Военно-стратегические основы военной безопасности
Характер современных военных конфликтов
Современные военные конфликты характеризуются в соответствии с военно-политическими целями, применяемыми средствами вооруженной борьбы и масштабами военных действий.
Учитывая особенности развития современной геостратегичской обстановки, крупномасштабная война с вовлечением в нее ряда государств и использованием всей территории Европы маловероятна. В то же время не исключается вероятность развязывания региональных и локальных военных конфликтов различных масштабов.
Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований
Вооруженные Силы составляют основу военной организации государства и обеспечивают стратегическую самостоятельность Республики Беларусь, а в рамках союзнических обязательств с Российской Федерацией способствуют поддержанию военного паритета и геостратегической стабильности в регионе.
Вооруженные Силы в мирное время состоят из видов Вооруженных Сил, родов войск, специальных войск, военных учебных заведений и организаций Министерства обороны.
В военное время с целью организации вооруженной защиты государства на основе единого стратегического планирования осуществляется централизованное применение Вооруженных Сил совместно с другими войсками и воинскими формированиями, входящими в военную организацию государства, в соответствии с их функциями, установленными законодательством Республики Беларусь.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования должны быть готовы провести комплекс упреждающих и подготовительных мероприятий, адекватных усилению военной угрозы, по повышению своей боеспособности, чтобы отразить вооруженное нападение и обеспечить защиты Государственной границы и территории Республики Беларусь в любых условиях военно-стратегической обстановки, а также вести активные боевые действия при любом варианте развязывания военного конфликта в условиях применения самых современных средств вооруженной борьбы.
Заблаговременная подготовка Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению вооруженного нападения (агрессии) проводится в мирное время и служит основой для обеспечения обороноспособности государства.
С целью усиления войск прикрытия Государственной границы Республики Беларусь, обороны важных объектов и коммуникаций, поддержания режима военного положения Вооруженными Силами во взаимодействии с другими войсками и воинскими формированиями организуется территориальная оборона. Состав, задачи войск территориальной обороны, порядок их применения и взаимодействия определяется соответствующими нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Силы и средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований при необходимости могут привлекаться для оказания помощи и защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Непосредственная подготовка Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к отражению вооруженного нападения (агрессии) осуществляется при резком обострении военно-политической обстановки, когда политико-дипломатическими (невоенными) мерами не удается разрешить конфликтную ситуацию и противоборствующая сторона не отказывается от своих агрессивных планов.
Отражение возможного вооруженного нападения (агрессии) организуется и осуществляется в соответствии с планом применения Вооруженных Сил, а также на основании директивных документов Главнокомандующего Вооруженными Силами, приказов Министра обороны и других нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Для вооруженной защиты Союзного государства при отражении внешней агрессии создается региональная группировка войск (сил), применение которой осуществляется на плановой основе в соответствии с решением Высшего Государственного Совета Союзного государства.
Органы военного управления
Для решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями с учетом пространственно-временных масштабов и степени потенциальной военной угрозы, наличия и состояния базы мобилизационного развертывания создаются соответствующие органы военного управления и группировки войск (сил).
Президент Республики Беларусь – Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной организации государства с целью обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь – высший коллегиальный координационно-политический орган, определяет основные направления военной политики, принципы военного строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, организует на плановой основе взаимодействие между органами государственного управления и структурными элементами военной организации государства в интересах обеспечения военной безопасности Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики Беларусь возглавляет Председатель – Президент Республики Беларусь. Рабочим органом Совета Безопасности Республики Беларусь является Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, осуществляющий информационно-аналитическое, правовое, организационно-техническое обеспечение его деятельности под руководством Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь решает вопросы обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований всем необходимым для надежной защиты республики, строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов, руководит органами местного управления по подготовке экономики Республики Беларусь к работе в режиме в условиях военного времени, а также его мобилизационным развертыванием, организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики и ее перевод на работу в условиях военного времени.
Органы местного управления в пределах своих полномочий проводят при введении военного положения мероприятия по переводу подведомственных им организаций, соответствующих территорий на работу в условиях военного времени обеспечивают
выполнение мобилизационных планов, оказывают содействие военным комиссариатам в мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации.
Юридические и физические лица Республики Беларусь участвуют в обеспечении военной безопасности государства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Министр обороны Республики Беларусь осуществляет непосредственное руководство Вооруженными Силами.
Министерство обороны является республиканским органом государственного управления, реализующим административные функции и осуществляющим общее руководство Вооруженными Силами, несущим ответственность за их развитие и подготовку к выполнению задач обороны. Министерство обороны организует взаимодействие всех органов государственного управления по вопросам обороны, осуществляет материально-техническое и ресурсное обеспечение повседневной и боевой деятельности войск (сил), разрабатывает концептуальные и нормативные документы по строительству и развитию Вооруженных Сил, программу вооружений, а также вырабатывает обоснованные предложения по государственному оборонному заказу и финансированию Вооруженных Сил.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь является центральным органом военного управления, реализующим оперативные функции по управлению Вооруженными Силами, обеспечивает их высокую боеспособность, организует взаимодействие и координирует деятельность структурных элементов военной организации государства по выполнению задач в области обороны, как в мирное, так и в военное время.
Командования видами Вооруженных Сил являются органами оперативного управления подчиненными войсками (силами), разрабатывают и реализуют планы развития и применения видов Вооруженных Сил, организуют мобилизационную и оперативную подготовку, техническое и материальное обеспечение повседневной и боевой деятельности подчиненных войск (сил).
Органы управления другими войсками, входящими в военную организацию государства, обеспечивают их боеспособность при решении задач организации вооруженной защиты Республики Беларусь, осуществляют оперативное управление ими в мирное и военное время, планирование и организацию мероприятий по совместной с Вооруженными Силами подготовке к обеспечению военной безопасности государства в установленных законодательством пределах ответственности с учетом их функционального предназначения и специфики решаемых задач.
С введением военного положения и формированием системы военного управления в государстве Генеральный штаб Вооруженных Сил выполняет функции исполнительного органа Совета Безопасности Республики Беларусь в системе стратегического управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями под непосредственным руководством Главнокомандующего Вооруженными Силами.
Для управления региональной группировкой войск (сил), создаваемой с целью обеспечения коллективной военной безопасности Союзного государства решением Высшего Государственного Совета Союзного государства на базе Министерства обороны Республики Беларусь (Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь) в угрожаемый период создается коллегиальный орган военного управления – объединенное командование региональной группировкой войск (сил).
Организация обеспечения военной безопасности Республики Беларусь и Союзного государства в угрожаемый период, создание органов военного управления предусматривается законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Союзного государства.