Музыкально-ритмический репертуар
Освоение музыкально-ритмических навыков происходит во время ознакомления и разучивания музыкальных игр, хороводов, плясок, упражнений. Играя под музыку, ребята выучивают сюжетные и
несюжетные музыкальные игры. В несюжетных играх основное место занимает момент соревнования, ловли («Жмурки» Ф. Флотова, «Найди свою пару» Т. Ломовой). Сюжетная игра имеет яркий музыкально-игровой образ. Здесь действуют различные персонажи, происходят интересные события, возникают дружеские общения, конфликты Дети, прислушиваясь к музыке, приобретают умение выразительно передать образ торопливых курочек, важного петуха («Курочки и петушок» Г. Фрида), ласковой кошки и шаловливых котят («Кошка и котята» М. Раухвергера) и т. д.
В хороводных играх (особенно народных) дети разыгрывают действия, продиктованные характером музыки и поэтическим текстом («Кто у нас хороший?» Ан. Александрова, «Ходит Ваня» - русская народная песня и др.).
Пляски и упражнения, главным образом игрового характера,
Стр.152
несложны по построению, развивают детские двигательные умения: бег и кружение с «султанчиками» в руках, бег в парах, притопывание, прихлопы, кружение («Пляска в парах» - латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко) и др. Доставляя детям радость, эти пляски требуют навыка передать легкий, подвижный характер музыки, своевременно изменить движение в соответствии с двухчастной формой, уловить, передать метрическую пульсацию в хлопках, притопывании.
Методы и приемы
Методические приемы видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остается одни — выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно, самостоятельно двигаться. В этом возрасте ребята еще очень нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях. Педагогу необходимо продумывать, в каких случаях детям доступны задания самостоятельных поисков движений, а в каких нужна наглядная помощь взрослого. Такие задания выполняются во время разучивания сюжетных игр, которые обычно сопровождаются программной музыкой. Название пьесы, общее настроение подсказывают общий характер того или иного действующего персонажа. Например, пьеса «Медведь» В. Ребикова позволяет ребятам по-разному передать неуклюжие повадки большого зверя. Эти приемы особенно полезны в играх-инсценировках, таких, как «Мы на луг ходили» под песню А. Филиппенко. В тексте рассказывается о задремавшем зайчике, о том, как дети играют на дудочке, и т. д., что вызывает у ребят желание самостоятельно придумать выразительные движения.
На занятиях важно создавать игровую ситуацию. Разучивая игру «Курочки и петушок» под русскую народную мелодию в обработке Г. Фрида, подчеркнуть, что заботливый петушок ходит медленно, важно, он ищет для курочек зерна, и прочитать ребятам стихотворение:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
«Вот идет петушок»,— говорит после этого педагог и тут же исполняет первую музыкальную вариацию, подчеркивая ее «степенный» характер. Петушок нашел орех и зовет курочек:
Вы, пеструшечки,
Вы, хохлушечки.
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке.
По восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
«Услыхали курочки — прибежали», и педагог исполняет вторую вариацию, суетливую, подвижную. На этом занятии дети слушали
Стр.153
музыку и стихи, у них запечатлелись образы заботливого, немного «важного» петуха и беспокойных, быстрых курочек, в своем воображении ребята будут представлять себе эти образы.
Если разучиваются пляска, упражнения, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно предложить такую методику: сначала проигрывается музыка, отмечается ее характер, а затем показываются движения, объясняется их построение. Некоторые игры, пляски, упражнения усваиваются детьми сразу (играя, танцуя, они радуются звукам музыки, прислушиваются к ним, движения становятся более точными, непринужденными); другие требуют более длительного разучивания. Иногда детей затрудняет ориентировка в пространстве, изменение перестроения, либо им не удается тот или иной элемент движений. В этих случаях нужны дополнительные предварительные упражнения.
Проверяя качество усвоения музыкально-ритмических навыков, в конце года следует выяснить:
способен ли ребенок прослушать незнакомое музыкальное произведение и передать его настроение (веселая пляска, спокойная ходьба) соответствующими движениями;
умеет ли ребенок отмечать различными движениями двухчастную форму незнакомого музыкального произведения (например, тихо похлопать на первую спокойную часть музыки и «поплясать» руками — на вторую подвижную);
насколько точно и правильно выполняют дети элементы танца: прямой галоп, выставление ноги на пятку, вращение рук, ритмичные притопывания;
какие плясовые движения ребята применяют в самостоятельных, «свободных» плясках;
каков уровень навыков коллективного движения при перестроениях из круга в «свободное» расположение и обратно, а также движения парами по кругу.