Какую пьесу мы будем ставить?
Вопрос не праздный, напротив, он очень важен. Как правило, его задают студийцы ТЮТа уже на самом первом занятии. Как же ответить на этот серьезный вопрос?
Выбор пьесы к постановке - дело вовсе не простое. Такой выбор не может быть случайностью, он должен вытекать из всей жизни ребят, диктоваться не только художественными требованиями, но всей гражданской, общественной позицией коллектива. Выбором пьесы коллектив как бы выражает свои взгляды и убеждения. В свою очередь, всей системой идей, своей нравственной и художественной сутью пьеса входит в саму детскую и юношескую жизнь, рождая у ребят новые мысли, чувства. Репертуар перестает быть просто списком названий, он становится арсеналом, хранящим огромные воспитательные заряды. Дело заключается в том, чтобы найти способ эти заряды высвободить, направив их могучее влияние на главное - формирование личности.
В ТЮТе сделана попытка найти такой способ. Но прежде - несколько слов о самой пьесе, которую будут ставить дети, и о некоторых требованиях к ней.
Пьеса должна быть интересна, умна, талантлива. Она должна содержать гуманную идею и соответствовать возрасту юных исполнителей по своей проблематике. Она должна быть написана хорошим русским языком, заключать в себе важные мысли, добрые чувства, известную долю юмора, а иногда и просто быть смешной, если она комедия. Хорошо, если она будет написана специально для исполнения детьми, подростками, с учетом их "психотехники" - такое, к сожалению, встречается не так уж часто. Говоря образно, подросток должен научиться "думать пьесой", через ее духовные, нравственные категории осознавать себя и окружающий мир, тренируя и создавая высокие человеческие качества в себе самом.
И обязательно пьеса должна быть оптимистичной, жизнеутверждающей, созвучной детству и юности.
Вера в жизнь - вот тот главный смысл, который должен наполнять и каждую отдельную пьесу, и весь репертуар детского театрального коллектива. Репертуар ТЮТа составляют именно такие спектакли. Это пьесы лауреата Ленинской премии М. Светлова, лауреата Государственной премии СССР А. Арбузова, а также пьесы Ю. Принцева, Е. Шварца, А. Н. Островского, произведения А. Чехова, А. Гайдара, В. Маяковского, С. Маршака, Р. Рождественского, Г. Полонского, Н. Носова, В. Драгунского, А. Хмелика, многих других советских драматургов, поэтов, прозаиков, а также произведения зарубежных авторов - Дж. Барри, Я. Экхольма, А. Линдгрен, сказки X. К. Андерсена, современные пьесы о пионерии и комсомоле, музыкальные представления, водевили, концертные программы. Целый ряд пьес, идущих на тютовской сцене, написан в стенах ТЮТа его воспитанниками, тютовскими драматургами, "Поезд дальнего следования" и "Максим" - о старшеклассниках, лирическая комедия "Тили-тили-тесто", фантазия "Миллионный посетитель", пионерская романтическая комедия "Три шпаги на троих" - эти и другие тютовские пьесы вышли за пределы театра, опубликованы в печати, поставлены на профессиональной и самодеятельной сцене. Пьесы эти возникают из огромного желания коллектива ТЮТа полнее, ярче откликаться на животрепещущие проблемы детства, юности, активнее вторгаться в жизнь. И сегодня в ТЮТе пишутся ребятами тексты концертных программ, пионерских обозрений, шуточных "капустников". Все это и есть та почва, на которой могут возникнуть и возникают первые драматургические опыты, развиваются и крепнут разнообразные художественные способности. Материалом для большинства тютовских пьес послужил сам ТЮТ, но только не в буквальном, прямом смысле этого слова, а, так сказать, в моральном, духовном. В ТЮТе, к примеру, никогда не было истории, приключившейся с тремя отважными мушкетерами Генкой, Вовкой и Димкой, которые, подобно их славным предшественникам - Атосу, Портосу и Арамису, отправились на поиски приключений, на борьбу за честь, правду и справедливость ("Три шпаги на троих"). Никто из тютовцев не играл в "Дон Кихота и Санчо Пансу", вызывая этим то удивление, то восхищение своих друзей, причиняя окружающим массу хлопот и втягивая их порой в самые невероятные ситуации ("Миллионный посетитель"). Никогда в ТЮТе не случалось такого острого, "дуэльного" конфликта, который произошел в "Максиме", и никто из тютовцев не оказывался в такой сложной, противоречивой обстановке, в какую попали герои "Поезда дальнего следования". Всего этого не было в ТЮТе. И все это было! Было в нравственной, духовной жизни большого, сложного коллектива, где всегда актуальны проблемы дружбы и принципиальности, честности и чести, добра и справедливости, где всегда есть место удивительным приключениям, забавным происшествиям, смешным, а порой и драматическим коллизиям.
