Воспитание и обучение в условиях семьипод руководством специалиста

Альтернативой обучению ребенка в специальном дошкольном учреждении является его воспитание дома, при котором коррек-ционная работа ведется главным образом родителями под руко­водством учителя-дефектолога. Дети, воспитывающиеся дома, мо­гут получать коррекционную помощь:

в сурдологических кабинетах системы здравоохранения по мес­ту жительства;

в стационарах при лоротделениях крупных больниц по месту жительства;

в группах кратковременного пребывания при специальных дош­кольных учреждениях (группах) и при научных медицинских и педагогических центрах, педагогических факультетах педвузов.

В настоящее время с целью оказания систематической коррекционно-педагогической помощи, консультирования родителей по

вопросам воспитания и обучения детей с отклонениями в разви­тии, в том числе и детей с нарушениями слуха, в дошкольных образовательных учреждениях разных видов могут быть в соответ­ствии с рекомендациями Министерства образования РФ («Об орга­низации в дошкольных образовательных учреждениях групп крат­ковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии» от 26.06.99. № 129/32—16) организованы группы кратковременного пребывания. Они могут создаваться при детских садах компенсиру­ющего вида для детей с нарушениями слуха, при детских садах комбинированного вида, в состав которого входят компенсирую­щие группы, а также при дошкольных отделениях при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших. Группа являет­ся структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения. Комплектование групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Основным контингентом сурдологических кабинетов, стацио­наров, групп кратковременного пребывания являются:

• дети младенческого и раннего возраста (до 2 — 3 лет),

• дети с незначительным снижением слуха, как правило, вос­питывающиеся в общеобразовательных дошкольных учреждениях,

• оглохшие дошкольники, до потери слуха нормально слышав­шие и говорившие и сохранившие речь,

• дети с нарушенным слухом, имеющие комплексные отклоне­ния в развитии; эти дети в силу тяжести своего состояния не могут посещать специальный детский сад (группу), но остро нуждаются в коррекционной помощи,

• дети, которым противопоказано по состоянию здоровья по­сещение детского сада,

• дети, которым в связи с высоким уровнем их психофизичес­кого и речевого развития рекомендовано посещение общеобразо­вательных дошкольных учреждений (интегрированное обучение),

• дошкольники, родители которых хотят обучать их дома.

В сурдологических кабинетах, стационарах, группах кратковре­менного пребывания проводятся:

коррекционные занятия с детьми,

обучение родителей сотрудничеству с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи,

оказание родителям психотерапевтической помощи.

Основным содержанием работы в этих учреждениях является развитие речи ребенка, его остаточного слуха и формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется обуче­нию грамоте и формированию читательской деятельности. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа в сурдологических кабинетах, лорстационарах, группах кратковременного пребыва­ния, прежде всего, ориентирована на удовлетворение специфи-

ческих образовательных потребностей ребенка с нарушенным слу­хом. В связи с этим крайне важно, чтобы учитель-дефектолог по­стоянно давал родителям конкретные задания по всем разделам работы с неслышащими дошкольниками в условиях семьи.

Занятия в сурдологических кабинетах и группах кратковремен­ного пребывания проводятся при обязательном присутствии роди­телей. Частота занятий зависит от того, как близко от учреждения живет семья, и от типа самого учреждения. Так, в сурдологическом кабинете в соответствии с инструктивно-методическим письмом [14] с ребенком, не обучающимся в специальном учреждении (груп­пе), проводятся занятия из расчета 1 час в неделю. Если же семья живет далеко от сурдологического кабинета, то родители могут привозить ребенка на 1 — 2 недели 1 — 2 раза в год и посещать заня­тия ежедневно. В лорстационаре, как правило, организуются ежед­невные занятия в течение всего срока обследования и лечения. Группу кратковременного пребывания ребенок обычно посещает 2—3 раза в неделю (или чаще, например ежедневно, или реже — 1 раз в две недели). Кроме того, с детьми, обучающимися в группе кратковременного пребывания, могут организовываться также музыкальные и физкультурные занятия, индивидуальные или в малой группе — 2—3 человека; с ними также работает психолог.

Педагог группы кратковременного пребывания, в отличие от учителя-дефектолога сурдологического кабинета или стационара, 2—3 раза в год посещает детей дома (ребенка первого года жизни —-ежемесячно, так как коррекционная работа с ним организуется только в условиях семьи1), а также бывает в общеобразовательных учреждениях, где воспитываются неслышащие дети, с которыми он проводит коррекционные занятия. В ходе этих посещений педа­гог помогает рационально организовать их воспитание и обучение дома и в массовом дошкольном учреждении.

В целом группы кратковременного пребывания имеют большие возможности в организации коррекционной помощи, чем сурдологические кабинеты и тем более стационары.

В работе с детьми дошкольного возраста учитель-дефектолог сурдологического кабинета, лорстационара или группы кратковре­менного пребывания опирается на содержание и методику работы, изложенные в литературе, ориентированной на специальные дош­кольные учреждения, а также на различные авторские коррекци­онные программы и программы для слышащих дошкольников.

Позитивным в организации обучения в сурдологических кабине-тах3 стационарах и группах кратковременного пребывания является:

возможность оказания коррекционной помощи детям младен­ческого и раннего возраста,

предоставление родителям возможности воспитывать ребенка дома,

возможность максимальной индивидуализации воспитания и обучения,

пребывание ребенка в нормальной речевой среде.

Родитель детей, посещающих занятия в сурдологических каби­нетах и группах кратковременного пребывания, должны понимать, что именно на них лежит основная ответственность за уровень пси­хомоторного и слухоречевого развития.

К негативным последствиям обучения в условиях данных орга­низационных форм можно отнести следующее:

отсутствие ежедневных занятий со специалистом,

отсутствие целенаправленных систематических занятий по об­щему и физическому развитию ребенка,

отсутствие детского коллектива (в основном проводятся инди­видуальные занятия),

ориентация родителей на продвижение именно своего ребенка, а не группы детей того же возраста и с таким же состоянием слуха.

К сожалению, до настоящего времени неразработанными оста­ются содержание и методы работы с детьми, имеющими сложную структуру нарушений, а также отсутствует программно-методи­ческое обеспечение коррекционной работы с неслышащими деть­ми с учетом особенностей ее организации в учреждениях здраво­охранения ж в группах кратковременного пребывания (имеются лишь отдельные публикации).

В настоящее время создается множество медико-психолого-педа­гогических, психолого-педагогических и социальных центров, центров диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции разной ведомственной принадлежности. Они работают и как государственные, и как негосударственные учреждения и обычно создаются для оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии. Попадают в эти центры и дети с нарушенным слухом, но, как правило, они в них не полу­чают специализированной помощи. Исключение составляют лишь те центры, которые ориентированы на работу с глухими и слабо­слышащими детьми, например Центр раннего вмешательства в С.-Петербурге, центры при обществах глухих, создающиеся в ос­новном родителями,

В последние годы с целью организации медицинской и психо­лого-педагогической помощи детям с нарушениями слуха в раз­личных регионах России были открыты центры реабилитации слу­ха и речи. В центрах проводится диагностика нарушений слуха, медико-психолого-педагогическое изучение детей, оказывается ме­дицинская помощь, организуется индивидуальное слухопротези­рование детей. В структуре данных учреждений, как правило, су-

ществует детский сад или группы для глухих и слабослышащих дошкольников. В центрах реабилитации слуха и речи используется верботональная методика, разработанная специалистами центра «Suvag» (Загреб, Хорватия).

Наши рекомендации