Игры со звуками, буквами и словами 1 страница
РАБОТА ЛОГОПЕДА
Логопедом проводится два вида логопедических занятий. На одном из них ведется работа по формированию правильного произношения и по обучению языковому анализу и синтезу. Подробно о таких занятиях можно узнать из книги «Волшебный мир звуков и слов» [Пожи-ленко Е. А., 1999, 2003]. Другой вид занятий направлен на формирование лексики, грамматики и связной речи. В основу всех видов занятий положена идея комплексного подхода в решении задач гармоничного развития ребенка. На примере трех конспектов логопедических занятий можно проследить, как используется изложенный в пособии дидактический материал из разных разделов. Одно из занятий связано с темой «Одежда», другое — с темой «Домашние животные», третье — с темой «Наземные животные».
Конспект логопедического занятия по теме «Одежда»
Наглядный материал: игрушка или изображение инопланетянина, кукла и кукольная зимняя одежда, картинки (шляпа, платье, шуба, шарф, пальто, куртка, купальник, халат врача, костюм пожарного).
1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
Обыгрывание ситуации «Стирка».
Дети, представьте, что вы нечаянно испачкали одежду. Какой стала ваша одежда? (Грязной.) Давайте постираем одежду. Налейте воду в таз. Шумит водичка: с-с-с-с. Потрогайте, какая она — холодная, очень горячая, теплая. (Выразить свои ощущения.) Насыпаем порошок: ш-ш-ш-ш. Взбиваем пену: буль-буль-буль. Подуйте на пену: ф-ф-ф-ф. Покажите, какие появились мыльные пузыри. (Показывают пальчиками.) Стираем белье, полощем, отжимаем,
растряхиваем, вешаем его на веревку. Вдруг подул сильный ветер: у-у-у-у, сорвал белье. Оно падает на землю и пачкается. Мы очень огорчены — придется полоскать белье еще раз. Теперь резвесим его и закрепим прищепками. Белье высохло, его надо погладить. (Имитация действий с предметами.)
2. Развитие мелкой моторики.
Дети, представьте, что у вас в руках иголка с ниткой. Покажите, как мы вдеваем нитку в иголку, шьем иголкой или на ручной машинке, вяжем спицами шарф.
3. Фонетическая зарядка.
Произнесение звуков, слоговых сочетаний и фраз с изменением интонации, силы и высоты голоса. Задачи:
— развитие просодических компонентов речи;
— развитие речевого дыхания и голоса;
— развитие мимики.
Имитация шитья на швейной машинке с произнесением звуков и слогов (т-д-т-д-, ты-ды-ты-ды).
Произнесение междометий: «Ай-ай-ай!», «Ой-ой-ой!», «Ах-ах-ах!» — в связи с создавшимися ситуациями: порвалось платье, испачкалось платье, укололи пальчик.
4. Развитие логической памяти. Подбор слов по ассоциативным цепочкам.
Выставляется картинка с изображением инопланетянина.
Дети, посмотрите, у нас сегодня гость — инопланетянин. Какая у него одежда? Чем отличается его одежда от нашей одежды?
Давайте расскажем ему о нашей одежде.
Сначала вспомним названия одежды. Кто знает, пусть продолжает. (Я знаю такую мужскую одежду: брюки... Я знаю такую женскую одежду: юбка... Я знаю такую зимнюю одежду: шуба... Я знаю такую детскую одеж-
ду...)
Подберите слова, относящиеся к одежде. (Одежда, ткань, швея ...)
5. Лексико-грамматичеекие задания. Подбор антонимов.
Как называется одежда, которую носят мужчины? (Мужская.) Одежда, которую носят женщины, называется (женская). Какая у вас разная одежда! У Олиного платья рукава длинные, а у Сашиной рубашки — (короткие). Плательная ткань тонкая, а пальтовая — (толстая). Одежду, которую вы носите каждый день, мы называем повседневной, а в праздник — (праздничной). Бывает одежда новая, а если ее долго носить, она становится (старой).
Одежда, которую вы испачкали, станет (грязной), а та, которую постирали,— (чистой).
Игра «Все наоборот». Подберите слова с противоположным значением.
