Раздел 2. Философские основы развития теории и практики специальной педагогики и психологии
Общенаучные подходы к рассмотрению индивидуальности ребенка с ОВЗ и оказания помощи ему в различных социальных системах.
Общенаучные подходы к оценке личностного развития детей с ОВЗ и моделирование условий их развития в образовательной среде. Позитивистский подход к оценке ребенка и развитие специальных педагогических систем. Роль интерпретативного подхода в изменении представлений о ребенке с ОВЗ и специальных педагогических систем. Гетерологический подход в оценке ребенка с дефектом и развитии специальной педагогики.
Роль философских знаний в развитии специальной педагогики и психологии.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Лекция 1.
Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования
Тема 1.
Периодизация генезиса систем специального образования за рубежом и в России. Становление и развитие дидактических основ специальной педагогики и психологии
Эволюционные периоды развития национальных систем специального образования - общекультурный контекст.
Первый период эволюции – от агрессии и нетерпимости к необходимости призрения инвалидов.
Второй – от призрения к осознанию необходимости обучения инвалидов.
Третий – от осознания необходимости обучения к признанию прав инвалидов на получение полноценного образования.
Четвертый – расширение системы специального образования и включение в нее всех категорий детей с нарушениями и отклонениями в развитии.
Пятый – от равных прав к равным возможностям в получении образования.
Методы обучения и педагогические технологии в специальном образовании.
Особые образовательные потребности детей с ОВЗ: социальная обусловленность особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, наличие того или иного дефекта как определяющий фактор удовлетворения особых образовательных потребностей, образовательные стандарты в специальном образовании.
Лекция 2.
Раздел 1. Историко-генетический анализ отечественных и зарубежных систем специального образования
Тема 2.
Социокультурный подход к процессам возникновения, становления и развития систем специального образования
Концепция социальной реабилитации (Штерн, Мессер, Риккерт). Расистские теории и их влияние на отношение общества к аномальным лицам в конце 19 начале 20 вв.
Международные организации и документы. Гуманистический характер отношения общества к аномальным лицам в России. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в России.
Лекция 3.
Раздел 2. Философские основы развития теории и практики специальной педагогики и психологии
Тема 3.
Общенаучные подходы к рассмотрению индивидуальности ребенка с ОВЗ и оказания помощи ему в различных социальных системах
Роль наследственности и среды в формировании и развитии личности. Ребенок как биосоциальная система (Анохин, Александров, Брушлинский, Парсонс, Пиаже, Судаков).
Современные модели развития личности ребенка с дефектом: методологические и теоретические основания процесса развития; диагностические оценки развития; источники развития; условия развития; форма развития, движущие силы развития ребенка; прогнозирование развития.
Соотношение понятий «дефектное развитие», «отклоняющееся развитие», «нарушенное развитие». Понятия «деменция», «олигофрения», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и их характеристика с точки зрения разных специалистов: психологов, педагогов, медиков, социальных работников.
Лекция 4.
Раздел 2. Философские основы развития теории и практики специальной педагогики и психологии
Тема 4.