Общие типы высшей нервной деятельности 4 страница
врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В IIIв. до н. э. александрийские врачи Герофили Эразистратотделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.
Во IIв. до н. э. римский врач Галенобобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.
Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина(Ави-цена) (980-1037).
С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.
В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биологические и медицинские науки, возрождаются и преобразовываются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.
С возникновением мануфактурного производства, совершенствованием и усложнением орудий труда на первый план выдвинулась механика. Появляется механистическая концепция миропонимания. Происходят великие географические открытия. Обостряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глубинные изменения в мировоззрении человечества.
Английский мыслитель Френсис Бэкон(1561—1626) обосновывает идею о решающей роли в научном познании эксперимента, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обобщения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действительности. Все это переносится и на изучение человека.
Выдающийся французский ученый Рене Декарт(1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О челове-
ке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впоследствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт считал, что душа определяется не собственной, изначально присущей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоятельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлекторные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это положение сыграло большую роль в последующем развитии научных представлений о психике человека.
Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирующую соответствующим образом на внешние воздействия. На основе этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что наряду с рефлекторной природой психического у человека продолжает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.
Попытку преодолеть дуализм и механистические представления Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза(1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание является такой же реальностью, как и материальный мир. Спиноза утверждал, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов научной психологии — принцип детерминизма.
Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц(1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессознательного и об активной природе и непрерывном развитии психического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная состоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).
В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум Дает истинное знание.
Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании научных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго определивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуализма — учений о приоритете опыта и чувственного познания
перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть никаких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения человеком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.
Родоначальником эмпирической (опытной) психологии становится английский философ и педагог Джон Локк(1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особенностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое развитие.
Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятельность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собственной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внутреннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой основой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными способами, Локк выступает как дуалист.
Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705—1757) — в Англии, Д.Дидро(1713—1784) — во Франции, А.Н.Радищев(1749—1802) — в России], так и идеалистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о психике.
Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциация, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, образов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и универсальным объяснительным механизмом формирования и приобретения человеком опыта.
Ассоцианизм становится господствующим направлением в психологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объяснении особенностей и механизма формирования психики путем организации соответствующего воздействия на нервную систему человека сама нервная система воспринималась как лишенная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений.
В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [Х.Вольф(1705—1757) — в Германии]. В от-
личие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа располагает имманентно присущими ей свойствами — способностями, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология.
Крупные достижения в психологии в XVIIIв. связаны с развитием естествознания, изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного исторического процесса. Появляется представление о культурно-исторической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.
Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными достижениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга (Л. М. Галл ер, Й. Прохазка).
Чешский физиолог Йиржи Прохазка(1749—1820) разрабатывает проблему рефлексов и дает классическое определение рефлекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раздражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному принципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.
С началом XIXстолетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физиологии нервной системы, головного мозга, органов чувств человека (Ф. Мажанди, Ч. Белл, Ф. Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.).
Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белли независимо от него французский физиолог Ф. Мажандиоткрывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.
Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский анатом Ф. Галль(1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответствии с которой различные способности размещены в соответствующих его участках. Френология побудила к экспериментальному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших Полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как счи-
талось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека.
В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч. Дарвина(1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении человека и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возникла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособительных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом развитии.
Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и человека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).
Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психологии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.
Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили открытие ряда психофизиологических закономерностей и содействовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как научно-экспериментальной отрасли знаний.
Основателем экспериментальной психологии стал немецкий философ, языковед, физиологи психолог Вильгельм Вундт(1832— 1920). Вундт признан однишз основателей и социальной психологии.
В 1879 г. В. Вундт создаетв Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии для изучения структуры сознания и других психических функций человека. Разработки лаборатории публиковались в жрнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. Поданным М. Г. Ярошевского, эту школу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.
Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. экспериментальная психология получка развитие во многих странах мира.
В 1884 г. Ф. Гальтонорганизует в Лондоне первую антропометрическую лабораторию. Егосотрудник Р. Кеттелразрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).
После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психиатр В. М. Бехтеревсоздает в 1885 г. в Казани первую в России психофизиологическую лабораторию.
Основатель французской психологической школы Альфред Бине(1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологическую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, педагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального развития, предлагает метод естественного эксперимента.
Разработку методологии метода естественного эксперимента осуществили русские психологи А. Ф. Лазурский(психология личности) и В.М.Бехтерев(психология малых групп).
В 1889 г. в Париже проходит первый психологический конгресс.