Надеть — (снять), одеть — (раздеть), испачкать — (постирать), застегнуть — (расстегнуть), намочить — (высушить), разбросать — (сложить), смять — (погладить), разорвать — (зашить), чисто — (грязно), прямо — (вкривь), аккуратно — (неряшливо), удобно — (неудобно).
Речь сопровождается показом действий.
Какое это платье? (Праздничное.) Назовите «слова-приятели» к слову праздничный. (Нарядный, роскошный, великолепный, пышный, красивый, дорогой, богатый.) Как по-другому можно сказать о необычном наряде? (Необыкновенный, странный, особенный, диковинный.)
При затруднении выполнения задания педагог называет, а дети повторяют синонимы.
Подбор синонимов. Словообразование.
Скажите ласковые слова о своей одежде. (Пальто — пальтишко, шорты — шортики, рубашка — рубашечка, шарф — шарфик, штаны — штанишки, носки — носочки и т. д.)
Подбор родственных слов.
Представьте, что у нас в руках недошитое платье. Что нам предстоит с ним сделать? (Сшить, дошить.) Что мы будем делать? (Шить.) На чем мы будем шить? (На швейной машинке.). Кто ты по профессии? (Швея.) Повторите похожие слова. Я скажу первое слово, а вы продолжайте: шитье, швея, швейная, шить, сшить. Это родственные слова.
Подберите «слова-родственники» к слову одежда. (Одежда— одевание, одевать, одеваться, одетый.)
6. Физкультминутка. Пластические этюды.
Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в предметы превратись!
Представьте себя старой потерянной варежкой, брошенной на землю. О чем она могла вас попросить? Что могла сказать варежка детям, вернувшим ее хозяйке? Представьте себя новой варежкой. Что она могла сказать своей хозяйке?
Обыгрывание стихотворения «Где мой пальчик» Н. Са-конской. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы изобразите, как Маша надевала варежку и искала пальчик.
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?
7. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
Сейчас мы с вами поиграем со звуками и словами. Какого звука не хватает? ...апка, ...латок, блу...ка, шо...ты. Повторите слова, называя их правильно.
Назовите первый звук в словах варежка, рубашка, брюки, рукавицы. Какой последний звук слышится в этих словах?
Назовите четыре слова — названия одежды, в которых первый звук п. (Платье, плащ, пальто, платок.)
Назовите пять слов — названий одежды, которые начинаются со звука ш. (Шуба, шарф, шапка, шорты, шляпа.)
Назовите шесть предметов одежды, в названиях которых есть звук р. (Рубашка, куртка, сарафан, перчатки, рукавицы, ветровка.)
8. Работа над предложением. Развитие речевого внимания и мышления.
Задачи:
— использование в речи разных типов предложений;
— развитие логического мышления и воображения.
Игра «Я — не я!». Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Я буду говорить разные предложения, а вы будете отвечать: «Я — не я!»
Я люблю гладить белье. Я разбрасываю вещи по комнате. Я постираю одежду в сковороде. Я положу одежду в буфет. Я заштопаю носки. Я свяжу шарф иголкой.
Игра «Бывает — не бывает?». Придумайте предложения и предложения-небылицы со словами портной, иголка, швейная машинка, рубашка, варежки.
Портной шьет иголкой. На швейной машинке шьют одежду. Мальчик носит рубашку. Иголка шьет портнихой. Варежки носим на голове. Рубашку надеваем на ноги. Объясните, почему так не бывает.
Усвоение глаголов надеть, одеть. Обыгрывание ситуации «Оденем куклу на прогулку».
Расскажите инопланетянину, какое сейчас время года. (Зима.) Без какой одежды мы не можем сейчас выйти на улицу? (Без шубы, шапки, рукавичек, шарфа, свитера, носков.) Нам нужно взять куклу с собой на прогулку. Какая одежда понадобится нам для одевания куклы? Что мы сейчас будем делать? (Одевать куклу.) Что делает Маша? (Одевает куклу.) Что Маша надевает на куклу? (Маша надевает на куклу свитер.) Какой свитер надевает Маша на куклу? (Маша надевает теплый шерстяной свитер.) В чем вы сами пойдете на прогулку? Что вы будете делать? (Одеваться.) Какую одежду наденете сначала, а какую — потом? Чем вы укутаете шею? (Шарфом.) Чем вы согреете руки на улице? (Варежками, рукавицами, перчатками.)
