VI.Система мониторинга достижения детьми освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка путём наблюдений за ребёнком, бесед, экспертных оценок критериально-ориентированных методик нетестового типа. Обязательным требованием к построению системы мониторинг является сочетание низко формализованных(наблюдение, беседа, экспертная оценка) и высоко формализованных(тестов, проб, аппаратурных методов) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Мониторинг не должен приводить к переутомлению и не нарушать ход образовательного процесса Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей, только тех методов. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение, которых позволяет использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации в оптимальные сроки.

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ГКП стандартам и требованиям дошкольного образования. С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного образования широко используются такие способы оценивания как мониторинг и диагностика. Так, цель мониторинга и диагностики – изучить состояние деятельности детей.Но мониторинг, в отличие от диагностики, больше ориентирован на нормы и стандарты. Существенные признаки, отличающие педагогический мониторинг, - значительная растянутость процесса во времени, непрерывность и многоуровневость. Так как дети посещают группу один год, а мониторинг – это длительный процесс, поэтому проводятся только диагностирующие исследования, которые фиксируются в картах развития ребенка. Применяются традиционные методы сбора информации об объекте (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ) характерны для диагностики. Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга. Например, мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации. Только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить разносторонние сведения, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.

Виды мониторинга.

Информационный мониторинг – предполагает накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.

Базовый мониторинг – выявляет проблемы, т.е. является мониторингом состояния системы, позволяет собрать о ней информацию для проведения последующих исследований.

Управленческий мониторинг – отслеживает и оценивает эффективность, последствия и вторичные эффекты принятых управленческих решений.

Комплексный мониторинг – ориентирован на всестороннее глубокое исследование.

К методам мониторинга относятся:

изучение продуктов детской деятельности;

игровые тестовые задания;

проведение контрольно-оценочных занятий;

собеседование с родителями и детьми;

анкетирование.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов.

Осуществление анализа в этой группе проходит путем наблюдения за детьми, изучения продуктов их деятельности (рисунков, аппликации), в виде несложных экспериментов (в виде отдельных поручений ребенку, проведение дидактических игр), бесед, ознакомления с условиями его жизни и воспитания в семье. Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 5-7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению.

Для этой группы в качестве метода фиксации предлагается использовать трехуровневую шкалу оценки. Если воспитатель считает, что тот или иной способ или умение сформированы у ребенка, он ставит «достаточный» уровень (Д), если данные неопределенные – «близкий к достаточному» (Б). Когда, несмотря на специально предпринятые меры (индивидуальная работа, иной способ предъявления материала и т.д.), результат оказывается ниже возрастных возможностей – ставится оценка «недостаточный» уровень (Н) развития как сигнал неблагополучия в одной или нескольких областях развития ребенка.

Тест: Некоторые критерии готовности ребенка к школе.

Оценка развития познания

1. Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

2. Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?

3. Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

4. Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Наши рекомендации