Знакомство с творчеством И.И. Левитана.
Логопед. Сегодня мы познакомимся с творчеством известного художника Исаака Ильича Левитана (1860-1900), одного из самых выдающихся русских пейзажистов.
Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжелым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нем. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Современники называли его мастером пейзажа состояний и настроений. Для своих картин он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Русская природа была основной темой произведений Левитана.
Левитан был учеником таких известных русских художников, как В.Г. Перов, А.К. Саврасов и В.Д. Поленов.
После окончания художественного училища началась самостоятельная творческая жизнь художника. В поисках новых мотивов и впечатлений весной 1887 г. Исаак Ильич едет на Волгу, где пишет несколько десятков этюдов и более двух десятков законченных картин. Лучшими из них являются «Вечер на Волге» (1887-1888); «Вечер. Золотой Плес», «После дождя. Плес» (обе— 1889).
В беседах с молодыми художниками он не раз говорил, что «самое главное и самое трудное — это постичь в пейзаже верное отношение земли, неба и воды». Другая особенность творчества Левитана — это умение писать «по памяти». Свою известную работу «Вечер. Золотой Плес» он писал по утрам, реализуя свои вечерние наблюдения.
Пейзажи Левитана пронизаны светом, насыщены палитрой. К концу жизни художник Левитан стал известен не только в России, но и в Европе.
22 августа 1900 г. Исаака Ильича Левитана не стало. Но его работы до сих пор вызывают у зрителей восхищение.
Сегодня на занятии мы познакомимся с репродукцией картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» (1896) и составим рассказ о том, что на ней изображено.
2. Знакомство с репродукцией картины И.И. Левитана «Цветущие яблони».
Логопед. Рассмотрите репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони» и ответьте на вопросы:
— Это натюрморт, пейзаж или портрет? Почему?
— Где происходит действие картины?
— Что на ней изображено (на переднем плане, в центральной части, на заднем плане)?
— Какое время года изобразил художник? По каким признакам можно это определить?
— Почему художник назвал картину «Цветущие яблони»?
— Какие краски использует художник для изображения весенней природы?
Логопед. Глядя на картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
небо — весеннее, голубое, прозрачное, бездонное...
сад — зеленый, цветущий, яблоневый...
яблони — нарядные, одеты в бело-розовый цветочный наряд-
трава — молодая, изумрудно-зеленая, свежая.»
скамейка — старая, деревянная, потемневшая от времени...
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений, релаксация.
Для создания соответствующего настроения детей можно использовать музыкальное произведение П.И. Чайковского или А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».
Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку. Представьте, что весной мы идем по цветущему саду. Теплый ветерок доносит до нас тонкий аромат цветущих яблонь. Вокруг кипит жизнь: летают насекомые, птицы поют свои весенние песни... Подставьте свои лица теплому солнышку. Представьте, как его лучи ласкают и согревают вас. Что вы слышите? Какие запахи вы можете почувствовать? Что вы видите вокруг себя?
Дети поочередно дают ответы. Логопед включает музыкальное сопровождение.
Логопед. Откройте глаза. Понравилось вам путешествие в картину?
Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед.Художник выразил свои чувства на картине «Цветущие яблони» с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на уже знакомый картинный план.
Логопед напоминает детям значение условных обозначений каждого пункта картинного плана. Дети представляют свои рассказы.
III.Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия, благодарит детей за старание и отмечает наиболее удачные рассказы детей.