Методические рекомендации к семинарским занятиям по педагогике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» в г. ЯЛТЕ

Т.М. ГОЛОВАНЬ, Т.В. ШУШАРА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для обучающихся по направлению подготовки

44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки «Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Ялта - 2016

УДК 378.22 (072)

ББК 474 р 30

Печатается по решению Ученого совета Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялта от 08.06.2016, протокол № 6

Рецензенты:

Головко Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии и педагогики Севастопольского государственного университета

Анафиева Эльзара Ризаевна, кандидат педагогических наук, доцент, завкафедрой начального образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Кот Тамара Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Гуманитарно-педагогической академии

С-56 Головань Т.М., Шушара Т.В. Методические рекомендации к семинарским занятиям по педагогике. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – 112 с.

В учебно-методическом пособии представлены методические рекомендации к семинарским занятиям по педагогике, предложены варианты планов семинарских занятий по модулям курса педагогики с выделением в каждой теме основных понятий, вопросов и заданий для самостоятельной работы, списков рекомендуемой литературы.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование», квалификация (степень) выпускника: бакалавр и преподавателей. преподавателей

© Головань Т.М.,

© Шушара Т.В.

© Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялта, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения……………… …………….4

2. Методические рекомендации к семинарским занятиям ……………………………….…………………………7

2.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по педагогике обучающимся ………………………………………………..........7

2.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению семинарских занятий по педагогике для преподавателей ………………………………………………….14

3. Планы семинарских занятий по педагогике….34

3.1. Цели семинарских занятий……………….………..34

3.2. Тематика семинарских занятий в соответствии с модулями программы….. ………………………………...…….35

3.3. Планы семинарских занятий………………….…38

Сведения об авторах…………………………………. 111

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подготовка к педагогической деятельности – важнейшее направление в деятельности образовательных организаций высшего педагогического образования. Важное место в подготовке бакалавров по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование имеет изучение курса «Педагогика».

Учебная дисциплина «Педагогика» – дисциплина профессионального цикла (базовой части) ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование»; квалификация выпускника: бакалавр.

Успешное освоение курса дисциплины нацелено на овладение обучающимися педагогическим знанием как универсальным во взаимосвязи педагогической теории и педагогического способа взаимодействия, формирование готовности сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. В качестве основной цели выступает общетеоретическая подготовка в основных вопросах педагогики как области гуманитарного, антропологического и философского знания.

Задачами учебной дисциплины являются:

1. формирование знаний теоретико-методологических основ педагогики как науки;

2. расширение профессионального кругозора на основе ознакомления с педагогическими теориями в области воспитания, обучения и образования, мировыми достижениями педагогической практики;

3. формирование способности педагогического осмысления педагогических явлений и практическому осуществлению задач педагога в современной образовательной ситуации;

4. развитие положительной мотивации к будущей профессиональной педагогической деятельности, основанной на основных ценностях гуманно-личностного, творческого подхода к взаимодействию;

5. развитие умений педагогического прогнозирования.

Требованиями к «входным» знаниям, умениям и навыкам обучающегося, необходимым для освоения им дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин является: знать особенности своей профессии; уметь применять нормы профессиональной этики; владеть пониманием значения своей профессии для общества.

Знания и умения, приобретаемые обучающимися в ходе изучения учебной дисциплины «Педагогика», будут использоваться при изучении дисциплин базовой части учебного плана основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль подготовки «Начальное образование» таких, как «Теория обучения и воспитания детей младшего школьного возраста», «Профессиональная этика»; дисциплин профиля – методик преподавания в начальной школе; возможных элективных дисциплин учебного плана: «Основы педагогического мастерства», «Основы инклюзивной педагогики» «Современные педагогические технологии», «Индивидуализация и дифференциация в обучении», «Семейная педагогика» и др.

Рабочая программа дисциплины включает в себя четыре содержательных модуля. Содержание первогомодуля «Характеристика педагогической профессии» предполагает ознакомление обучающихся с педагогической профессией и включает такие темы:

1. Общая характеристика профессии педагога.

2. Профессиональная деятельность и личность педагога.

3. Профессиональная компетентность педагога.

Второймодуль «Теоретико-методологические основы педагогики» предполагает изучениетаких тем:

1. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.

2. Педагогика как наука.

3. Система образования в Российской Федерации.

4. Цель воспитания.

5. Целостный педагогический процесс.

Третиймодуль программы«Социализация и воспитание»посвящен изучению процесса развития личности как педагогической проблеме, влияния разных факторов на развитие человека, необходимости следования в воспитании и обучении детей возрастным и индивидуальным особенностям детей, изучению основ теории развития личности в процессе воспитания. В данный раздел включены темы:

1. Воспитание, развитие и социализация личности.

2. Сущность процесса воспитания и его место в общей структуре целостного педагогического процесса.

3. Базовые теории воспитания и развития личности.

4. Гуманистическая концепция воспитания.

5. Задачи, содержание и результат воспитания.

6. Формы и методы воспитания.

7. Институты воспитания. Семья.

8. Коллектив как объект и субъект воспитания.

Содержание четвёртого модуля программы «Обучение и развитие личности» предполагает изучение таких тем:

1. Сущность обучения, его место в структуре целостного педагогического процесса.

2. Содержание образования.

3. Методы и средства обучения.

4. Формы организации обучения.

5. Педагогические технологии.

Каждая тема предполагает семинарские занятия в соответствии с учебным планом. Методические рекомендации и планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплины и должны обеспечить преподавание дисциплины в соответствии ФГОС и учебным планом.

В учебно-методическом пособии даны методические рекомендации для обучающихся и преподавателей, планы семинарских занятий по всем модулям и темам, основные понятия к каждой теме, вопросы и задания для самостоятельной работы, списки рекомендуемой литературы.

Методические рекомендации отражают современный уровень развития науки, предусматривают логически последовательное изложение необходимых сведений, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, различных форм его организации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПЕДАГОГИКЕ

Наши рекомендации