Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:
3 повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
4 формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
5 воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:
6 структурно-организационных изменений;
7 содержательно-технологических инноваций;
8 созданиересурсного обеспечения подготовки специалистов.
Структурно-организационные изменениянаправлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:
9 поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру;
10 диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;
11 интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее-специальное учебное заведение (ССУЗ) – вуз).
Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ двухступенчатой подготовки специалистов: бакалавр, специалист или магистр. Во-вторых, качественное освоение студентами нового содержания обучения обеспечивается за счет создания и использования так называемых учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания как на бумажных носителях, так и на электронных. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов выступает блочно-модульный, предполагающий реализацию следующих блоков учебных дисциплин в соответствии с профилем и ступенями обучения: социально-гуманитарный и естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный.
Освоение студентами учебных дисциплин по блокам усиливает межпредметные связи и создает единую образовательную среду, направленную на формирование у будущих специалистов: общей культуры; мировоззрения, основанного на идеях гуманизма, демократии, плюрализма; системно-ситуационного, профессионального мышления, обеспечивающего успешную организацию профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Разработка учебно-методического обеспечения на основе модульного подхода и освоение студентами соответствующих модулей выступают эффективным средством их включения в самостоятельную учебно-поисковую и исследовательскую работу по овладению учебным материалом и способами решения учебных задач. Модуль одновременно представляет собой: 1) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета, 2) банк информации, 3) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач, 4) форму самоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний и способов действий.
Процесс двухступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Процесс овладения профессией и основами профессионального мастерства происходит лишь на личностном уровне и требует специальных личностно-ориентированных образовательных программ, предполагает гибкость организации учебного процесса, который должен стать для студентов личностно-значимым и более мотивированным.
Этого можно достичь созданием и внедрением в учебный процесс наряду с традиционными личностно-ориентированных или развивающих технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения. Такие технологии и методики направлены на: организацию совместной рефлексивной учебно-поисковой деятельности преподавателя и студентов, активизацию научно-исследовательской деятельности будущих специалистов, увеличение объема их самостоятельной работы в процессе освоения учебных дисциплин, совершенствование системы мотивации к учению, контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) знаний. При этом большое значение имеют такие активные формы обучения, как проблемные лекции, семинары, «круглые столы», работа в микрогруппах (коллективная мыследеятельность), «мозговой штурм», игра и др.
Большая роль в обновлении технологий принадлежит разработке и использованию информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечивающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также заочную форму обучения.
Третьим направлением развития высшей школы является создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: 1) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.), 2) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.), 3) материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.), 4) финансовое (повышение эффективности научно-инновационной и научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).
Реформирование системы высшего образования, прежде всего, направлено на обеспечение качества подготовки специалистов при переходе к двухступенчатой системе. Это предполагает следующие изменения структуры и содержания высшего образования:
Таблица 4
Ступень образования | Сроки подготовки | Содержание высшего образования по уровням подготовки | Статус вуза, обеспечивающего подготовку; степень специализации |
I. Бакалавр | 4 года | Общая социально-гуманитарная и естественнонаучная, общая профессиональная и специальная подготовка в соответствии со специальностью | Высший колледж, институт, академия, университет; широкий профиль профессиональной подготовки (специальность) |
II. Специалист | 5 лет | Методологическая, психолого-педагогическая, лингвистическая, дополнительная гуманитарная, научная, профессиональная подготовка в соответствии со специальностью и специализацией | Институт, академия, университет; (специальность, специализация) |
II. Магистр | 6 лет | Углубленная профессиональная, экономическая подготовка, фундаментальная научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка | Академия, университет; универсальность (специальность, специализация) |
Процесс обновления структуры и содержания двухступенчатого высшего образования требует совершенствования системы трудоустройства выпускников вузов Республики Беларусь, что предполагает определение новых ролевых позиций и сфер трудовой деятельности молодого специалиста.
Бакалаврпредставляется как исполнитель/самостоятельный работник в рамках полученной специальности,
12 специалист – самостоятельный работник/ преподаватель/ организатор/ руководитель в рамках полученной специальности и специализации,
13 магистр – исследователь/ преподаватель/ руководитель в рамках области науки, образования или сферы производства.
Виды деятельности – первичные должности выпускников:
14 бакалавр – исполнительская деятельность – младший специалист,
15 специалист – организационно-руководящая, проектно-конструкторская, инженерная и частично исследовательская деятельность – младший научный сотрудник, инженер, специалист,
16 магистр – научно-исследовательская, научно-педагогическая – научный сотрудник, преподаватель вуза, специалист П категории, управленческая деятельность.