Всякая принятая к постановке пьеса непременно подробно и длительно обсуждается с ребятами. Их желание или нежелание ставить ту или иную пьесу является весьма существенным, даже решающим. Конечно, бывают случаи, когда ребята не сразу или не до конца оценивают достоинства пьесы, обнаруживают ее красоту и глубину. Детское и подростковое "чутье" на правду, на подлинно красивое, прекрасное, умное очень велико, но не всегда можно полагаться на него полностью. Иногда вкус изменяет ребятам, и они способны увлечься пьесой поверхностной, схематичной, но, скажем, с острым сюжетом или душещипательной мелодраматичностью. Таким образом, и выбор, и обсуждение пьесы с детьми превращаются в акт педагогический, воспитательный. Немаловажно, в какой обстановке, в каких условиях впервые прочитывается новая пьеса. Здесь мы действуем в соответствии с тонкими и верными замечаниями К. С Станиславского о значении первых впечатлений, о смысле первого прикосновения к пьесе, а значит, и к миру, созданному драматургом, писателем, поэтом. До определенного времени название новой пьесы не должно быть никому известно. Эта секретность не прихоть и лукавство, а проявление тактичного, бережного отношения к творческому процессу, каковым, несомненно, является уже и само первое чтение.
Первая читка пьесы в ТЮТе - радостное событие: комната, в которой будет производиться чтение, аккуратно прибрана, приготовлена мебель - стулья, табуретки для слушающих, столик для режиссера, цветы. Чтение должно происходить в обстановке всеобщего внимания и сосредоточенности. Его нельзя обрывать, нельзя ничем нарушить его порядок. Желательно пьесу читать в один прием. Но если она велика и ребята устают, мы переносим читку на другой день, и всё продолжается в той же обстановке собранности и внимания. Чтение пьесы всегда происходит до того, как распределены роли. Иначе некоторые ребята будут слушать не саму пьесу, а собственную роль.
Окончив чтение, мы расходимся. В этот день - никаких обсуждений, никаких бесед и разговоров о пьесе или будущем спектакле. Нужно время, чтобы пережить услышанное.
Назначение на роль
И вот наконец распределение ролей. Этого ждут все. Ждут с нетерпением, тревогой, волнением, тайной надеждой. Пожалуй, вся гамма человеческих чувств и их оттенков проявляется в эти дни. Ничего не поделаешь - театр! Должен сказать, что тютовцы всегда достойно переносят это нелегкое испытание. Не помню ни одного случая, чтобы кто-то из ребят капризничал, или демонстративно отказывался, или, что еще хуже, клянчил роль. Знаю, что переживают, иногда огорчаются и даже плачут, если досталась "не та" роль. Но - и это важно - никогда не показывают своих чувств на людях. Тютовские неписаные законы не позволяют этого. "Нет маленьких ролей - есть маленькие артисты" - эти слова К. С. Станиславского стали как бы заповедью для тютовцев. Конечно, воспитывает такое серьезное отношение к любой роли как факту искусства прежде всего позиция педагогов и режиссеров ТЮТа, позиция чуткая, тактичная и справедливая. В основе ее - внимание к внутреннему миру детей, знание их интересов и возможностей.
Распределение ролей, пожалуй, один из самых сложных и ответственных процессов в театре. Не будет преувеличением сказать, что, верно сделанное, оно во многом предопределяет и успех конкретного спектакля, психологическую, художественную обстановку, взаимоотношения в коллективе, а в чем-то и творческую судьбу участников спектакля, становление их личности. И соответственно, неправильное, ошибочное распределение ролей ставит все эти важнейшие элементы жизни коллектива под удар, нарушает их гармонию, ломает индивидуальности. Правильно распределить роли сложно еще и потому, что необходимо учесть, а точнее, интегрировать целый ряд разнородных, но очень существенных факторов. Среди них - идеи и проблематика пьесы, ее жанр, манера авторского письма, "фактура" образов, суть режиссерского замысла и индивидуальность участников, требования времени, в которое ставится пьеса, и даже возможности сценической площадки, на которой будет играться спектакль... Многое предстоит обдумать педагогу - руководителю спектакля, прежде чем взять лист бумаги и написать на нем имена действующих лиц и фамилии их исполнителей.