В конце XIX столетия немецкий психолог Герман Эббингауз(1850—1909) создает лабораторию изучения памяти, открывает ряд закономерностей памяти (кривая забывания Эббингауза). Американский психолог Эдуард Торндайк(1874—1949) разрабатывает объективные методы исследования процесса формирования навыков у животных и человека, закладывает основы для возникновения бихевиоризма.
В начале XX в. ученик Вундта Освальд Кюльпе(1862—1915) создает Вюрцбургскую психологическую школу (г. Вюрцбург — Бавария). На основе проведенных исследований интеллектуальной сферы психики человека в этой школе было установлено наличие в мышлении несенсорных компонентов — умственных действий и наличие в сознании несенсорных системообразующих компонентов — смыслов и значений.
На рубеже веков большую известность приобретает американский психолог и философ Уильям Джемс(1842—1910). Вотличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы (ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К. Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.
Под влиянием эмоциональной теории Джемса дальнейшее осмысление этой проблемы содержится в работах профессора Гарвардской медицинской школы Уолтера Кеннона(1871—1945). Он выявил роль адреналинового фактора в повышении энергетики человека в эмоционально напряженных ситуациях. Кеннон создает нейрогуморальную теорию эмоций. Он установил, что эмоции
являются функцией подкоркового центра — таламуса и сформулировал основной принцип саморегуляции организма — принцип гомеостаза, объясняющий механизм поддержания постоянства, устойчивого равновесия внутренней среды организма («Мудрость тела», 1932).
В первой половине XX столетия в Европе и США возникает ряд самостоятельных психологических школ со своим пониманием предмета психологии, методов исследования, имеющих свои системы основных понятий.
Наибольшую известность в Европе получили психоанализ [3. Фрейд (1856-1939), А.Адлер (1870-1937), К. Юнг(1875-1961), Э.Фромм (1900—1980)]; гештальтпсихология [М. Вертгеймер (1880—1943), В. Келер (1887-1967), К.Кофка (1886-1941)]; в США - бихевиоризм [Дж.Уотсон (1878-1958), Э.Торндайк (1874-1949), Э.Тол-мен (1886-1959), К.Халл (1884-1952)]; школа К.Левина (1890— 1947).
В начале XX в. формируется новая отрасль психологии — социальная психология [В.Вундт (1832—1920), Г.Тард (1843—1904), Г.Лебон (1841—1931), Э.Дюркгейм (1858—1917), У. Мак-Даугалл (1871-1938), Дж.Мид (1863-1931), В.М.Бехтерев (1857-1927)].
В конце XIX — начале XX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль в России. В своем идейном и содержательном отношении она не была единым образованием и включала ряд самостоятельных течений, направлений.
Первое направление было идеалистическим, описательным и представляло собой психологическую науку, развивающуюся преимущественно на историко-философских и филологических факультетах университетов, а также в духовных академиях (Г. В. Фло-ровский, Н.А.Бердяев, С.Ф.Франк, С.Н.Трубецкой и др.).
Развитие естествознания, успехи в развитии физиологической мысли в России создали научную базу для второго направления — опытного и объективного изучения психологии, становления экспериментальной психологии.
Третье, эмпирическое направление в понимании психического ориентировалось на идеи В. Вундта, Дж. Локка и других представителей эмпиризма в мировой психологии. Оно было представлено такими известными учеными, как М. И. Владимиров, М.М.Троицкий, Н.Я.Грот, Г.И.Челпанов, А.П.Нечаев и др.
Формирование научной психологии в Россиибыло связано со становлением и развитием отечественной нейрофизиологической школы, с научными работами И.М.Сеченова (1829—1905), И.П.Павлова (1849-1936), А.И.Введенского (1856-1925), А.А.Ухтомского (1875-1942), В.М.Бехтерева (1857-1927).
Основы естественно-научного (опытного), материалистического направления в отечественной психологии заложил выдающийся русский ученый И. М. Сеченов. В1863 г. он публикует свой фунда-
ментальный труд «Рефлексы головного мозга», а затем и ряд других работ: «Кому и как разрабатывать психологию?» (1872), «Психологические этюды» (1873), «Элементы мысли» (1878).
