Раздел 4. Педагогическая психология
Программа государственного экзамена по психологии и социальной педагогике
Учебный год
Цель государственного экзамена по профилю «Психология и социальная педагогика» заключается в оценке уровня профессиональной социально-психолого-педагогической подготовленности выпускников. Данный экзамен носит междисциплинарный характер, включает в себя вопросы психологии, социальной педагогики, методики и технологии работы социального педагога.
В своих ответах на экзамене студенты должны продемонстрировать осмысленность и глубину знаний предмета в свете следующих требований:
- рассмотрение проблемы в теоретическом, историческом и прикладном аспектах;
- подтверждение теоретических положений примерами из современных исследований отечественных и зарубежных авторов, а также из опыта практической работы с детьми и молодежью.
Ответ студента должен свидетельствовать о его осведомленности по важнейшим вопросам социально-психолого-педагогической науки и смежных отраслей человекознания, умении решать социально-психолого-педагогические проблемы на основе научных знаний.
Билеты включают два вопроса – по психологии и социальной педагогике.
Программа ГЭК по психологии
Раздел 1. Психология человека, история психологии.
1. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы её развития. Составные элементы (строение) современной психологии.
2. Задачи, методология и методы научной психологии.
3. Психодиагностические методы и их классификация.
4. Познавательные психические процессы и их характеристика.
5. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: ключевые понятия и основные её положения.
7. Деятельностная теория А.Н. Леонтьева: ключевые понятия и основные её положения.
8. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития.
9. Гештальт-психология: основные положения и направления в её развитии.
10. Психоанализ З.Фрейда: составные элементы фрейдизма и их характеристика.
11. Гуманистическая психология: история возникновения и ключевые положения (А. Маслоу, К. Роджерс).
12. Эмоции и чувства: адаптивные функции и научные теории эмоций.
13. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов.
14. Психология способностей: определение, структура, уровни способностей.
Раздел 2. Возрастная психология развития.
15. Возрастная психология как научная отрасль психологии: её предмет, задачи и исследовательские методы.
16. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития.
17. Проблема периодизации возрастного развития и варианты её решения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, З.Фрейд, Э. Эриксон и др.).
18. Психологические особенности развития в раннем детстве. Важнейшие новообразования и достижения этого возраста.
19. Психология дошкольника. Проблема готовности к школьному обучению и подходы к её решению.
20. Психология подросткового периода: теории подросткового кризиса.
Раздел 3. Социальная психология.
21. Предмет, объект, задачи и методы социальной психологии.
22. Психология общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.
23. Психологические механизмы влияния социальной группы на индивида в группе. Факторы конформизма, аттракции, внутригрупповой внушаемости.
24. Психологические механизмы и средства влияния на социальную группу. Феномены лидерства и руководства. Теории лидерства.
25. Психология конфликтных отношений: определение, причины, типология, динамика их протекания. Терапия конфликтных отношений.
Раздел 4. Педагогическая психология
26. Предмет педагогической психологии, основные понятия, структурные элементы, задачи и научные подходы к их решению.
27. Понятие об обучении. Исходные условия успешного обучения. Структура учебной деятельности и ее элементы. Их функции взаимоотношения.
28. Типы учеников по характеру учения: высокообучаемые, низкообучаемые, высокоодаренные дети (вундеркинды). Их психологические особенности.
29. Исходные принципы, организация и технология обучения по системе Эльконина-Давыдова и Занкова.
30. Исходные принципы, организация и технология обучения по теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной. Области применения, сильные и слабые стороны этой теории.
31. Технологии проблемного и программированного обучения. Области применения, их сильные и слабые стороны.
32. Психология воспитания: функции, механизмы и институты воспитания в постиндустриальном информационном обществе. Показатели воспитанности.
33. Психология педагогической деятельности. Функции, структура педагогической деятельности. Педагогическое общение как инструмент профессиональной деятельности педагога.