9. Развитие связной речи.
Задачи:
— развитие связной речи;
— развитие воображения и творческих способностей. Придумывание диалогов.
Что могут сказать Шляпа и Платье о своей Хозяйке? О чем говорят между собой Шуба и Шарф, Пальто и Куртка, Купальник и Шляпа, Костюм пожарного и Халат врача?
10. Итог занятия.
Инопланетянин благодарит за то, что вы познакомили его с нашей одеждой. Он узнал много новых слов. Подарите ему рисунки одежды. Он покажет на своей планете, как одеваются люди на Земле.
Конспект логопедического занятия по формированию правильного произношения и языкового анализа и синтеза
Звуки к, к' . Буква к. «Домашние животные»
Наглядный материал: картинки: бабушка, дедушка, внучка; домашние животные (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков и слов, домики для определения позиций звуков: зеленый до-мик — для мягких согласных, синий домик — для твердых согласных.
1. Психогимнастика.
Волшебные превращения. Вокруг себя повернись и в животных превратись!
Дети, изобразите ласкового котенка, который просит молочка у своей хозяйки.
Изобразите сердитую козу, трясущую своей головой. Покажите, как ее испугалась маленькая девочка.
Изобразите походку утят, идущих на пруд.
Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
2. Сообщение темы занятия.
Выделение звуков к, к' из слов поросенок, коза, кот, утки.
Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете, какие звуки мы будем сегодня изучать.
Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка.
(Поросенок.)
Какой последний звук вы услышали в слове поросенок? (Звук к.)
Часто умывается, а с водой не знается.
(Кот.)
Какой первый звук в слове кот? (Звук к.)
Ходят вперевалочку, плавают, ныряют и на дне пруда корм себе добывают.
(Утки.)
Как звучит звук к' в слове утки? Как мы назовем этот звук?
3. Характеристика звуков к, к' по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение их цветовыми символами.
Одинаково ли звучат звуки к, к'? Что вы можете сказать о звуке к? Какой это звук? (Согласный твердый глухой звук.) Каким кружочком вы его обозначите? (Синим кружочком.) Этот звук будет жить в синем замке. Отличается ли звук к' от звука к? Как вы назовете звук к'? (Согласный мягкий звук.) Каким кружочком будем обозначать звук к'? (Зеленым кружочком.) Этот звук будет жить в зеленом замке.
4. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймайте звук». Сейчас я буду произносить названия домашних животных, а вы внимательно слушайте. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звуки к, к' Слова: индюк, гусь, верблюжонок, лошадь, кошка, овца и др.
5. Анализ и синтез слогов ак, ик.
Какие гласные звуки вы знаете? В гости к звуку а пришел звук к. Какой слог получился? (ак.) Звук и подружился со звуком к, и мы «прочитаем» слог ик. (Обозначение звуков символами-кружочками.)
6. Произношение звуков к, к' в словах.
Дети, я получила письмо от бабушки Кати и дедушки Кости. Они приглашают нас приехать к ним в гости. Сегодня мы с вами отправимся в деревню. Мы поедем на машине, в названии которой есть звук к. Эта машина называется... (Такси.) (Выставляются картинки с изображениями деревни, бабушки, дедушки и девочки.) А вот и деревня! Кто нас встречает? (Бабушка Катя, дедушка Костя и их внучка.) Придумайте ей имя со звуком к или к'. (Аленка, Машенька, Кира, Иринка и т. д.) Назовем ее Аленка. Она хочет показать вам, какие у них есть животные.
7. Падежное управление. Согласование числительных с существительными. Развитие памяти.
Кого мы увидели во дворе? (Поросенка, жеребенка, ослика, кроликов, корову с теленком, утку с утятами, кошку с котятами, козу с козленком и др.)
Игра «Послушайте, запомните и повторите». Козленок, котенок, крольчонок. Кто это? (Детеныши козы, кошки и крольчихи.) Чем похожи эти слова? (В этих словах есть два звука к. Звук к слышим в начале и в конце слов.) Послушайте слова еще раз: козленок, котенок, индюшонок, утенок, крольчонок. Какие новые слова вы услышали в этом ряду? (Индюшонок, утенок.) Сколько звуков к в этих словах?