И. М. Сеченов делает сенсационное открытие центрального торможения (до этого физиологам был известен лишь процесс возбуждения). Возникает ряд проблем нейрофизиологии, связанных с отношением возбуждения и торможения. И.М.Сеченов стремится разобраться в механизме протекания психического процесса. И он вновь обращается к проблеме рефлекса. И. М. Сеченов рассматривает любое психическое явление как процесс, имеющий свою структуру: начало, течение и конец. Начало процесса определяется внешними влияниями, и потому, по мнению Сеченова, внутреннее психическое детерминируется внешними воздействиями. Внешнее влияние превращается в чувствование. При этом психика избирательно относится к сигналам внешней среды, вычленяя в ней значимое и второстепенное — и это стало рассматриваться в качестве одной из основных функций психики.
Заключительный акт психического процесса состоит в двигательном ответе на воздействие внешнего раздражителя — приспособительное действие. Сеченов считал, что мозг получает и обрабатывает два ряда сигналов: идущих от значимых предметов, событий через те или иные средства чувств и от результатов действий.
Психическое, по мнению И. М. Сеченова, включает в себя не только то, что выступает в сознании человека в виде образов, представлений, мыслей (как это было принято в психологии). Он считал большим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и заканчиваются в сознании. Наряду с отражательной функцией психики И. М. Сеченов выделяет и обосновывает ее регулятивную функцию. Психика выступает и как регулятор деятельности, возникающей в ответ на раздражения, действующие и в данный момент (ощущения, восприятия), и в прошлом (память, представления). Она производит анализ и обобщение этих воздействий и предвидение результатов их последствий (мышление, воображение), на основе чего происходит активизация или, наоборот, торможение деятельности (чувства, воля), выявляются различия в поведении и деятельности людей (темперамент, опыт, характер).
И. М. Сеченов пришел к выводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», а психические явления — это регуляторы деятельности, возникающие и срабатывающие на сигнальные воздействия внешней среды. Сеченов стал основателем одного из направлений экспериментальной психологии — рефлексологии.
Дальнейшее развитие учения И. М. Сеченова осуществил выдающийся русский физиолог И.П.Павлов,которому принадле-
жит заслуга создания целостного учения о высшей нервной деятельности как основы деятельности психической. Он открыл основные закономерности высшей нервной деятельности, определяющие механизмы уравновешивания организма со средой. И. П. Павлов рассматривал поведение как систему условных рефлексов, открыл и сформулировал закономерности их формирования. Он использовал рефлекс не только как концепцию понимания высшей нервной деятельности, но и как метод нейрофизиологического исследования.
И. П. Павлову принадлежит заслуга в создании учения об анализаторах. Он исследовал и показал связи органов чувств с соответствующими корковыми центрами, осуществляющими анализ и синтез поступающей туда информации.
И. П. Павлов показывает, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности человека у него складывается достаточно устойчивая система условных (и безусловных) рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций — динамический стереотип.
Опираясь на данные проведенных исследований, И. П. Павлов создает учение о двух сигнальных системах человека: сенсорные сигналы — первая сигнальная система и речевые сигналы — основанная на первой вторая сигнальная система.
Животные в своем поведении руководствуются сигналами первой сигнальной системы. У человека эта сигнальная система также играет большую роль. При этом управляют поведением не сами по себе сигнальные раздражители, а их образы-сигналы в мозгу, которые возникают как следствие условно-рефлекторных связей, содержат в себе определенный смысл и, сигнализируя о ситуации вне человека, регулируют его поведение.
У человека в отличие от животных есть еще и вторая сигнальная система, сигналы которой — слова (произносимые, услышанные, прочитанные) выполняют сигнальную, регулятивную функцию. Слово может замещать, обобщать сигналы первой сигнальной системы и выступает как «сигнал сигналов». Важно различать слова-сигналы как раздражители, идущие извне, и сигналы как представленность этих раздражителей в мозгу в виде смысла и значения этих слов. Регулятивную функцию выполняют те воспринимаемые человеком слова-сигналы, смысл которых он понимает.
Учение И. П. Павлова дает основания рассматривать психику как субъективный образ объективного мира, как отражение действительности в головном мозге, как функционально предназначенную для осуществления регуляции взаимодействия человека с окружающим миром.
Дальнейшее развитие научно-естественных основ психологии содержится в исследованиях и трудах А.А.Ухтомского. В 1923 г. в «Русском физиологическом журнале» публикуется его работа «До-
минанта как рабочий принцип нервных центров». Он выдвинул идею преобразования и упорядочения системы регуляции поведения человека под влиянием доминанты — устойчивого и господствующего очага возбуждения, организующего регуляционные процессы до тех пор, пока поведение человека не завершится соответствующим необходимым или ожидаемым результатом.
