Педагогическая практика на V курсе
Специфика практики на V курсе заключается в том, что в течение 6 недель студенты должны овладеть полным арсеналом тех умений и навыков, которые будут им необходимы в самостоятельной педагогической деятельности. Это делает практику особенно насыщенной по содержанию: практическая работа студента должна быть абсолютно адекватна тому, чем занимается учитель-предметник и классный руководитель, т.е. данная практика по задачам и содержанию стажерская.
Целью данной практики является:подготовка студентов к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, овладение основам педагогической культуры, формирование готовности к педагогическому творчеству.
Задачи практики:
-разработать и дать систему уроков, применив при этом самые современные методы; организовать воспитательную работу с классом и отдельными учащимися с учетом требований общешкольных задач;
- организовать воспитательную работу с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, участие в родительских собраниях);
- овладеть навыками методической работы и самообразования (по сбору материала для дипломной работы, по проблемам педагогики и психологии или методики обучения – для докладов на студенческих научно-практических конференциях; проведение педагогического эксперимента по заданию и т.д.);
- стремиться к оптимальному общению с учащимися разного возраста и уровня развития, их родителями, постоянно осуществлять индивидуальный подход.
На V курсе перед студентами стоит большая организационная задача – с самого начала практики как можно быстрее решить все организационные вопросы (по тем срокам, которые указаны в программе V курса), а в остальное время вплотную, плодотворно заняться учебно-воспитательной работой.
По содержанию (программе) практика на V курсе почти не отличается от практики IV курса (см. табл. № 1).
Студенты должны вести более разнообразную и целенаправленную работу со всем классом, должны научиться наблюдать за всеми учащимися, организовать фронтальные виды воспитательной работы и в конце практики написать психолого-педагогическую характеристику на классный коллектив.
Практиканту необходимо на основе программы практики, календарно-тематического плана учителя-предметника, воспитательного плана классного руководителя, предварительного изучения учащихся класса определить основные задачи и содержание своей учебно-воспитательной работы с классом, темы, формы и методы проведения отдельных видов воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей классного коллектива, интересов учащихся, а также интересов и возможностей самого студента.
Все студенты, проходящие практику в данной школе, присутствуют на отдельных воспитательных мероприятиях. Это может быть любая форма работы: политинформация, этическая беседа, диспут, классное собрание, устный журнал, конференция.
В коллективном обсуждении участвуют группа студентов, классный руководитель, учитель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, преподаватели педагогики, психологи, методисты.
В ходе коллективного обсуждения практикант раскрывает тему, цель, место данной формы в системе воспитательной работы класса, методику его подготовки (составление плана подготовки и проведения мероприятия, распределение поручений между учащимися класса, активность учащихся, методы руководства и контроля за работой школьников), показывает трудности, удачи и неудачи в проведении воспитательного мероприятия. Студенты, присутствовавшие на открытом воспитательном занятии, анализируют положительные и отрицательные стороны в его проведении: соответствие содержания занятия и методики его проведения возрастным особенностям учащихся, учет уровня их воспитанности и развития, дисциплинированность и активность школьников; роль практиканта в проводимом занятии.
В заключении обсуждения преподаватель педагогики дает общую оценку проведенному занятию, соответствие его подготовки целям и задачам воспитания учащихся; положительные и отрицательные моменты; рекомендации по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с учащимися.
Одной из типичных ошибок педпрактики является то, что студенты чрезмерно увлекаются проведением бесед, читательских конференций, не уделяя достаточного внимания организации разнообразной деятельности детей (общественно-полезной, трудовой и т.п.) Необходимо добиваться сочетания различных методов воспитания, применения многообразных форм воспитательной работы.
Студенты должны вести повседневную работу с активом класса и школы, помогать в планировании работы, реализации планов, подведении итогов, анализе постановки всей воспитательной работы.
Наряду с фронтальной и групповой работой с учащимися практиканты проводят и индивидуальную работу с теми, кто требует особенного внимания: с отстающими в учебной работе, недисциплинированными и неорганизованными школьниками, с учащимися, проявляющими повышенный интерес к определенной отрасли знаний. Тем самым будущие учителя учатся осуществлению индивидуального подхода к школьникам, овладевают методами и приемами индивидуальной работы с детьми.
В программу практики включается также участие в проверке ученических дневников, в оформлении документации классного руководителя.
