Занятие № 4
ОРФОЭПИЯ. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗУКОВ, СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСЫХ.
Литература
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 275-329 (таблицы).
2. Орфоэпический словарь русского языка/ Под ред. Р.И.Аванесова М., 1983. С. 667-679.
3. Культура речи на сцене и на экране/ Отв. ред. Л.И. Скворцов, Л.Н. Кузнецова. М., 1986. С. 5-34.
4. Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. С. 133-137, 139-142.
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение орфоэпии как научной дисциплины.
2. Расскажите, каковы критерии установления орфоэпических норм.
3. Объясните, какие группы правил выделяются в орфоэпии при описании звучащей речи.
4. Укажите, какие правила произношения согласных звуков получили отражение в домашнем упражнении.
5. Прочитайте текст в соответствии с литературными нормами.
Прокомментируйте произношение согласных и их сочетаний в случаях, которые могут вызвать затруднения у школьников и часто приводят к орфоэпическим ошибкам:
Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй-планетой был усыновлён.
(А. Твардовский)
6. Укажите, какие правила орфоэпии иллюстрируются произношением слов и форм слова: голод – холод, гол – холл, гость – холст, восторг – слог, аншлаг – дуршлаг, творог – порог, визг – брызг, лязг – брызг, ногти – когти, дёгтя; мягкое, лёгкое; мягче, легче.
II. Задания:
Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" в исполнении Д. Журавлёва, В. Яхонтова.
1. Определите характер произношения: стилистически неокрашенный, нейтральный или стилистически окрашенный высокий; стилистически окрашенный разговорный. Аргументируйте свои выводы, опираясь на определение стилей произношения в кн.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 33-35.
2. Затранскрибируйте две строфы стихотворения в соответствии с нормами литературного языка.
3. Сделайте фонетический анализ подчеркнутого слова.
Вариант 1.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
(А. Пушкин)
Вариант 2.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
(А. Пушкин)
III. Домашнее задание.
А. Подготовьтесь отвечать на вопросы:
1. Произношение безударных гласных.
2. Произношение звуков в грамматических формах.
Законспектируйте материал из учебника: Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч. I. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. § 66, 69 (с. 133-139); повторите с. 124-128 (вопросы, связанные с позиционной меной гласных).
Б. Выполните упражнение. Затранскрибируйте текст, сделайте орфоэпический анализ текста, учитывая правила произношения гласных, правила произношения согласных, правила произношения звуков в грамматических формах:
Но перед майскими ночами
Весь город погружался в сон,
И расширялся небосклон;
Огромный месяц за плечами
Таинственно румянил лик
Перед зарёй необозримой…
О, город мой неуловимый,
Зачем над бездной ты возник?…
Ты помнишь: выйдя ночью белой
Туда, где в море сфинкс глядит,
И на обтёсанный гранит
Склоняясь главой отяжелелой,
Ты слышать мог: вдали, вдали,
Как будто с моря, звук тревожный…
(А. Блок)