Большую роль в развитии психологических знаний в России в первых десятилетиях XX столетия сыграли отечественные ученые А.Ф.Лазурский, Г.И.Челпанов, К.Н.Корнилов, А.П.Нечаев и др.
Исключительно большой вклад в развитие отечественной и мировой психологии внес В. М. Бехтерев.Он является основателем первой в России психофизиологической лаборатории (Казань, 1885), Санк-Петербургской психологической лаборатории (1894), переименованной вскоре в первый в мире человековедческий институт — Психоневрологический институт. Бехтерев является основателем ряда научных обществ и научных журналов. Всемирную известность получили его фундаментальные труды: «Основы учения о функциях мозга», «Объективная психология», «Психика и жизнь», «Внушение и его роль в общественной жизни» и др. В 1922 г. В. М. Бехтерев издает труд «Коллективная рефлексология», в котором представлены проблемы социальной психологии и их объяснение с позиции рефлексологии. Особую роль в утверждении рефлексологии как отрасли знаний сыграла публикация работы В. М. Бехтерева «Основы общей рефлексологии» (1923, 1926). Рефлексология, возникнув в сфере психологии, проникает в педагогику, психиатрию, социологию, военное дело.
В дальнейшем в развитие отечественной, советской психологии большой вклад внесли Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. К. Анохин, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева и др.
Л.С.Выготский(1896—1934) разработал теорию происхождения и развития высших психических функций, с позиции которой он объясняет возникновение сознания человека. Выготский утверждал, что развитие человеческой психики, сознания осуществляется через усвоение общечеловеческого опыта. По мнению Выготского, сознание является динамической смысловой системой, функционирующей в единстве ее эмоциональных, волевых и интеллектуальных компонентов.
Фундаментальная идея Выготского — представление об опосредованном характере психической деятельности человека. Особое внимание Выготский уделял второй сигнальной системе как знаковой системе, выступающей орудием формирования психики. По его мнению, психическое отражение действительности чело-
веком детерминируется социальным опытом людей, закрепленным в слове. Он подчеркивал, что сознание человека в своем развитии обусловлено социальным взаимодействием. Выготский создал новое направление в детской психологии, выдвинув и обосновав концепцию о зонах ближайшего развития ребенка.
Л. С. Выготский создает одно из направлений (школу) в отечественной психологии. Его идеи сыграли большую роль в формировании советской теории психического развития (А.Н.Леонтьев) и педагогической психологии (П.Я.Гальперин, Д.Б.Элько-нин, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя и др.).
Одно из направлений советской психологии возникло в Грузии. Под руководством Д.Н.Узнадзегрузинские психологи успешно разрабатывали проблему установки. В 1979 г. в Тбилиси проходил первый в СССР Международный симпозиум по проблемам бессознательного, на котором школа Узнадзе получила высокую оценку.
Относительно самостоятельное направление (школу) создает С.Л.Рубинштейн,осуществлявший в свое время руководство научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Он произвел систематизацию и концептуализацию категорий психологии в своем фундаментальном труде «Основы общей психологии» (1935, 1940, 1947, 1989), в который вошли передовые достижения отечественной и мировой психологической теории. Одной из центральных идей его работы является деятельностная концепция психики: отражение реального бытия опосредовано конкретной деятельностью человека. При этом С.Л.Рубинштейн показывает, что внешние воздействия проявляют себя через внутренние, психологические факторы: содержание и состояние психики индивида. Рубинштейн утверждал, что психика и деятельность едины и что психика формируется только в деятельности. В работе «Бытие и сознание» (1957) он раскрывает идею психологического детерминизма и показывает, что внешние причины действуют через внутренние условия, среди которых наряду с психическими образами, мышлением, системами операций особую роль играют личностная мотивация, цели и способности индивида.
Большой вклад в разработку деятельностного подхода к пониманию и исследованию психики человека внес советский психолог А. Н.Леонтьев(1903— 1979). В его фундаментальных трудах («Проблемы развития психики», 1959; «Деятельность, сознание, личность», 1975) раскрывается психологическая структура деятельности, показано взаимодействие ее основных компонентов: мотивов, целей и условий. В структуре сознания А.Н.Леонтьев выделяет его системообразующие компоненты — систему значений и смыслов. Иерархию мотивационно-смысловых образований Леонтьев рассматривает как базовое структурное образование лич-
ности. Им была разработана теория, названная психологической теорией деятельности.
С. Л. Рубинштейн и А. Н.Леонтьев сыграли большую организаторскую роль в создании отделения и факультета психологии (1964) в Московском государственном университете.