Таблица № 1
Содержание педагогической практики студентов на IV и V курсах
№ | Основные виды деятельности и формы работы | Форма отчетности | Примерные сроки исполнения | ||
I. Организационная работа | |||||
Участвовать в установочной и итоговой конференциях педагогической практики | А) обсуждение организационных вопросов; Б) выступление на конференции с кратким анализом своей работы в школе и педпрактики | Установочная конференция - до начала практики; Итоговая конференция - после проверки отчетов студентов. | |||
2. | Педагогические совещания в течение всей практики | Краткие устные отчеты студентов о проделанной работе в течение недели; обсуждение «трудных» вопросов; Рекомендуется проводить семинары на 30-40 минут по темам, определяемым самими студентами. | 1 раз в неделю день избирается произвольно, можно использовать методические дни преподавателей и учителей. | ||
3. | Составление индивидуального плана работы на основе планов учебно-воспитательной работы классного руководителя в закрепленном классе | Индивидуальный план прохождения педагогической практики. | К концу 1-й недели | ||
II. Учебная работа | |||||
1. | Посещение уроков учителей, главным образом, по своему предмету | Подробная запись уроков в специальной тетради и анализ в специальной тетради совместно с учителями и методистами | В течение 1 и 2-й недели практики | ||
2. | Выбор тем будущих уроков, установление сроков проведения | Составление плана-сетки проведения уроков | К 5-6-му дню 1-й недели практики | ||
3. | Подготовка и проведение уроков | А) подробная консультация методиста и учителя; Б) составление планов-конспектов уроков, которые должны быть обязательно просмотрены и допущены методистом или учителем к проведению. | План-конспект должен быть готов за 2-3 дня до проводимого урока Уроки должны быть даны во 2-4-х неделях. | ||
4. | Взаимопосещение уроков | Групповой или индивидуальный анализ уроков с методистом, учителем, студентами | В течение 2-3-х недель. Посещаются все зачетные уроки. | ||
5. | Внеклассная работа по предмету: А) кружковая Б) «недели», конкурсы и т.д. В) индивидуальная работа с учеником по предмету | План-конспект занятий | В течение всей практики Еженедельно | ||
6. | Методическая работа по предмету: А) консультация с методистом, учителями; Б) участие в работе МО, семинаров и т.д. в) самообразование | Вести записи в отдельной тетради; Самостоятельно; если по заданию методиста, то устный отчет перед ним. | В течение всей практики По приглашению По расписанию школы По индивидуальному плану | ||
III. Воспитательная работа | |||||
1. | Ознакомление с планом работы классного руководителя в закрепленном классе и составление на его основе своего плана | План по схеме | В первые дни практики | ||
2. | Знакомство с классом, обсуждение плана работы | Беседа с учащимися | В первые дни практики | ||
3. | Посещение воспитательных мероприятий, классных часов | Подробная запись в дневнике, анализ их с методистом и классным руководителем | В течение первой недели | ||
4. | Выбор одного ученика для наблюдения и индивидуальной работы; проведение методик для составления на него психолого-педагогической характеристики; проведение методик по изучению классного коллектива | Дневник наблюдений за учеником. | К концу первой недели выбирается ученик; наблюдение проводится в течение всего срока практики | ||
5. | Определить тему, форму и сроки проведения одного зачетного воспитательного мероприятия с учетом запланированных классным руководителем, требований текущего момента (юбилея, красных дат и.т.д.) и собственных интересов | Консультация с классным руководителем и методистом | К 3-4-му дню первой недели, но не позднее | ||
6. | Подготовка и проведение зачетного мероприятия | А) консультация Б) составление плана В) корректировка плана и составление подробного конспекта | План-конспект должен быть одобрен методистом или классным руководителем не позднее 2 дней до начала зачета | ||
7. | Активное участие во всей воспитательной работе школы, класса. Проведение классных часов с тематическими сообщениями. | А) консультация Б) планы В) устный отчет методисту | С 1-й недели С 1-й недели | ||
8. | Проведение работы с родителями: а) посещение 2-3 учащихся на дому с бесе-дой об их успеваемости, дисциплинирован-ности, индивидуальными рекомендациями (по совету классного руководителя и личных наблюдений); б) участие в родительских собраниях, в индивидуальных беседах классного руководителя; в) участие в родительском всеобуче (по плану классного руководителя). | Консультация с методистом и классным руководителем План выступления перед родителями (если это разрешено методистом) | С 3-й недели Со 2-3-й недели практики | ||
9. Методическая работа: а) посещение заседаний МО классных руководителей, городских МО; б) консультация с методистом, классным руководителем; в) самообразование | Записи в тетрадях. Собеседования Записи, конспекты рекомендуемой литературы, устный отчет. | По расписанию школы В течение практики | |||
Примечание: Подготовка к зачетному мероприятию должна начинаться уже с первой недели, возможно еще и до начала практики (подбор материала и пр.); эта работа требует хороших знаний, заинтересованности и умения увлечь школьников.
