Тема 3. Отношения в семье, семейное воспитание (2 часа)

План:

1. Семейное воспитание.

2. Отношения в семье.

3. Причины конфликтов в семье.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. От чего в большей степени зависят результаты семейного воспитания?

2. Что угрожает российской семье?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Спроектируйте способы организации позитивной жизнедеятельности различных групп сверстников в конкретном микросоциуме (семье).

3. Сформулируйте правила взаимодействия и установления контактов с семьей.

Раздел 3.

Тема 1. Защита детства и социальная педагогика в истории России
с древнейших времен до конца 18 века (2 часа).

План:

1. Забота о детях-сиротах у славян.

2. Литературные памятники Руси о социальных проблемах.

3. Государственная политика защиты детства в ХVIII веке.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Когда был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем и почему?

2. Что такое скудельницы (божедомки). Как вы думаете, почему их так называли?

3. Что означал термин «печаловаться»?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Изучение содержания воспитательной работы в воспитательных домах по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».

3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

Тема 2.
Государственная политика защиты детей-сирот в 19-начале 20 вв. (2 часа)

План:

1. Ведомство учреждений императрицы Марии.

2. Сиротские институты.

3. Детские приюты.

4. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах.

5. Благотворительные учреждения.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Когда было создано Ведомство учреждений императрицы Марии? Какие учреждения входили в его состав?

2. Сколько приютов официально действовали: в начале ХХ века в России?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Изучение статьи В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского воспитательного дома».

3. Составить 1-2 теста или вопроса-суждения.

Тема 3.
Государственная политика защиты детей в годы советской власти (2 часа)

План:

1. Детские летние колонии, классы для отстающих детей.

2. Детские объединения.

3. Педагогика среды С.Т. Шацкого.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. С какой целью было создано общество «Сетлемент»?

2. Какую колонию в 1911 году вместе с женой создает С.Т. Шацкий?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Тема 4. Педагогика сотрудничества
в практике педагогов-новаторов 80-90-х годов 20 в. (2 часа)

План:

1. Политика советского правительства защиты сирот после 1917 г.

2. Детские дома, коммуны, колонии, опекунство.

3. Забота о сиротах в годы Великой Отечественной войны.

4. Послевоенная социальная политика.

5.Забота о детях-сиротах и организация детского досуга.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Какой характер в большей степени носило воспитание в пионерских домах, создаваемых в 20-30-годы?

2. К чему, в основном, сводилась забота о детях в годы ВОв?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Тема 5. Практика социального воспитания в начале XX века.
Педагогика среды С.Т. Шацкого (2 часа)

План:

1. Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н. Дубинина.

2. Опыт И.П. Волкова «учить творчеству»

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?

2. Что из их опыта педагогов-новаторов может использовать в своей работе социальный педагог?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Знакомство с отрывком статьи И.П. Волкова «Учить творчеству».

3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

РАЗДЕЛ 4.

Тема 1. Защита детей в современных условиях (2 часа)

План:

1. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога в системе образования

2. Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

3. Опыт защиты детей.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Охарактеризовать основное содержание Конвенции о правах ребенка.

2. Дать характеристику основных положений Федерального закона об основных гарантиях прав ребенка в РФ.

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Напишите педагогическое эссе на тему: Почему и от кого нужно защищать детей»

3. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Тема 2. Общая классификация и назначение технологий и методов
в социальной работе с детьми, подростками и молодежью (2 часа)

План:

1. Понятие технологии. Педагогическая технология, социальная технология.

2. Классификация социальных технологий.

3. Основные методы в работе социального педагога.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Что вы понимаете под социально-педагогическими технологиями?

2. К каким основаниям классификации социальных технологий относится социальное прогнозирование.

3. Назовите известные вам направления социальной работы.

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения

Тема 3. Социальный педагог: профессионализм и практика работы (4 часа)

План:

1. Роль социального педагога в системе образования, его профессиональные качества, должные инструкции.

2. Функции в деятельности социального педагога.

3. Должностные обязанности социального педагога.

Вопросы и задания

Вопросы:

1. Что главное в работе социального педагога? Чем она отличается от деятельности педагога школы, педагога-предметника и даже классного руководителя?

Задания:

1. Выполнить конспект лекции.

2. Составьте 1-2 теста или вопроса-суждения.

Наши рекомендации