Я скажу слово, а вы измените его так, чтобы вместо звука к, появился звук к'.
Утка — (утки), индюк — (индюки), индейка —(индейки), цыпленок — (цыплятки).
Назовите их одним словом. (Птицы.)
Сосчитайте, сколько у кошки котят. Сколько у утки утят? (Дети считают, сколько утят, котят и т. д.)
Аленка спрашивает, в названиях каких животных вы произносили звук к в начале слова, конце и середине. (Дети определяют позиции звуков к, к' в словах, перекладывают кружочки в домике звуков, исходя из позиции звуков в словах.)
Дети, посмотрите, кто здесь гуляет. (Курица с цыплятами.) Споем песенку о них.
8. Физкультминутка.
Исполнение песни «Цыплята» (слова Т. Волгина, музыка А. Филиппенко). Дети выполняют действия в соответствии с текстом песенки:
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки,
Желтые цыплятки. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите! Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы Полное корытце.
9. Словообразование. Падежное управление. Произношение звуков к, к' в предложениях.
(Дети делятся на две группы. Одной группе даются карточки с изображением детенышей животных, а другой — их мам.) Помогите детенышам отыскать своих мам. (Дети становятся парами. Затем картинки выставляются на наборное полотно. Дети называют животных и их детенышей.) У кого крольчата? (У крольчихи — крольчата. У коровы — теленок. У лошади — жеребенок. У козы — козлята. У утки — утята. У кошки — котята.) Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, утеночек и т. д.) За кем бы вы хотели ухаживать? Чем вы будете их кормить?
10. Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений.
Научите Аленку составлять предложения. Придумайте предложения, в которых будут слова котенок, теленок, щенок. (Выставляется схема предложения с намеренной ошибкой.) Правильно ли Аленка обозначила полосками предложение Котенок лакает молоко? (Дети считают количество слов в предложении и дают правильный ответ.)
11. Физкультминутка. Развитие мелкой моторики и просодических компонентов речи.
Покажите бабушке Кате и дедушке Косте, как вы умеете изображать домашних птиц.
Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
А индюк среди двора:
— Бал-балды, балды-балда! Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок показал свой гребешок.
12. Развитие связной речи.
Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите. (Рассказы-рассуждения детей.) Ваши рассказы очень понравились бабушке Кате. Знаете, чем она хочет нас угостить? (Молоком.)
13. Знакомство с буквой к.
Чтобы прочитать и написать названия домашних животных, надо узнать букву к.
Два столба стояли рядом. Вдруг один переломился И к другому прислонился.
Л. Леонова
Чтение слогов ка, ку, ки.
14. Итог занятия.
Скажем спасибо бабушке Кате, дедушке Косте и Ален-ке за гостеприимство. С какими новыми звуками вы познакомились, будучи у них в гостях? Что вы хотите им сказать на прощание?
15. Пение знакомых песенок о домашних животных.
Какие песни о домашних животных вы знаете? Давайте споем их.
Конспект итогового логопедического занятия по теме «Путешествие медвежонка Умки в Антарктиду»
Наглядный материал: картинки — белый медвежонок Умка, кенгуру, белка, рысь, лиса, заяц, лось, куница, олень, слон, жираф, носорог, бизон, горностай, песец, киты (кашалот и нарвал), альбатрос, Старичок-Ле-совичок, девочка; кружочки — символы звуков, полоски — символы членов предложения, буквы.
1. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
Дети, сегодня я получила письмо от медвежонка Умки. Где живет медвежонок Умка? (На Севере, в Арктике. На берегу Северного Ледовитого океана.) (Показать на глобусе.) Он хочет совершить путешествие и увидеть пингвинов. Где живут пингвины? (В Антарктиде.) (Показать на глобусе расположение Антарктиды.) Умке одному в таком путешествии будет скучно и опасно. Вы хотите отправиться вместе с ним?
Изобразите медвежонка Умку и маму-медведицу. Покажите, как они выходят из своей снежной берлоги, прощаются друг с другом, у них грустное и печальное выражение глаз.