По психологии содержанием педагогической практики для студентов IV курсов является выполнение ими психологической характеристики на ученика класса. Выбор ученика осуществляется руководителем практики, психологом или самим студентом. Им может быть отстающий, «трудный» ученик или же лидер класса. Главное в этом – сформировать у студента умение анализировать личность школьника. Схема выполнения характеристики на ученика приведена. (Стр. 39). При выполнении этого задания студенты могут использовать различные методики (см. далее).
методические рекомендации
по анализу, подготовке и проведению уроков
Знакомство со школой
Педагогическая практика студентов начинается со знакомства со школой и классами, за которыми они закреплены. На первом же совещании группы студентам дается задание – ознакомиться со школой, учителем-предметником, классным руководителем и учительским коллективом. Нужные сведения они получают в ходе беседы с администрацией, классным руководителем, учителем-предметником, а также изучая школьную документацию (план учебно-воспитательной работы, программу развития школы, план работы классного руководителя, классный журнал и т.д.) Полученные сведения должны стать основой для планирования своей деятельности во время практики.
При знакомстве со школой необходимо обратить внимание на следующие моменты и отразить их в своем дневнике:
Название образовательного учреждения ____________________________
Вид учебного заведения __________________________________________
Количество и контингент учащихся ________________________________
Кадровый состав ________________________________________________
Режим работы школы ____________________________________________
Концепция развития школы ______________________________________
Основные задачи учебно-воспитательного процесса __________________
Особенности системы воспитательной работы и традиции _____________
Детские общественные организации, органы самоуправления __________
Материальная база _______________________________________________
Особенности социума микрорайона ________________________________
Цель, задачи и планирование учебно-воспитательной работы
Из беседы с учителем-предметником, с классным руководителем, работая с документацией, студент должен выяснить особенности уроков по своему предмету, особенности класса и учащихся, также основные направления в работе учителя-предметника и классного руководителя, контингент семей учащихся, интересы и уровень качества знаний учащихся. Изучение дневников, тетрадей учащихся, а также непосредственное наблюдение за ними на уроках разных учителей дает более полную картину о педагогическом и психологическом состоянии класса.
Основные параметры, по которым можно судить о классе и, которое нужно отразить в дневнике, следующие:
Наличие коллектива _____________________________________________
Уровень дисциплины и работоспособности __________________________
Заинтересованность в учебе (заинтересованные в учебе, не заинтересованные, активные, неактивные) ________________________________
Наиболее дисциплинированные и недисциплинированные ученики _____
Наиболее эрудированные _________________________________________
Самые ответственные ____________________________________________
Лидеры класса __________________________________________________
Характер взаимоотношений в классном коллективе ___________________
Психологическая атмосфера в коллективе ___________________________
Сфера интересов ________________________________________________
Трудности и проблемы в работе ___________________________________
Основным элементом педагогической практики являются уроки по предмету, проводимые в установленных классах. Их число определяется количеством недель учебной практики на конкретном курсе.
Общая канва работы практиканта конкретизируется в индивидуальном плане-графике прохождения практики (заполняется в дневнике).
При составлении плана-графика следует исходить из конкретных задач учебной деятельности в данном (закрепленном за практикантом) классе, планов работы учителя-наставника и классного руководителя.
Эффективность планирования повышается, когда выделяются конкретные задачи и выбираются соответствующие средства, формы и виды учебной или воспитательной работы. А так как опыт практиканта еще мал, особенно важно при ознакомлении с планами учителей-предметников обращать внимание на то, как они формулируют общеобразовательные и воспитательные задачи урока, как применяют методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Положитесь в течение этого периода практики на свою наблюдательность – фиксируйте положительные стороны посещаемых уроков, стараясь осмыслить опыт учителя-наставника, чтобы, используя его, избежать собственных ошибок. Это особенно пригодится на этапе подготовки и проведения уроков.
Анализ урока
Запись урока проводится по следующей форме.
Школа № __________________________________________ Класс _________________
Учитель __________________________________________________________________
Дата проведения урока _____________________________________________________
Тема урока _______________________________________________________________
Предварительно практикант должен получить разрешение у учителя посетить урок.
Цель наблюдения (например, способы и приемы организации урока, речевое поведение учителя, способы и приемы воздействия и др.)
