Подходы к совершенствованию учебного процесса по физическому воспитанию
Ю.В. Яковых, председатель спортивного клуба, к.п.н.
Требование учитывать личностное развитие учащихся, их индивидуальные особенности и различия в учебно-воспитательном процессе является давней традицией. Необходимость учета этого требования отражена в принципе личностного подхода, реализация которого осуществляется в истории образования в разной мере и различными способами и средствами.
В целях реализации личностно ориентированного обучения студентов физическому воспитанию создается и расширяется сеть инновационных типов образовательных структур, ориентированных на раскрытие интеллектуального, духовного и физического потенциала личности учащегося, его индивидуальных способностей, интересов и возможностей Трансформации подверглись содержание образования, организационные формы и методы обучения, нацеленные, прежде всего на развитие личности, на индивидуализацию и дифференциацию учебной деятельности учащихся.
Опыт работы, массовая педагогическая практика и наблюдения свидетельствуют о недостаточности принимаемых мер, слабой подготовке педагогических работников к организации обучения, ориентированного на личность студента, к осуществлению личностного подхода, преобладании фронтальных методов ведения занятий над индивидуальными методами, невозможности или ограниченности максимальной реализации личностно ориентированного обучения при существующей системе образования.
Проблема личностно-ориентированного обучения позволяет констатировать о необходимости разработки и освоения технологии личностно ориентированного обучения студентов на занятиях по физическому воспитанию.
Активная работа учёных способствовала появлению новых концепций и программ физического воспитания, прогрессивная направленность которых не вызывает сомнений. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов к физическому воспитанию, создание возможности выбора педагогическими коллективами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию. Однако реализация этих новых подходов сдерживается тем, что до сих пор не найдено форм организации физического воспитания, адекватных новым требованиям к его общесоциальной и личностной эффективности.
Основной причиной неудач является общая для преподавателей физического воспитания нерешённость проблемы сочетания массового образования и необходимости индивидуализации процесса обучения, в свете современной правовой парадигмы приоритета личности. Поэтому любые жёстко спрограммированные подходы к процессу физического воспитания, могут принести лишь временный, чаще всего только видимый эффект хорошей организации, но никогда не выдержат проверки временем из-за их несоответствия его духу.
Исходя из приоритета личности как высшей ценности во всей её духовной и социально-природной уникальности, физическое воспитание следует рассматривать как одну из форм приобщения обучающегося к процессу освоения ценностей физической культуры в интересах его гармонического телесно-духовного развития и здоровья. Такую задачу невозможно решить в условиях традиционного подхода к процессу физического воспитания и тем более при почти не управляемых массовых занятиях. Эти основные формы организации массового физического воспитания студентов, по-видимому, являются главным узлом противоречий между современными теоретико-методическими установками и реалиями физического воспитания в нашей академии.
Единственной научно обоснованной концепцией управления процессом стимулируемого развития физического потенциала человека является концепция тренировки. Выносливость, сила, ловкость высокий уровень работоспособности могут быть приобретены путём использования эффекта целенаправленного организованного процесса адаптации организма к физическим нагрузкам необходимого объёма и интенсивности а также продуманной дифференциации студентов с учётом их индивидуальных моторных способностей и возможностей. Необходимо по новому взглянуть на занятия по физическому воспитанию. Определённая специфика должна проявиться при организации учебных занятий. Это касается создания типологически однородных групп занимающихся, основанных на интересах, потребностях и притязаниях к спортивной или физкультурной деятельности. Необходимо создавать систему планирования учебной работы, вследствие принципиальных установок на оптимизацию развития физического потенциала студентов. Практические занятия по предмету «физическая культура» могут проводиться по трём видам программ:- учебные занятия по избранному виду спортивной специализации;- общеразвивающие учебные занятия; - оздоровительная и адаптивная физическая культура. В рамках построения инновационной образовательной технологии физического воспитания студентов необходимо реализовать индивидуальный и личностно ориентированный подходы в обучении студентов.
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
Ямалетдинова Г. А., зав. кафедрой, профессор, доцент, доктор педагогических наук
Предъявляются более жесткие требования к подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к социальной и профессиональной деятельности, которая, помимо узкопрофессиональных знаний и умений, должна обеспечиваться высоким уровнем здоровья. Основным путем разрешения указанной проблемы является практическое обучение студентов в рамках дисциплины «Физическая культура» самостоятельному углубленному получению знаний, приобретению индивидуального опыта в профессионально–прикладной физической подготовке, формированию умений и навыков на основе самоуправления познавательной деятельностью и созданию соответствующих условий для решения данной задачи. Все это, наряду с другими факторами, определяет актуальность данного исследования. Цель исследования заключалась в реализации теоретико-методологических основ системы самоуправления познавательной деятельностью будущих специалистов социально-культурного сервиса и туризма.
Теоретический анализ, выявленные закономерности и принципы позволили сформулировать основы педагогической концепции системы самоуправления. Она представляет собой систему целенаправленных взаимодействий знаний, умений и рациональной двигательной деятельности студентов, что в совокупности обеспечивает совершенствование духовных и телесных характеристик личности студента, его социальных и индивидуальных качеств. Для внедрения концепции разработана и реализована модель самоуправления познавательной деятельностью студентов. Эффективность динамики самоуправления определяется условиями и характером функционирования структурных компонентов, которые на основании выделенных критериев [3] достигают различных уровней проявления.
Теоретико-методологические подходы к конструированию системы самоуправления познавательной деятельностью студенток позволили разработать модульно-проектную технологию [2], которая включает дидактические цели, определение содержания взаимосвязанных модулей (теоретического, методического, практического и др.). Каждый блок представляет двухуровневую структуру и реализуется на базовом и элективном уровнях. Структурирование блоков, как укрупненных дидактических единиц, осуществляется с учетом специфики образовательного пространства и представлено как модуль информационных потоков. Повышение эффективности созданной технологии обеспечивается соблюдением организационно-функциональных, процессуально-управленческих и информационных условий [1].
В опытно-экспериментальном исследовании принимало участие более 1000 студенток. Для реализации задач исследования на основе предоставления права выбора одного из нескольких элективных курсов, разработанных на базе разных видов спорта или систем физических упражнений, были сформированы опытная группа профессиональной направленности специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и контрольная группа. В контрольной группе занятия осуществлялись по традиционной системе физического воспитания.
В I семестре на базовом уровне студенткам опытной группы были прочитаны лекции, в содержание которых входила информация о самоуправлении в процессе профессиональной подготовке будущих специалистов, методах самоконтроля, динамики функционального состояния под воздействием физических упражнений и др. После лекций осуществлялось внедрение материала методического и затем практического модулей. Методический блок осуществлялся с помощью компьютерных программ разных типов и других активных методов обучения. Программы использовались для самодиагностики физического здоровья, проектирования и презентации личностной программы здорового стиля жизни с элементами профессионально-прикладной физической подготовки и его коррекции. Личностная программа реализовывалась в процессе персонального тренинга. Компьютерная диагностика, средства физической культуры изучались как основные и сопутствующие спортивно-оздоровительные услуги. В роли клиента выступали сами студентки.
На практических занятиях первого семестра студентки принимают решение о выборе физкультурно-спортивной деятельности под руководством преподавателя, обучаются приемам самоконтроля за своим физическим состоянием, развитием физических и профессиональных качеств, навыкам наблюдений над собой. Решаются задачи межличностных и индивидуально-личностных отношений, позволяющих выявить интересы, ценностные ориентиры, вербальное и реальное отношение к физической культуре, где студентки являются объектом педагогического воздействия. К старшему курсу в опытной группе объем самостоятельной работы увеличивался, что подразумевало осуществление инструкторской практики. Каждой студентке необходимо самостоятельно подготовить отдельную часть проекта с определением важных и отстающих профессиональных качеств, представить его на практическом занятии. Это также организация, проведение, участие в соревнованиях по прикладным видам спорта для данной профессии и их судейство.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что совокупность позитивных сдвигов в показателях самооценки способности к самоуправлению (от 2,8 до 3,5баллов), физического здоровья (от 2,9 до 4,1), теоретико-методической (от 1,6до 4,7) , практической (физической – от 1,8 до 3,0; профессиональной – от 2,3 до 4,0; технической – от 3,8 до 4,7) подготовленности и соответствующих им уровней способствовали активному проявлению самоуправления студенток опытной группы в период экспериментальных исследований. Интегральный уровень самоуправления на начальном этапе оценивался в опытной группе низкими баллами, а к концу эксперимента существенно выше (P>0,001). В контрольной группе он практически остается на том же уровне.
Сравнительный анализ изменения интегрального уровня самоуправления по группам показал, что наибольшее увеличение количества студенток выявлено с креативным уровнем в опытной группе, которая занималась физическими упражнениями в соответствии с будущей профессиональной деятельностью (рис.). В контрольной группе наблюдается ухудшение показателей.
Рис. Сравнительная характеристика уровня показателей профессионально-прикладной физической подготовленности студенток опытной (Б) и контрольной (К) групп, кол-во чел.
Такие изменения объясняются подбором специальных упражнений: из спортивного туризма, танцевальной аэробики, шейпинга в различных сочетаниях и дозировке, моделирующих элементы профессиональной деятельности, наиболее эффективно способствующих подготовке будущих специалистов в сфере социально-культурного сервиса и туризма. При этом чаще использовались методы и приемы, выбор которых зависел от характера познавательной деятельности, степени проявления самостоятельности и творчества: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.
Теоретико-методологический анализ по проблеме исследования и опытно-экспериментальная работа позволили сделать следующие выводы:
1. В соответствии с выделенными закономерностями и принципами определены основы педагогической концепции системы самоуправления познавательной деятельностью студенток. Ее сущность заключается в воздействии не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность: совершенствование социальных, духовных, индивидуальных и телесных качеств студенток. Физическая культура является механизмом формирования самоуправления познавательной деятельностью, который направлен на оптимальное развитие и самопознание физических возможностей личности.
2. В процессе самоуправления познавательной деятельностью студенток необходимо соблюдение ряда условий, активизирующих самостоятельную работу по профессионально-прикладной физической подготовке. Разработанные компьютерные программы создают условия для повышения мотивации к систематическим занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, позволяют интенсифицировать самостоятельную работу студенток по разработке индивидуальных проектов здорового стиля жизни, тем самым переводя самоуправление в сфере физической культуры и в профессиональной деятельности на качественно новый уровень развития.
3. Доказана эффективность системы самоуправления познавательной деятельностью, которая реализуется в модели с профессиональной направленностью, заключающейся не только в повышении уровня самооценки способности к самоуправлению, физического здоровья, теоретико-методической, практической подготовленности (от 15% до115%), но и высоком интегральном уровне сформированности у студенток опытной группы самоуправления познавательной деятельностью в сфере физической культуры. Профессиональная мобильность студентов, помимо узкопрофессиональных знаний, обеспечивается высоким уровнем физического здоровья и умением управлять собой. Реализация способов включения студенток в процесс осознанного управления своей познавательной деятельностью и самим собой, своим здоровьем становится приоритетной задачей высшей школы.
Литература
1. Ямалетдинова, Г.А. Комплекс условий, обеспечивающих индивидуально-дифференцированную помощь студентам в самоуправлении познавательной деятельностью //Современная стратегия и инновационные технологии физического совершенствования, подготовки к активной жизнедеятельности и профессиональному труду студенческой молодежи: кол. монография.– Одесса: НиТ, 2010. – С.44-52.
2. Ямалетдинова, Г. А. Модульное обучение как средство самоуправления в сфере физической культуры//Высшее образование в России. 2009.– № 7.– С.173-177.
3. Ямалетдинова, Г. А. Сущностные характеристики самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе физического воспитания// Автономия личности. – 2010. – №2 (2). – С. 50-57.
СЕКЦИЯ II. Воспитательный потенциал физической культуры и спорта в образовательных учреждениях