А вот и Умка! (Выставляется картинка.) Поздоровайтесь с ним. Спросите, как он себя чувствует. Прежде чем отправиться в путь, сложите в рюкзак теплые вещи. Какую одежду вы возьмете с собой? Не забудьте положить угощение для пингвинов. Чем вы их угостите? (Рыбой.) Поднимите рюкзаки, покажите, как вам тяжело нести их. Отправляемся в путь.
2. Звуко-слоговой анализ и синтез.
(Дети подходят к своим местам.)
Сделаем привал! Снимите свои рюкзаки. Вам сразу стало легко. Присядьте. Посмотрите, здесь стоит избушка. А вот и ее хозяин — Старичок-Лесовичок. Поздоровайтесь с ним.
Старичок-Лесовичок спрашивает: «Куда вы путь держите?» (Мы идем в Антарктиду. Мы путешествуем.)
Что значит путешествовать? (Куда-то идти, ехать, бывать в разных странах, знакомиться с новым, неизвестным.) Каких два слова слышатся в слове путешествовать? (Путь, шествовать.) Старичок-Лесовичок, покажите нам, пожалуйста, дорогу в Антарктиду.
«Показать могу, только и вы исполните мою просьбу. Сорока-белобока сообщила мне весть, что с вами проводились логопедические занятия. Расскажите моей внучке Машеньке, чему вы на них научились. Согласны?»
Давайте покажем Машеньке, чему мы научились на занятиях.
Выставляются плоскостная фигурка девочки или кукла и картинки животных.
Расскажите Машеньке, какие бывают звуки. (Гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.)
Выделение гласных звуков в словах волк, рысь, пума, лиса, лоси, куница. Я назову животное, а вы — гласные звуки, которые слышатся в его названии.
Угадайте название животного.
В слове первый звук с, последний — н. Кто это? (Слон.)
Первый звук к', последний—у? Кто это? (Кенгуру.)
Первый звук з, последний — ц? Кто это? (Заяц.)
Соберите «рассыпанные» звуки в слово: р, с', ы (рысь); б', л, э, а, к (белка).
Угадайте название животного по звуковой схеме. (Символами-кружочками обозначьте слова волк, лиса.)
Составьте названия животных из перепутанных букв: н, к, у, ц, и, а (куница); о, и, л, с (лоси); ж, р, и, а, ф (жираф). (Выставляются буквы на наборном полотне.)
Узнайте слова по первому и последнему слогу. В слове три слога: первый слог ли, последний — ца. Какое это слово? (Лисица.) Первый слог гор, последний — стай, это — (горностай).
Составьте названия животных из перепутанных слогов: сук-бар (барсук), дук-бу-рун (бурундук), чи-ха-зай (зайчиха), зон-би (бизон), ра-зеб (зебра), сец-пе (песец), мот-беге (бегемот).
В названии какого кита есть слово, обозначающее пищу? (Кашалот.) Слово рвал! (Нарвал.) Какие коротенькие слова есть в слове носорог! (Нос, рог, сор.)
О чем бы вы хотели спросить Старичка-Лесовичка и Машеньку? Задайте им вопросы.
3. Физкультминутка.
Волшебные превращения. Вы показывайте движения и повадки животных, а мы будем узнавать, кто это.
«Спасибо за то, что научили Машеньку слышать звуки и узнавать животных. За это я дарю вам сапоги-скороходы». (Дети имитируют надевание сапог-скороходов и ходьбу в них.) В скороходах-сапогах мы шли-шли-шли, мигом в Африку пришли. (На глобусе показывается Африка. Выставляется фигурка Бармалея.) «Я давно вас жду! Вы — мои пленники!» Скажите добрые слова Бармалею, может быть, он сжалится над нами. (Барма-леюшка, какой ты добрый, славный, милый. Какая у тебя длинная красивая борода, добрые глаза!) «Ладно, отпущу, только ответьте на мои вопросы».
4. Согласование прилагательных с существительными.