Таблица 1
Время | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
3 мин. | I. Организационный момент. | |||
II. Повторение пройденного. | ||||
III. Объяснение новой темы. | ||||
IV. Закрепление. | ||||
V. Подведение итогов урока. | ||||
VI. Домашнее задание. |
Первыми будут проанализированы практикантом не свои собственные уроки, а посещенные у учителя. Будьте особенно внимательны и наблюдательны в таких вопросах.
1. Когда учитель вошел в класс (немного раньше звонка, после)? Проверил ли готовность класса к работе? Организованно ли начался урок? Сколько времени учитель потратил на поиск нужной страницы в журнале, на отметку отсутствующих и т. п.?
2. Каков общий стиль общения с классом, с отдельными учащимися (авторитарный, демократический, либеральный)? Меняет ли его учитель в зависимости от конкретного ученика; можно ли понять – почему?
3. Какие средства общения использует учитель: манера беседы; реплики, шутки; мимика, жесты, позы; расстояния и др.? Что, на ваш взгляд, в данном классе достигает педагогического эффекта?
4. Как в процессе урока проявляется убедительность, образность речи при общении с учащимися? Как организуется общение в конфликтной ситуации, меняется ли характер общения и от чего он зависит?
5. Как преподаватель увлекает в процессе урока тех, кто может заниматься посторонними делами?
6. Мотивирует ли оценки знаний, как именно? Придает ли своей мотивировке характер, заинтересовывающий учащегося: показывает ли, над чем следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку?
7. Воспитывается ли на уроке чувство удовлетворения учащимися от результатов своего труда? Что положительного педагог сумел найти в работе слабых или недисциплинированных учеников; удержался ли от излишних замечаний?
8. Как закончился урок (со звонком, после)? Напомнил ли педагог о своих обязанностях дежурным?
А теперь ответьте сами себе на следующие вопросы.
1. Какого результата следовало достичь на уроке? Реализован ли замысел?
2. Какие ведущие понятия, элементы теории или практики были сообщены на уроке? Усвоены ли они?
3. Владеет ли учитель знаниями ораторского искусства, владеет ли словом как средством передачи информации? Умеет ли говорить с детьми доступно, четко, кратко, выразительно, красиво?
4. Обладает ли учитель-предметник умениями выражать свою мысль с помощью схематических рисунков, хорошо ли владеет изобразительной техникой? Используются ли для выразительности цветные мелки?
Ответы на поставленные самому себе вопросы позволяют практиканту уяснить, как решаются на уроке задачи учебно-воспитательного характера и что из увиденного следует применить в своей деятельности. Естественно, свои выводы необходимо осмыслить, первые впечатления, собственное настроение после посещенного урока требуют глубокого раздумья.
Но вот наступает момент проведения своего урока. Выше мы говорили об особенностях подготовки к собственно учебной работе, но студенту важно реализовать на уроке и теоретические знания по планированию компонентов урока. Попробуйте воспользоваться следующей схемой.
Анализ фрагментов урока
I. Задание: Провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения реализации дидактических принципов в учебном процессе.
1. Как на уроке осуществлен принцип научности?
• какие научные понятия и как формировал учитель на данном уроке?
• какие способы действий и как формировал учитель на уроке?
2. Как был реализован принцип наглядностина данном уроке?
• какие виды наглядности имели место на уроке?
• какие средства наглядности использовались на уроке?
• с какой целью использовались средства наглядности?
• как сочетались средства наглядности и слово учителя на уроке?
3. Как на уроке был реализован принцип сознательности и активности обучения?
• как учитель содействовал формированию в сознании учащихся основ научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой работы);
• связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практикой? Как?
• как учитель формировал у учащихся сознательное отношение к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности в целом? (Проводил ли работу по формированию мотивов учения, вооружал ли приемами умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятельность, приучал ли к самоконтролю?);
• как учитель добивался сознательного усвоения учебного материала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке);
4. Как на уроке был реализован принцип систематичности?
• как осуществлялась систематизация знаний учащихся (назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке);
• обучал ли учитель учащихся классификации и сравнению? Как?
• какие дидактические связи и как устанавливал учитель на уроке? (приведите примеры);
5. Как на уроке был реализован принцип прочности?
• как на уроке весь ход учебного процесса содействовал прочности знаний? (Интерес к учебной работе и к приобретаемым знаниям, умениям; использование различных анализаторов, видов памяти, другое)
• как было организовано повторение? Какое место на уроке занимали упражнения, и как они были организованы? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и упражнений?
6. Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный подход к учащимся (на каких этапах урока, какие приемы использовал)?
