Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса дошкольного физического воспитания
Эффективность системы дошкольного физического воспитания определяется наличием и уровнем базовых условий организации деятельности: 1) социально-экономических; 2) правовых; 3) программно-нормативных; 4) организационно-управленческих; 5) кадровых; 6) научно-методических(учебно-методическое обеспечение); 7) социокультурных; 8) психолого-педагогических. И если какое-либо условие отсутствует или проявляется не в полной мере – эффективность процесса физического воспитания дошкольников падает.
Системообразующим фактором данной системыявляется – здоровье ребенка (физическое, психоэмоциональное; как состояние, как процесс) и динамика развития физических качеств, объема двигательных умений и навыков, формирования двигательного опыта ребенка.
Рассмотрим вопрос научно-методического обеспечения процесса дошкольного физического развития и воспитания ребенка. Данными вопросами занимаются структурные подразделения Министерства Образования и науки, ФИРО, Департаменты по образованию, физической культуре и спорту, профильные кафедры педагогических и физкультурных вузов, научные группы научно-исследовательских институтов, методические объединения в системе дошкольного физического воспитания, педагогические работники ДОУ.
Так, только по проблемам дошкольного физического воспитания защищено более 600 диссертаций по специальности 13.00.04., не включая диссертации по специальностям 13.00.01, 13.00.08.
Из них по тематике - 257 диссертаций по оптимизации физического воспитания дошкольников. Например, методы оптимизации процесса дошкольного физического воспитанияв рамкахпреемственностирассмотрены в работе Курнаева Сергея Юрьевича (Железняк Юрий Дмитриевич) «Взаимосвязь физического воспитания младших дошкольников и младших школьников на основе компьютерного контроля и индивидуального программирования». В выводах предлагается тестировать физические качества 2 раза в год, а отстающие фк – 6-7 раз, интервалы между тестированием составляют 4-6 недель – с целью эффективной коррекции.
Анализ и оптимизация видов деятельности дошкольника:
1. Игровая деятельность в двигательном режиме старших дошкольников как средство формирования физической культуры личности – Минникаева Н.И.,, Омск , 2009.
2. Развивающая деятельность в бассейне… - Жданкина Е.Ф. – Тюмень 2009,
Программно-методическое обеспечение дошкольного физического воспитания (3 диссертации непосредственно по теме и +):
1. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников – СПб,2007, Сочеванова Е.А.
Развитие физических качеств(Башта Л.Ю. Омск , 2006)
- координационных способностей:
1. Некрасов А.С., Белгород, 2006;
2. Гурин В.В. точности движений, Майкоп, 2002;
3. Киселева Н.В., Сургут, 2007;
Формы организации занятий по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях (Бабкина Н.Л.)
Обучение двигательным действиям (Драговоз Л.А. Челябинск, 2003; Самооценка двигательных действий Петрушина Г.А., Тула 1999 и др.)
Организационно-методические основы дошкольного физического воспитанияпо возрастным диапазонам: 2-7 лет – 1 дисс.; 3-4 года – 1 дисс; 4-5 лет – 1 дисс.; 4-6 лет – 14 дисс; детей 4-7 лет – 8 дисс.; 5-6 лет – 45 дисс.; 5-7 лет – 10 дисс; 6-7 лет – 16 дисс.; ребенка – 5 дисс; детей дошкольного возраста – 53 дисс.
Двигательное развитие детей в связи с ориентацией к сложно-координационной спортивной деятельности;
Техническая подготовка детей на начальном этапе обучения элементам техники различных видов спорта (теннис, гимнастика, спортивные игры;
Физическая реабилитация детей;