О каких животных можно сказать пятнистый, пятнистая? (Пятнистый жираф, гепард, леопард, рысь, ягуар; пятнистая гиена.) Полосатый? Полосатая? (Полосатый тигр, бурундук; полосатая зебра.) Почему зайца, слона и лося называют травоядными? (Они питаются растительной пищей.) Почему волка, тигра и рысь назвали хищниками? (Они нападают на других животных. Питаются мясом других животных.) Молодцы, хорошо ответили на мои вопросы. Я еще хотел бы узнать что-нибудь о диких животных.
5. Работа над предложением.
Придумайте для Бармалея интересные предложения о животных.
Составление предложений со словами жираф, лиса, волк, гиппопотам. Словесный анализ одного-двух предложений с использованием полосок-символов.
6. Творческие задания.
«Умеете ли вы сочинять чистоговорки? Научите, пожалуйста, меня сочинять чистоговорки. (Сочинение чистоговорок детьми со словами слон, пингвин.) Большое спасибо! Идите с миром!» — «Бармалеюшка, далеко ли еще до Антарктиды?» — «Еще далеко. Сейчас я вызову вам самых больших летающих птиц. В названии этой птицы есть слово трос. Угадали, кто это?» (Альбатрос.) (Показ картинки.)
Садитесь на альбатросов, полетим. А вот и Антарктида! Здравствуйте, пингвины! Угощайтесь рыбкой! Объясните Умке, чем пингвины отличаются от других птиц? (Пингвины очень большие птицы. У них маленькие крылья. Пингвины не умеют летать. У них нет больших перьев.) Что общего между медвежонком Умкой и пингвином? (Они умеют плавать. Питаются рыбой. Не боятся холода. Шерсть медвежонка и перышки пингвина не намокают в воде.)
7. Развитие связной речи.
Придумайте разговор медвежонка Умки с пингвином. Что они могли рассказать друг другу о себе?
Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Как мы доберемся домой?
8. Итог занятия.
Что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что бы вы еще хотели узнать об Антарктиде? Какими вы сегодня были? (Смелыми, выносливыми, добрыми, внимательными, воспитанными, заботливыми.)
Как видно из предлагаемых конспектов занятий, проводимых воспитателями и логопедом, у детей происходит развитие коммуникативных навыков и психофизических функций. Занятия содержат максимум информации, что способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий позволяют педагогам поддерживать внимание и интерес на протяжении всего занятия, препятствуют утомлению и развивают переключаемость внимания у детей.
Многообразие организационных форм, наличие наглядного материала, включение в работу всех анализаторов, в том числе двигательного, способствуют усвоению материала большего по объему, чем предлагается обычно в коррекционных программах.
Приложение 3
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Помимо фронтальных занятий, лексический материал используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения.
На подготовительном этапе при постановке звуков, помимо артикуляционной гимнастики, ведется работа по развитию фонематического восприятия. Для этой цели можно использовать иллюстративный материал по каждой конкретной теме. Наиболее приемлемы на этом этапе будут следующие задания: отбор картинок с изучаемым звуком; выделение звука из заданного слова (хлопнуть в ладоши, если в названии предмета будет тот или иной звук).
На этапе автоматизации произношения звука в словах важно сочетать работу над коррекцией звукопроизношения с формированием лексико-грамматического строя речи и развитием познавательных процессов.
Автоматизация произношения звуков в словах ведется параллельно с усвоением грамматических категорий словообразования и словоизменения. Например, упражняясь в правильном произношении звука ж, ребенок одновременно овладевает образованием существительных с помощью суффиксов (лужа, лужица, лужища). Закрепляя звук с, он постигает значение родственных слов снег, снежок, снежинка, Снегурочка, снеговик, снегирь; автоматизируя произношение звука з', упражняется в образовании приставочных глаголов от слова возит (завозит, перевозит, подвозит, увозит). Единственное и множественное число существительных и падежное управление лучше усваиваются детьми при выполнении таких заданий, как «Дополните слово», «Подскажите слово в чистого-ворке», «Назовите родственные слова», «Подберите слова с противоположным значением» и др.
