Музыкально-ритмический репертуар

Освоение музыкально-ритмических навыков про­исходит во время ознакомления и разучивания му­зыкальных игр, хороводов, плясок, упражнений. Играя под музыку, ребята выучивают сюжетные и

несюжетные музыкальные игры. В несюжетных играх основное место занимает момент соревнования, ловли («Жмурки» Ф. Флотова, «Найди свою пару» Т. Ломовой). Сюжетная игра имеет яркий музыкально-игровой образ. Здесь действуют различные персонажи, происходят интересные события, возникают дружеские общения, конфликты Дети, прислушиваясь к музыке, приобретают умение выразительно передать образ торопливых курочек, важного петуха («Курочки и петушок» Г. Фрида), ласковой кошки и шаловливых котят («Кошка и котята» М. Раухвергера) и т. д.

В хороводных играх (особенно народных) дети разыгрывают действия, продиктованные характером музыки и поэтическим текстом («Кто у нас хороший?» Ан. Александрова, «Ходит Ваня» - русская народная песня и др.).

Пляски и упражнения, главным образом игрового характера,

Стр.152

несложны по построению, развивают детские двигательные умения: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притопывание, прихлопы, кружение («Пляска в парах» - латвий­ская народная мелодия в обработке Т. Попатенко) и др. Доставляя детям радость, эти пляски требуют навыка передать легкий, подвижный характер музыки, своевременно изменить движение в соответ­ствии с двухчастной формой, уловить, передать метрическую пуль­сацию в хлопках, притопывании.

Методы и приемы

Методические приемы видоизменяются в зависи­мости от сложности заданий, степени усвоения на­выков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни — выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рож­дает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. Педагогу необходимо продумывать, в каких случаях детям доступны задания самостоятельных поисков движений, а в каких нужна наглядная помощь взрослого. Такие задания выпол­няются во время разучивания сюжетных игр, которые обычно сопро­вождаются программной музыкой. Название пьесы, общее настрое­ние подсказывают общий характер того или иного действующего персонажа. Например, пьеса «Медведь» В. Ребикова позволяет ре­бятам по-разному передать неуклюжие повадки большого зверя. Эти приемы особенно полезны в играх-инсценировках, таких, как «Мы на луг ходили» под песню А. Филиппенко. В тексте рассказы­вается о задремавшем зайчике, о том, как дети играют на дудочке, и т. д., что вызывает у ребят желание самостоятельно придумать выразительные движения.

На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Разучивая игру «Курочки и петушок» под русскую народную мелодию в обра­ботке Г. Фрида, подчеркнуть, что заботливый петушок ходит медленно, важно, он ищет для курочек зерна, и прочитать ребятам стихотворение:

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

«Вот идет петушок»,— говорит после этого педагог и тут же ис­полняет первую музыкальную вариацию, подчеркивая ее «степенный» характер. Петушок нашел орех и зовет курочек:

Вы, пеструшечки,

Вы, хохлушечки.

Я нашел для вас орех,

Разделю орех на всех

По крупиночке.

По восьминочке.

Ку-ка-ре-ку!

«Услыхали курочки — прибежали», и педагог исполняет вторую вариацию, суетливую, подвижную. На этом занятии дети слушали

Стр.153

музыку и стихи, у них запечатлелись образы заботливого, немного «важного» петуха и беспокойных, быстрых курочек, в своем воображении ребята будут представлять себе эти образы.

Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую мето­дику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение. Некоторые игры, пляски, упражнения усваиваются детьми сразу (играя, танцуя, они радуются звукам музыки, прислушиваются к ним, движения становятся более точными, непринужденными); другие требуют более длительного разучивания. Иногда детей за­трудняет ориентировка в пространстве, изменение перестроения, либо им не удается тот или иной элемент движений. В этих случаях нужны дополнительные предварительные упражнения.

Проверяя качество усвоения музыкально-ритмических навы­ков, в конце года следует выяснить:

способен ли ребенок прослушать незнакомое музыкальное про­изведение и передать его настроение (веселая пляска, спокойная ходьба) соответствующими движениями;

умеет ли ребенок отмечать различными движениями двухчаст­ную форму незнакомого музыкального произведения (например, тихо похлопать на первую спокойную часть музыки и «поплясать» руками — на вторую подвижную);

насколько точно и правильно выполняют дети элементы танца: прямой галоп, выставление ноги на пятку, вращение рук, ритмич­ные притопывания;

какие плясовые движения ребята применяют в самостоятельных, «свободных» плясках;

каков уровень навыков коллективного движения при перестрое­ниях из круга в «свободное» расположение и обратно, а также дви­жения парами по кругу.

Наши рекомендации