Концептуальные положения системы Занкова
Cистема общего развития школьников Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.
Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.
Об основателе системы – Л.В. Занкове (1901 – 1977 гг.)
Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мирепосле Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.
· Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
· С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
· В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
· В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
· С 1944 года – директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
· В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
· С 1955 по 1960 годы – заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
· В 1968 году – избран действительным членом АПН СССР
· 1970 – 1972 годы – заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР
Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова
Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» ребенка и «зона ближайшего развития». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, – писал Л.С. Выготский. – Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.
Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.
Целевые ориентации системы Занкова
· Развитие личности ребёнка.
· Высокий уровень общего развития личности.
· Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.
Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.
Концептуальные положения системы Занкова
· Обучение должно идти впереди развития.
· Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
· Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).
Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.