в домик (размер собачки должен соответствовать размерам будки). В конце занятия дети вместе складывают детали по словесному указанию воспитателя: «Сначала кирпичики, а теперь кубики, затем призмы».
Рисование. «Кисточка шагает: топ-топ-топ»
Задачи.Познакомить детей с новыми материалами (красками, кисточками). Учить правилам пользования красками: аккуратно набирать краску на кисточку, рисовать на листе бумаги; держать кисточку в правой руке. Побуждать детей к экспериментированию с цветом, ритмично наносить мазки в разных частях листа бумаги.
Материалы.Краска гуашь красного цвета, кисти № 8—10, листы белой бумаги альбомного формата.
Предварительная работа.Рассматривание с детьми иллюстраций, рисование воспитателем на бумаге простейших форм, линий, мазков.
Содержаниезанятия. Воспитатель напоминает детям, что вначале они учились рисовать цветными карандашами. «А теперь, — говорит она, — будем учиться рисовать красками. Посмотрите: в баночке краска красного цвета, какая она красивая, яркая. Ри-
совать надо кисточкой (показывает ее детям). Кисточка на конце палочки мягкая (каждому ребенку проводит по ладошке ворсом кисточки). Сейчас я покажу, как надо рисовать. Вначале окунаем кисточку в краску, о край баночки отжимаем лишнюю краску и рисуем на бумаге (проводит широкую линию), получилась „дорожка"». Затем прикладывает кисть плашмя к листу бумаги: «Топ-топ-топ — кисточка шагает», совершает круговые движения кистью: кисточка «танцует». После этого воспитатель рисует круг и много палочек вокруг, получилось солнышко. «Вот такая чудесная кисточка, все умеет рисовать. А теперь, ребята, вы сами возьмите кисточку в правую руку и попробуйте рисовать красками на бумаге».
Воспитатель дает каждому ребенку кисточку, показывает, как ее надо держать в правой руке, и предлагает взять немного краски и рисовать на бумаге. В процессе рисования воспитатель следит, чтобы дети не пачкали одежду, аккуратно набирали краску на ворс. Поощряет стремление к экспериментированию краской, рисованию в разных частях листа, закрашиванию его поверхности.
В конце занятия собирает кисточки, а рисунки раскладывает на отдельном столе и предлагает детям их рассмотреть. Вместе с детьми находит сходство с предметами: «Вот красное солнышко, а это — цветок, жучки, дорожки и т.д.». Поощряет стремление детей называть возникшие изображения. Дети рассматривают работы, воспитатель просит их найти свой рисунок.
Действия с предметами. «Собираем пирамидку»
Задачи.Учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения, упражнять в точном попадании отверстием кольца на стержень.
Материалы.Одноцветная пирамидка из 3-4 (5) колец на каждого ребенка.
Содержание занятия.Педагог ставит перед каждым малышом собранную пирамидку (размер колец уменьшается) и предлагает ее разобрать: вначале положить на середину стола крышечки, затем кольца.
«Покажите мне самое большое кольцо!» — говорит взрослый и предлагает нанизать его на стержень (показывает, как это делать на своей пирамидке, помогает ошибающимся детям). Затем из
оставшихся колец дети вновь выбирают самое большое и нанизывают его на стержень.
Так собирается вся пирамидка — от самого большого до самого маленького кольца. Пирамидка закрывается крышечкой, отодвигается на середину стола. Воспитатель обращает внимание на то, что работа выполнена.
Затем предлагает разобрать пирамидку и выложить все кольца в ряд (от самого большого до самого маленького) и затем последовательно нанизать их на стержень.
Речь. «Ты, собачка, не лай»
Задачи.Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь понимаемых глаголов и существительных, обозначающих части тела. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Создавать условия для инициативных высказываний.
1 Материалы.Игрушки: собачки, утки. Тазик с водой.
Содержание занятия.Воспитатель усаживает детей в игровом уголке полукругом. Обращается к ним: — Загадаю вам загадку о собачке:
Гладишь — ласкается, Дразнишь — кусается.
Предлагает детям встать и поискать собачку (игрушку заранее выставляют на видном месте). Если дети найдут несколько игрушечных собак, воспитатель хвалит их.
Разыгрывается сценка знакомства.
«Ав-ав! Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Меня зовут Филя. А как зовут вас?» — говорит воспитатель. (Воспитатель подносит игрушку к отдельным детям, побуждая назвать свое имя и погладить игрушку.)
Далее педагог обращается к детям с предложением: «Собачка очень любит, когда ее хвалят. Давайте, ее похвалим. Ушки у Фили торчком. Хвост лохматенький. (Предлагает детям погладить уши, хвост.) Покажите, где у собачки ушки? Где хвостик? (Подносит иг-РУшку к отдельным детям и побуждает ответить на вопрос действи-ем.) Как она голос подает? (Вместе с детьми: ав-ав!) Что умеет делать собачка?» (Воспитатель демонстрирует действия собаки: лает, прыгает, бегает, лежит, шевелит хвостом. Побуждает детей поиграть
с собачкой: попрыгать, потанцевать, похлопать.) Воспитатель обращается к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!»
— Давайте посмотрим, где наши утки? — сюрпризно выставляет на стол тазик с водой и плавающих в нем уток. Побуждает кого-нибудь из детей взять в руки собачку и произнести слова: «Ты, собачка, не лай, наших уток не пугай!».
