Изучение эмоций и мотивации
Схема наблюдений и оценки эмоциональных состояний учащихся (учащегося)
__________(дата) _______________________________________ (Ф.И.О. учащегося, класс)
Цель:осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся (учащегося) класса в течение всего урока (на разных режимных моментах) и дать педагогическую оценку эмоционального состояния.
Задачи:
1. Осуществить наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся (учащегося) класса в ходе всего урока (на разных режимных моментах) и фиксировать проявление эмоций в форме таблицы.
2. Осуществить анализ зафиксированных в таблице фактов, оценить в целом эмоциональное состояние учащихся (учащегося) и его динамику, сформулировать выводы в соответствии со следующим вопросом : «Какие условия необходимо организовывать на уроке-занятии для эмоционального благополучия учащихся (учащегося), проявления их эмоциональной отзывчивости, интереса, удивления, радости в ходе изучения нового материала, позитивной самооценки себя?»
Пояснения к работе над схемой:
- Студенты фиксируют в таблице состояние эмоций учащихся (учащегося) на разных этапах урока, переменах, классных часах.
- Для фиксации используют условные обозначения эмоциональных состояний: Р.- радость, Ст – страх, Г – гнев, П – печаль, И – интерес, С – сомнение, А – азарт, Ж – желание решать и выполнять задание, Уд – удивление, Н – никакое, ….. (!! Придумайте сами другие эмоции).
Действия учащихся на уроке (перемене, классном часе) | Эмоциональное состояние |
Результаты анализа и выводы:
Анкета для оценки школьной мотивации
Учащихся начальных классов (Н.Г Лускаловой).
Данная анкета разработана Н.Г. Лускаловой для изучения уровня учебной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из 5 уровней школьной мотивации:
1. Высокая мотивация, учебная активность – 25-30 баллов.
2. Нормальная школьная мотивация – 20-24 балла.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами – 15-19 баллов.
4. Низкая школьная мотивация – 10-14 баллов.
5. Негативное отношение к школе, дезадаптация - ниже 10 баллов.
Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ- 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Сумма баллов, набранные ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе. Результаты по тесту соотносятся с различными параметрами статуса, при этом действуют следующие рабочие нормы оценки:
1 – 2 уровень – А
3 – 4 уровень – ВДА
5 уровень - ДА
А – адаптация, ВДА – возможная дезадаптация, ДА – дезадаптация.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
Хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся