IV. 1. Составление сложноподчиненных предложений

Дети выбирают себе птиц и составляют предложения по обращу в азбуке- тетради. Образец: Снегирь клюет ягоды, потому что они спелые.

Предполагаемые предложения:

-- Голубь клюет геркулес, потому что он полезный.

- Галка клюет гречку, потому что она вкусная.

- Воробушек клюет семечки, потому что они аппетитные.

- Синичка клюет колбасу, потому что она свежая.

- Сорока клюет крошки, потому что они мягкие.

Давайте не будем мешать нашим птицам. Пусть они спокойно обедают. 2. Произнесение скороговорки:

Галдят галчата на грачат,

Глядят грачата на галчат,

3. Слова-антонимы:

Громко-- тихо, мелкая - глубокая, голодные - сытые.

4. Пересказ.

Мы -ваши друзья;

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы воробьи, синицы - остались с вами в городе. Голодно нам, а еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни: осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!

V. Выполнение упражнений по развитие мелкоймоторики.

VI. Итог.О каких птицах мы говорили на занятии? (Зимующих). С каким звуком познакомились?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 44

Грамота. Звуки [г], [г']. БуквыГ,г

Цель:

· о закрепить звуки [г], [г'], умение выделять их из состава слова, находить их место в слове (начало, середина, конец), дифференцировать по твердости­-мягкости; составить слово по первым звукам в названиях предметов, составлять звуковые схемы слов.

· познакомить с графическим обозначением звуков [г], [г'] -- буквами Г, г;

· учить, читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой, соотносить, слово с картинкой;

· развивать связную речь, умение придумывать продолжение рассказа:

· развивать, фонематический слух, зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику;

• воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Ход занятия

Организационный момент.

11. 1. Назовите, что изображено на картинках.Определите в каждом слове место звуков [г], [г'] И обозначьте его на линиях внизу: твердый 'звук синим кружком, мягкий зеленым.

2. Рассмотрите рисунки, прочитайте слово по первым 'звукам изображенных предметов. Составьте схему этого слова.

З. Характеристика звука. Что вы узнали на прошлом уроке про звуки: [г], [г']) (Они согласные: [г] согласный твердый, [г'] - согласный мягкий.) Произнесите эти звуки. Слышен голос? (Да) Значит, 'звуки [г], [г'] _ какие? (Звонкие)

Знакомство с буквами Г, г. В русском языке мягкие и твердые согласные звуки

обозначаются одним знаком - буквой.

Сегодня это буква Г, она обозначает и звук [г], и звук[г'].

4. Гусеница решила пообедать. Нарисуйте ей дорожку до груши. Идти можно только по буквам Г, г:

III. Обучение чтению слогов, слов,предложений сизучаемой буквой.

Раскрасьте все части, где есть слоги с буквой г:

IV. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики. V. Итог.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 45

Развитие речи. Звуки [к], [к']. Посуда.

Цель:

• уточнить произношение звуков [к], [к'] изолированно, в словах и слоговых сочетаниях, дифференцировать их по твердости-мягкости, определять наличие и позицию 'звука в слове; знать названия предметов, посуды, ее составные части, материал, назначение;

• упражнять в образовании относительных прилагательных, умень­шительно-ласкательной формы существительных; существительных, обо­значающих предметы, по их назначению, составлении предложений с этими существительными; в согласовании существительных с количественными числительными;

• развивать связную речь; учить составлять описательный рассказ о посуде по предложенному плану;

• развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, мел­кую моторику;

• воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным людьми.

Ход занятия

Упражнения для щек и губ.

«Кувшины с узким и широким горлышком», вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

«Самовар». Надувать обе щеки одновременно.

2. Упражнения для языка.

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

Чья «чашечка» глубже?

Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

II. Беседа по рисунку.

III. 1. Давайте познакомимся. Это кошка. Ее зовут Киса. Послушайте, как звучат слова кошка и Киса.

Назовите первые звуки в них - [к] и [к']. Сегодня вместе с Кисой будем изучать этизвуки.

Кошка Киса ждет гостей (нас).

Кошка Киса готовит угощение на кухне. И мы заглянем туда. Посмотрите на картинку. Здесь много предметов, в названиях которых слышен 'звук [к]. Найдите и назовите эти предметы.

А что она может нам приготовить'? Назовите еду, в названии которой есть звуки [к] и [к'].

2. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, При произнесении звука [к] губы и зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба.

При произнесении звука [к'] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твёрдого нёба.

3. Звуки [к], [к']- согласные, [к] - согласный твердый, [к'] - согласный мягкий.

IV. 1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочета­ниях.

Отгадайте загадки. Наклейте отгадки. Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда) Определите позицию звуков [к] в названных словах. Соедините со схемой.

Где пользуются этой посудой? (На кухне) А как называется посуда, которой пользуются на кухне, какая она'! (Кухонная), из чего она сделана? (Из металла) Значит, какая она? (Металлическая)

Как будет называться посуда, из которой едят? (Обеденная, столовая) Какой посудой пользуются, когда чай пьют? (Чайной) А кофе? (Кофейной)

Кошка Киса приготовила набор посуды (сервиз) для гостей (столовый,чайный). Набор посуды, сходный по форме и узору, называется сервиз.

Обведите чайный сервиз красным карандашом, а столовый сервиз синим.

Из чего сделаны эти сервизы? (Из фарфора) Какие они? (Фарфоровые)

2. Дидактическая игра «Какая посула?»

Из дерева - деревянная

хрусталя - хрустальная

стекла --стеклянная

золота -золотая

серебра -серебряная

глины --глиняная

3, Дидактическая игра «Измени слова существительные с уменьшитель­но-ласкательными суффиксами, согласование существительных с количе­ственными числительными. Измени по образцу: один стакан, стаканчик, два стаканчика, пять стаканчиков.

Физминутка:

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая наверху изогнута, как носик)

Очень важный, как начальник. (надуть живот, слегка поворачиваться)

Вот фарфоровые чашки, (чуть присесть, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки'

Вот фарфоровые блюдца, («блюдце» из больших и указательных пальцев)

Если стукнешь - разобьются. (хлопок в ладоши, встряхнуть кисти)

Вот серебряные ложки, (руки сомкнуть полукругом вверху над головой)

Голова на тонкой ножке. (чуть наклониться вперед, руки сомкнул,

Вот пластмассовый поднос – полукругом перед собой)

Он посуду нам принес.

4. Работа над предложением (словосочетанием). Падежное управление (составление предложений),

Что куда положить? Соедините. Соль - солонка, масло - масленка, Молоко - молочник, сахар - сахарница.

5.Игра «Верно - неверно».

Сыр в стакане, а чай в тарелке,

Компот в кофейнике. а кофе в кастрюле.

Чай в сковородке, а котлета в чайнике.

Пирог в чашке, а кефир в блюдце.

Конфеты в кастрюле, а суп в коробке.

Молоко в тарелке, а печенье в стакане.

6.Игра «Скажи наоборот». Ложка чистая - ... ложка грязная.

Тарелка глубокая- … тарелка мелкая.

Чашка большая - …чашка маленькая.

Сковорода тяжелая - ... сковорода легкая.

7. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о посуде по плану:

--Что это? Какого цвета?

-- Какие есть части?

-- Какой по размеру?

Из чего сделан?

- Для чего служит?

Наши рекомендации