Собачку передают другому ребенку. Побуждают полаять, как собачка. Повторяют слова хором 3-4 раза.
Игрушки оставляются в свободное пользование детей, провоцируя инициативные высказывания, эмоциональные звуки.
Лепка.«Зернышки для птичек»
Задачи.Вызывать у детей эмоциональный отклик, желание проявить заботу о птицах. Учить детей лепить из пластилина, отрывая маленькие комочки от целого куска, раскатывать в ладонях круговыми движениями рук; лепить на клееночке, аккуратно пользоваться пластилином, не разбрасывать его на столе. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулке за птицами, клюющими зернышки, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, пение песенок про птиц.
Материалы.Коробка цветного пластилина, клееночки, игрушка птичка, салфетки для рук.
Содержание занятия.Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе с наступлением холодов, птичкам стало тоже холодно, о них надо заботиться, кормить их зернышками.
Воспитатель показывает детям игрушку птичку: «Ребята, к нам прилетела птичка, — говорит воспитатель и выразительно добавляет:
Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам».
Воспитатель подходит к каждому ребенку и предлагает ему погладить птичку по голове, спинке: «Вот какая птичка, у нее круглая головка, клюв, хвостик. Для птички мы слепим много зернышек. Для этого надо взять кусочек пластилина и отрывать маленькие комочки, покатать их в ладонях». Воспитатель показывает процесс лепки и предлагает каждому ребенку юять комочек и слепить много зернышек.
Дети начинают лепить. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется выбрать цветные комочки пластилина и раскатать их в ладонях. В процессе лепки он вновь повторяет выразительные слова про птичку, создавая тем самым эмоциональную атмосферу на занятии. Затем говорит: «Птичка очень рада, что дети слепили для нее много зернышек. Теперь птичке не надо боятся холодов. Дети будут о ней заботиться и кормить вкусными зернышками».
В конце занятия воспитатель просит детей вместе с ней повторить:
Маленькая птичка прилетела к нам. Маленькой птичке зернышек я дам.
А вылепленные зернышки каждый ребенок приносит и кладет на тарелочку, чтобы птичка могла их поклевать. После лепки дети вытирают руки салфеткой.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть, «полетать», как птички, присесть, постучать пальчиками по полу (как будто клюют зернышки). Игра повторяется 2—3 раза.
Организация детской игры
Педагог продолжает знакомить детей с игрой по сюжетам, продиктованным содержанием занятий и личным опытом детей. В игру вводится игрушка Петушок, дети рассматривают его, гладят, слушают, как он «поет» (за него кукарекает педагог), пытаются подражать его пению. Воспитатель предлагает детям поиграть, как будто они — петушки, поклевать воображаемые зернышки, похлопать крылышками. Желающие играют игрушечными петушками, курочками, цыплятами. Воспитатель активно поддерживает в де-
тях эмоциональный настрой, участвует в игре, поет песенки и потешки. На участке Петушка кормят не только зернышками, ему можно испечь и куличик; кукарекать он может, забравшись на «забор» — скамейку, и т.д. Другие игрушки, которых уже брали на прогулку, могут показать ему горку, песочницу, деревья, поиграть вместе. Детей следует побуждать к общению: «Саша, покажи Петушку песочницу! Маша, а твоя куколка пусть испечет ему пирожок!» и т.д.
В группе тоже можно играть в подобные игры. Воспитатель приглашает «в гости» одного или нескольких детей, кроме них гостями могут быть куклы, зверюшки. Заранее накрывается стол, а когда дети включаются в игру, оказывается, что каких-то приборов, чашек, ложек кому-то не хватило. Воспитатель просит детей помочь, принести ложечку, налить «понарошку» чайку и т.д. При этом учитывается уровень развития игрового воображения детей: один может в этом возрасте использовать только реальные предметы, другой уже владеет условными действиями, а кое-кто и словом.
В игру вводятся специальные ситуации: Мишка пролил чай, надо вытереть стол; кукла Маша уронила ложечку, ее надо поднять и помыть; чайник остыл, его надо снова подогреть (включить или «погреть» на плите). В совместной игре дети, не владеющие речью и имеющие затруднения в общении, начинают подражать действиям «умелых» детей, те, кто еще побаивается сверстников, чувствуют себя более спокойно, когда вместе с ними играет и воспитатель.
СЕНТЯБРЬ. 4 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы. Впроцессе наблюдений дети будут продолжать знакомиться на эмоциональной основе с осенними явлениями (листопад, осенние листочки) и обогащать свои впечатления в рисовании красками, слушании песенки, образных движениях на физкультурных занятиях. Особое внимание будет уделяться поддержанию интереса к детскому саду, индивидуальному подходу к детям, которые трудно переживают период адаптации. Будет продолжаться работа по формированию культурно-гигиенических навыков, развитию предметно-орудийных действий, сюжетного конструирования, совершенствованию артикуляционного аппарата детей.
Организация наблюдений. «Осенний букет»
На прогулке воспитатель подводит детей к дереву, которое они наблюдали раньше. «Помните, это наше чудо-дерево, самое красивое!»
«А почему это дерево самое красивое? — спрашивает взрослый и отвечает: — Потому что листья на нем желтые, яркие».