II. Задание: Провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения реализации методов, приемов и средств воспитания на уроке
1. Правильно ли выбрано учителем сочетание методов, приемов и средств воспитательного воздействия на учащихся в целях их более качественного обучения.
2. Какое сочетание методов и приемов воспитания применялось учителем на уроке для:
а) стимулирования внимания учащихся при восприятии учебного материала, интереса к нему;
б) организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся на уроке;
в) для активации деятельности и развития мотивов учения;
г) для организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся;
д) для включения учащихся в коллективную деятельность в процессе познания на уроке;
е) для подключения к учению отдельных учащихся;
ж) для переключения учащихся с одного вида деятельности на другой;
з) для развития отдельных качеств личности ученика.
3. Соответствуют ли воспитательные приемы учителя уровню воспитанности учащихся, задачам их воспитания и развития?
4. Как избранные методы, приемы и средства воспитания способствуют созданию микроклимата, педагогического сотрудничества между учителем и учеником, группой учащихся на уроке?
5. Рационально ли использованы на уроке словесные и практические методы воспитательного воздействия на учащихся?
III. Задание. Провести наблюдение, запись и дать анализ урока с точки зрения использования отдельных форм, средств и методов обучения в учебном процессе.
1. Краткая общая характеристика урока: цели, задачи, этапы урока.
2. Общая характеристика анализируемой формы (средства или методы обучения). Использование для всех учащихся или для определенного контингента.
3. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения основным и сопутствующим целям урока.
4. Адекватность данного метода (формы, средства) обучения этапу урока.
5. Учет учителем индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
6. Учет содержательных особенностей материала и соответствующая адаптация этого метода (формы, средства) обучения.
7. Возможность сочетания данного метода, форм и средств обучения с другими формами и средствами (методом) обучения.
8. Степень проявления индивидуального стиля учителем при использовании данного метода (форм и средств) обучения.
Комплексный анализа урока
Задание. Провести наблюдение, запись и дать комплексный анализ урока.
1. Основная цель урока, тип урока, его местов системе уроков по теме.
2. Общеобразовательные и воспитательные задачи урока.
3. Структура урока: основные этапы урока, их последовательность и логическая связь, соответствие структуры урока его типу, цели и задачи, содержание, распределение времени на основные этапы урока, обеспечение организационной, логической и психологической целостности и завершенности урока (начало урока, готовность учащихся и учителя к уроку, подведение итогов работы).
4. Содержание урока: с каким материалом учащиеся знакомились впервые, какие знания и умения закрепились, по отношению какому материалу осуществлялась подготовительная работа, над развитием каких умственных действий и познавательных сил и способностей учащихся работал учитель, формирование научного мировоззрения, на формирование каких чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических), нравственных качеств и привычек было направлено воспитательное воздействие учителя, соответствие содержания урока его задачам, программным требованиям.
5. Методы обучения. Какие методы учебной работы использовались на уроке, в какой мере они соответствовали типу, целям, задачам и содержанию урока, возрастным особенностям учащихся, направленность методов учебной работы на реализацию развивающей функции обучения (соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление, соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, приобретение знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска), какие дидактические приемы использовались для воспитания и развития деятельности. Методика проверки и задавания домашнего задания устных и письменных упражнений. Эффективность использования методов учебной работы и методических приемов.
6. Организация учебной работы: актуализация чувственного опыта и опорных знаний, умений и навыков учащихся; мотивация учения школьников, создание потребности в познавательной деятельности и усиление их интереса к приобретению знаний; сообщение темы и цели урока, постановка задач на каждом этапе урока; реализация дидактических принципов на уроке, осмысление и применение усваиваемых знаний, их контроль, оценка работы детей, активизация познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока, приемы установления обратной связи для руководства процессом овладения знаниями в единстве с развитием и формированием личности учащихся, включение приемов дифференциации учебной работы, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы, приемы установления внимания учащихся.
7. Оборудование урока: цель, место, методика использования различных средств обучения (учебника, наглядных пособий, дидактических материалов, ТСО).
8. Характеристика деятельности учителя: умение владеть классом, организовать его для работы, рабочее самочувствие учителя в течение урока, педагогический такт учителя, психологический климат в классе, характер общения учителя с классом.
9. Характеристика деятельности учащихся: организованность, собранность, сосредоточенность, отношение к учебной деятельности, уровень подготовки и развития учащихся, качество их знаний, умений и навыков, уровень воспитанности учащихся.
10. Результаты урока: выполнение образовательной, воспитательной и развивающей функций урока. Предложения об изменениях, направленных на повышение результативности урока.