Формирование навыков правильного произношения звуков можно проводить на материале изучаемой лексической темы. В предложенных тематических словариках представлены существительные, прилагательные, глаголы, наречия и причастия. Из них легко выбрать слова на требуемый звук. Например, для автоматизации произношения звука л наиболее подходит глагольная лексика по теме «Транспорт». Отвечая на вопрос Что ты делал?, ребенок упражняется в проговаривании слов со звуком л. (Плыл, ехал, заходил, входил, садился, вставал, крутил, остановил и т. д.) Для автоматизации произношения звука л' можно использовать глаголы прошедшего времени множественного числа. Для этого надо поставить перед ребенком вопросы: Что мы (вы, они) (с)делали? (Ехали, приехали, летели, прилетели.)
Параллельно с автоматизацией произношения звуков и расширением лексического запаса слов следует проводить игры на развитие внимания, восприятия и памяти из разделов «Развитие познавательных процессов» и «Игры со звуками, буквами и словами».
Для составления словосочетаний используются задания «Найдите слову пару», «Исключите лишнее и повторите слова». Словосочетания могут состоять из прилагательного и существительного, причастия и существительного, числительного, прилагательного и существительного, наречия и глагола, глагола и существительного. Согласование местоимения с глаголом усваивается в игровых ситуациях или во время специально организованных физкультминуток.
На этапе автоматизации произношения звука в предложении ведется работа по усвоению разных типов предложений. Используются следующие приемы: «Ответьте на вопрос», «Вставьте нужное слово и повторите предложение», «Вставьте коротенькое слово-предлог» и др.
Автоматизация произношения звуков в связной речи наиболее результативна, когда чистоговорки сочиняют сами дети. Помимо чистоговорок дети составляют загадки-описания, придумывают диалоги между предметами и животными, заучивают загадки, стихи и придумывают сказки.
Материал изучаемой лексической темы включается во все виды занятий — логопедические, физкультурные, музыкальные, изобразительные, математические, а также в режимные моменты. Плановые недельные задания распределяются между воспитателями и логопедом. Таким образом, исключается повтор заданий на каждый день и в то же время не пропускается ни один вид работы в течение недели.
Приложение 4
ПЛАН ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ (СТАРШАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГРУППА)
Работа воспитателя | Работа логопеда | |||||
Понедельник, утро Восприятие пространственных отношений, величины и формы (геометрических фигур). Рисование одежды по трафаретам. На какую геометрическую фигуру похожи юбочка, пальто, манжет? Какой формы бывают воротнички? Сравнение пуговиц по цвету и величине. Для какой одежды подходят большие пуговицы, для какой — маленькие? Счет пуговиц. Занятие познавательного цикла. Вечер Развитие слуховой памяти. Послушайте, запомните и повторите слова шорты, джинсы, брюки, костюм, рубашка. А какое новое слово появилось в ряду следующих слов: пиджак, шорты, джинсы, брюки, костюм, рубашка? Мелкая моторика. Заучивание наизусть стихотворения И. Лопухина «Вот кудрявая овечка...». | Понедельник Индивидуальная работа по коррекции звукопроизноше-ния. Развитие зрительного восприятия. 1. Контурные изображения одежды, наложенные друг на друга. Какую одежду ты видишь? 2. Какой детали не хватает в одежде? (Платье без рукава, рубашка с одним уголком воротника, брюки с одной укороченной брючиной, пальто с оторванными пуговицами.) 3. Найдите ошибки художника. (Платье с одним длинным, а другим коротким рукавом. Пуговиц на рубашке больше, чем петель. Помпон на шляпе. Ребенок, купающийся в шубе и шапке. Девочка в сарафане, идущая на лыжах. Девочка в бальном платье, собирающая грибы. Девочка в зимней шапке, юбке и блузке.) | |||||
Вторник, утро Развитие слуховой памяти. Запоминание названий одежды. Классификация одежды (детская, женская, мужская). «Оденьте куклу». Подобрать одежду к плоскостным фигуркам мальчика и девочки. Математика. Музыкальное занятие. Пластические этюды. Прогулка. Рассматривание зимней одежды детей. Развитие мышления. Установление функциональных аналогий. Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег — землю.) И т. д. Вечер Развитие зрительно-пространственного восприятия. Составление трафаретов одежды из четырех — шести частей. Чтение стихов по теме. | Вторник Фронтальное логопедиче ское занятие. Индивидуаль ная коррекционная работа Развитие зрительной па мяти. Выполните задание «Посмотрите, запомните и скажите». Перед ребенком выкладывается несколько картинок с изображением одежды. Сколько картинок ты запомнил? Убирается одна картинка. Чего не ста ло? Изменяется местополо жение картинок или пред метов одежды. Что измени лось? Развитие внимания и мы шления. Игра «Бывает — не быва ет». Придумывание детьми предложений-небылиц. | |||||
Среда, утро Изготовление выкроек кукольной одежды. Вырезание силуэтов одежды. Закрепление названий частей одежды. Математика. Развитие зрительного восприятия и памяти. Правильно ли нарисовал художник костюмы трех друзей? (Перепутаны головные уборы, пиджаки и брюки.) Из каких тканей сшита одежда? (Рисунки разной одежды и цветные лоскутки тканей.) Найдите самую длинную, самую толстую и самую тонкую иголку. (Иголки разной длины и толщины.) Найдите отличия в платьях. (Даны две картинки, на которых по-разному расположены детали.) Музыкальное занятие. Вечер Развитие кинестетических ощущений. Шитье одежды для кукол. Знакомство с тканями, из которых шьется одежда. Пришивание пуговиц. Ознакомление с наперстком, игольницей и другими швейными принадлежностями. Закреп- ление навыков обращения со швейными принадлежностями. | Среда Фронтальное логопедическое занятие. Индивидуальная коррекционная работа. Формирование временных понятий. Чем раньше была льняная рубашка? (Льном.) Чем раньше было ситцевое платье? (Хлопком.) Чем раньше была вискозная юбка? (Древесиной.) Шерстяной платок? (Шерстяными нитками, клубком.) Развитие слуховой памяти и воображения. Заучивание загадок и стихов. Придумывание детьми чистоговорок. | |||||
Четверг, утро Физкультурное занятие. Рисование. Развитие мышления. Кто быстрее подберет комплект одежды? Одному ребенку предлагается подобрать зимнюю, а другому — летнюю одежду. Игра «Четвертый лишний». Плащ, куртка, пальто, сапоги. Юбка, блузка, чашка, сарафан. Прогулка. Воспитательная беседа об отношении к одежде во время сбора на прогулку. Узнайте друга по одежде. Один ребенок отворачивается, а другой дает описание одежды одного из детей. Например, у этого мальчика меховая шуба, красная шапочка, красный шарф. Кто это? Вечер Развитие внимания. Игра «И я — не я». Детям зачи- тываются предложения, например: «Я люблю гладить белье», «Я бросаю платье на пол», «Я надеваю шорты на голову», «Я люблю носить грязные платья» и др., а они отвечают: «И я», если это положительный пример, или «Не я», если пример отрицательный. Затем детям предлагается самим придумать аналогичные предложения. Сюжетно-ролевая игра «Ателье». | Четверг Фронтальное логопедическое занятие. Индивидуальная работа. Актуализация глагольной лексики. Развитие памяти. Запомните и повторите пары слов: девочка— юбка, мальчик — шорты, комбинезон — строитель, врач — халат, матрос — тельняшка. Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто? Назовите слова, отвечающие на вопрос что? Развитие воображения. Придумывание диалогов между Шляпой и Платьем, Пальто и Курткой, Туфлями и Шляпой. | |||||
Пятница, утро Закрепление оттенков основных цветов. Подберите аксессуары такого же цвета к одежде принцессы (шляпку, сумочку, туфельки и др.). Комплексное занятие по развитию речи. Рисование. Украшение национальной саамской одежды. Прогулка. Игра «Радио». Описание одежды товарищей. Внимание! Внимание! Потерялся мальчик в голубом пуховике, синей вязаной шапочке, кожаных рукавичках и т. д. Вечер Трудовая деятельность детей (стирка кукольной одежды). | Пятница Работа с родителями. Индивидуальная работа. Чтение загадок и стихов. Развитие воображения. Придумывание чистоговорок-небылиц, чистоговорок-« смешинок» со словами платок, шляпа, шуба и др. | |||||
Ежедневно в утренние часы проводится комплекс упражнений на развитие мелкой и артикуляционной моторики, дыхания и голоса. Задания носят игровой характер, то есть насыщены игровыми образами, связанными с изучаемой темой.