Распределение ролей в ТЮТе - это прежде всего еще и акт педагогический. Назначение на ту или иную роль не только признание неких художественных, актерских возможностей исполнителя, но и подчеркивание тех или иных черт его личности, побуждение к размышлению о себе самом. Назначение на роль для детей всегда более содержательно, нежели просто называние действующих лиц, которых они будут играть. Это еще и "называние меня". "Кто я? Герой? Или, может быть, трус? Есть ли во мне те черты, ориентируясь на которые мне дали эту роль?" - эти вопросы втайне всегда мучают ребят. Конечно, я далек от мысли, что они "напрямую", примитивно и однозначно связывают себя и роль. Они связывают это сложно, порой подсознательно, но связывают. И эту подсознательную, сложную связь нельзя не учитывать. Поэтому распределение ролей - это в известной степени обращение к личности детей и подростков, обращение через простые, сознательные действия. Вообще, многие приемы и средства воздействия на детей в ТЮТе вытекают именно из этого принципа: через сознательное к подсознательному, к чувству, "к волшебнице природе" (К. С. Станиславский).
Образно говоря, ТЮТ - это условие, вызывающее к жизни творческое начало в человеке. Вся деятельность, вся жизнь в ТЮТе построены таким образом, чтобы вызвать к жизни из глубин личности, пробудить высокие мысли, добрые чувства, духовные устремления. И сделать так, чтобы проявлялись они активно, темпераментно и полноценно. Этой же цели служит и распределение ролей. Оно не должно быть равнодушным или угнетающим человека, подавляющим его индивидуальность. Оно должно быть врачующим и возвышающим. Вот один случай.
Юноша, назовем его Андрей, поступил в ТЮТ три года назад. Из неблагополучной семьи, где сыну уделяли мало внимания. Паренек добрый, душевный, способный актерски, но совершенно "заброшенный". Он, видимо, болезненно переживал свою "ненужность", одиночество и старался скрыть это за бравадой, озорством, вызывающим поведением. Не раз приводили его ко мне "на разбор", все - от администрации до ответственных дежурных. Он стоял с повинно опущенной головой, слушал, кивал, искренне сокрушался и обещал исправиться. Потом всё повторялось. Мы его "воспитывали". Вызывали на совет ТЮТа, давали всякие поручения, по всё было безрезультатно. И вот однажды я назначил его на роль. Это была "его" роль. В ней было всё - героизм, честность, благородство и сдержанность чувств, определенность поступков, твердый, истинно мужской характер. Это был он, но такой, каким хотел быть, каким и был внутри себя и о чем знал только он сам, боясь поверить в себя - такого.
Надо было видеть его глаза и его самого в тот момент, когда он читал листок распределения ролей. Он долго молча стоял над ним, потом тихо отошел в сторону. Я видел, что он потрясен: его угадали, увидели, ему поверили. Вот подтверждение этому - роль!
И Андрей тоже поверил в себя и стал дорастать до порученной ему роли. Конечно, это произошло не сразу. Еще нет-нет да и прорывалось в нем прошлое, но это уже был другой человек. Похожий на свою роль, а вернее всего - на себя. А началось восхождение к себе истинному с того дня, когда он прочитал листочек распределения ролей.
На одну и ту же роль в ТЮТе всегда назначается три состава исполнителей. Схема простая: один играет, второй обслуживает спектакль, третий смотрит из зала. В другой раз все меняются местами. Но есть в этом кроме практического еще и педагогический смысл. Три состава - это "буфер" на пути к премьерству, заносчивости, завышенной оценке себя, своих способностей, своей исключительности. Вместе с тем три состава - приобретение опыта творческой и человеческой дружбы. Конечно, здесь многое зависит от режиссера и педагога, от их меры внимания к каждому исполнителю, от того, насколько умело и тактично будут взращиваться отношения сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи в общем творческом поиске верного образа персонажа.
Более полутора лет, как правило, проходит с момента поступления в ТЮТ до того счастливого дня, когда тютовец выходит на настоящую сцену, чтобы сыграть роль уже не в учебном, а в тютовском спектакле. И вот что примечательно: никто из пришедших в ТЮТ ребят не испытывает от этого неудовольствия. Конечно, играть хочется, но, входя в тютовскую жизнь, ребята постепенно прочно усваивают одну важнейшую истину: путь к спектаклю, путь к роли, вообще путь в искусстве к какому-либо "результату" сложен, наполнен трудом и требует времени. На понимание этого их ориентирует вся тютовская система - участие в студийной работе, сложный и многообразный по формам и содержанию процесс репетиций, работа в цехах, многоплановая общественная деятельность коллектива.