Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)
План:
1. Семейное воспитание.
2. Отношения в семье.
3. Причины конфликтов в семье.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?
2. Что угрожает российской семье?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье).
3. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей.
Раздел 3.
Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России
с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).
План:
1. Забота о детях-сиротах у славян.
2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах.
3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему?
2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли?
3. Что означал термин «печаловаться»?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 2.
Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)
План:
1. Ведомство учреждений императрицы Марии.
2. Сиротские институты.
3. Детские приюты.
4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.
5. Благотворительные учреждения.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии? Какие учреждения входили в его состав?
2. Сколько приютов официально действовали: в начале ХХ века в России?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома».
3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 3.
Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)
План:
1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей.
2. Детские объединения.
3. Педагогика среды С.Т. Шацкого.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»?
2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 4. Педагогика сотрудничества
в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)
План:
1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.
2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство.
3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.
4. Послевоенная социальная политика.
5.Забота о детях-сиротах и организация детского досуга.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы?
2. К чему, в основном, сводилась забота о детях в годы ВОв?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века.
Педагогика среды С.Т. Шацкого (2 часа)
План:
1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина.
2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству»
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?
2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству».
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
РАЗДЕЛ 4.
Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)
План:
1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования
2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
3. Опыт защиты детей.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка.
2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей»
3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.
Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов
в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)
План:
1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология.
2. Классификация социальных технологий.
3. Основные методы в работе социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями?
2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование.
3. Назовите известные вам направления социальной работы.
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения
Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)
План:
1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции.
2. Функции в деятельности социального педагога.
3. Должностные обязанности социального педагога.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя?
Задания:
1. Выполнить конспект лекции.
2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.