Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в нашей стране выступают:

3 повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

4 формирование профессиональной мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;

5 воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Основными направлениями развития высшей школы являются разработка и внедрение в образовательный процесс вузов:

6 структурно-организационных изменений;

7 содержательно-технологических инноваций;

8 созданиересурсного обеспечения подготовки специалистов.

Структурно-организационные изменениянаправлены на совершенствование структуры высшего образования, что предполагает:

9 поэтапный переход к двухступенчатой системе профессиональной подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру;

10 диверсификацию типов высших учебных заведений: высший колледж – институт – академия – университет;

11 интеграцию среднего специального и высшего образования (создание университетских комплексов: среднее-специальное учебное заведение (ССУЗ) – вуз).

Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения, во-первых, предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов, программ двухступенчатой подготовки специалистов: бакалавр, специалист или магистр. Во-вторых, качественное освоение студентами нового содержания обучения обеспечивается за счет создания и использования так называемых учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники и учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания как на бумажных носителях, так и на электронных. Важнейшим подходом в разработке учебно-методических комплексов выступает блочно-модульный, предполагающий реализацию следующих блоков учебных дисциплин в соответствии с профилем и ступенями обучения: социально-гуманитарный и естественнонаучный, общепрофессиональный, специальный.

Освоение студентами учебных дисциплин по блокам усиливает межпредметные связи и создает единую образовательную среду, направленную на формирование у будущих специалистов: общей культуры; мировоззрения, основанного на идеях гуманизма, демократии, плюрализма; системно-ситуационного, профессионального мышления, обеспечивающего успешную организацию профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях. Разработка учебно-методического обеспечения на основе модульного подхода и освоение студентами соответствующих модулей выступают эффективным средством их включения в самостоятельную учебно-поисковую и исследовательскую работу по овладению учебным материалом и способами решения учебных задач. Модуль одновременно представляет собой: 1) целевую программу учебных действий студента по освоению конкретного учебного предмета, 2) банк информации, 3) методический инструментарий для достижения образовательных целей и решения будущих профессиональных задач, 4) форму самоконтроля, самооценки и самокоррекции знаний и способов действий.

Процесс двухступенчатой подготовки будущего специалиста должен быть построен как процесс формирования умений и навыков самообразования и саморазвития студентов, способов профессионального мышления и деятельности. Процесс овладения профессией и основами профессионального мастерства происходит лишь на личностном уровне и требует специальных личностно-ориентированных образовательных программ, предполагает гибкость организации учебного процесса, который должен стать для студентов личностно-значимым и более мотивированным.

Этого можно достичь созданием и внедрением в учебный процесс наряду с традиционными личностно-ориентированных или развивающих технологий, основанных на активных, проектно-исследовательских формах и методах обучения. Такие технологии и методики направлены на: организацию совместной рефлексивной учебно-поисковой деятельности преподавателя и студентов, активизацию научно-исследовательской деятельности будущих специалистов, увеличение объема их самостоятельной работы в процессе освоения учебных дисциплин, совершенствование системы мотивации к учению, контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) знаний. При этом большое значение имеют такие активные формы обучения, как проблемные лекции, семинары, «круглые столы», работа в микрогруппах (коллективная мыследеятельность), «мозговой штурм», игра и др.

Большая роль в обновлении технологий принадлежит разработке и использованию информационных, компьютерных технологий, дистанционных форм обучения, обеспечивающих лекционную работу с большими потоками студентов, а также заочную форму обучения.

Третьим направлением развития высшей школы является создание ресурсного обеспечения качественной подготовки специалистов. Ресурсное обеспечение включает следующие виды: 1) нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного Классификатора специальностей и квалификаций и др.), 2) кадровое (повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, реализацию системы стимулирования инновационной педагогической деятельности и др.), 3) материально-техническое (обновление материально-технической базы, широкий доступ к Internet студентов и преподавателей и др.), 4) финансовое (повышение эффективности научно-инновационной и научно-производственной деятельности вузов и их структур, расширение образовательных и коммерческих услуг и др.).

Реформирование системы высшего образования, прежде всего, направлено на обеспечение качества подготовки специалистов при переходе к двухступенчатой системе. Это предполагает следующие изменения структуры и содержания высшего образования:

Таблица 4

Ступень образования Сроки подготовки Содержание высшего образования по уровням подготовки Статус вуза, обеспечивающего подготовку; степень специализации
I. Бакалавр 4 года Общая социально-гуманитарная и естественнонаучная, общая профессиональная и специальная подготовка в соответствии со специальностью Высший колледж, институт, академия, университет; широкий профиль профессиональной подготовки (специальность)
II. Специалист 5 лет Методологическая, психолого-педагогическая, лингвистическая, дополнительная гуманитарная, научная, профессиональная подготовка в соответствии со специальностью и специализацией Институт, академия, университет; (специальность, специализация)
II. Магистр 6 лет Углубленная профессиональная, экономическая подготовка, фундаментальная научно-исследовательская и научно-педагогическая подготовка Академия, университет; универсальность (специальность, специализация)

Процесс обновления структуры и содержания двухступенчатого высшего образования требует совершенствования системы трудоустройства выпускников вузов Республики Беларусь, что предполагает определение новых ролевых позиций и сфер трудовой деятельности молодого специалиста.

Бакалаврпредставляется как исполнитель/самостоятельный работник в рамках полученной специальности,

12 специалист – самостоятельный работник/ преподаватель/ организатор/ руководитель в рамках полученной специальности и специализации,

13 магистр – исследователь/ преподаватель/ руководитель в рамках области науки, образования или сферы производства.

Виды деятельности – первичные должности выпускников:

14 бакалавр – исполнительская деятельность – младший специалист,

15 специалист – организационно-руководящая, проектно-конструкторская, инженерная и частично исследовательская деятельность – младший научный сотрудник, инженер, специалист,

16 магистр – научно-исследовательская, научно-педагогическая – научный сотрудник, преподаватель вуза, специалист П категории, управленческая деятельность.

Наши рекомендации