Контрольная работа по русскому языку
1. Привести десять неправильных примеров (употребления с ошибками) из
книг, фильмов, телепередач и т.д. Определить тип ошибки, исправить.
2. Расставьте ударение в следующих словах:
Асимметрия, благовест, бочковое (пиво), валовой продукт, вероисповедание, тайная вечеря, для всех возрастов, газопровод, мусоропровод, электропровод, религиозный догмат, договорный матч, дремота, единовременное пособие, духовник (исповедник), жалюзи, дождь залил поля, залила цветок, залило квартиру, залили соседей, залитый пол, заливший Украину циклон, занялся бы делом, звонят (в колокола, в дверь, по телефону), каталог книг, испытать катарсис, красивейший вид, ломота в костях, ломоть хлеба, фабрика реализует лоскут, лоскутное одеяло, пережить перипетии, тема поднята, свёкла, тефтели, торты, исчерпать тему, щавель, языковой барьер, языковые рецепторы, феномен.
3. Привести по три примера слов: идиоматические слова, метафоричность,
омонимы.
4. Определите, правильно ли построены предложения. Исправьте ошибки:
а) Появление Онегина в доме у Лариных произвело на героиню сильное
впечатление.
б) Павел и Тоня познакомились совершенно случайно.
в) Сюжет рассказа интересен во многих отношениях.
г) Её жизнь в доме матери была лучшей.
д) Пьеса разоблачает «тёмное царство» показывая, как Дикие и Кабанихи
жестоко относятся к зависимым от них людям.
е) У него на столе лежала книга, которую он никогда не читал, открытая
на одной и той же странице.
ж) Глубокий взгляд на вещи.
з) В сочинении была хорошо описана окрестность возле школы.
и) Обе спортсменки, выступившие вчера на соревнованиях, получили призы.
к) Он медленно гладил ребёнка ладонью по голове.
5. Определить фразеологизм. Привести примеры.
а) о том, кто часто меняет свои решения
б) о человеке, который пришёл некстати
в) о кротком безобидном человеке
г) о человеке высокого роста
д) о человеке болтливом
е) о бесследном исчезновении кого-либо
ж) о положении, когда опасность грозит со всех сторон
з) о чувстве большой неловкости или стыда
и) об очень дальних родственниках
к) о бесшабашном человеке
л) о беспорядке, неразберихе, царящей где-либо
м) о том, кто не знает чего-либо всем известного
6. Привести примеры на стили речи с анализом языковых средств
7. Привести примеры на типы текста
8. Подберите к существительным глаголы, с которыми они сочетаются в
деловой речи
№ | существительные | № | глаголы |
а | приказ | а | возложить |
б | выговор | б | установить |
в | служебное письмо | в | вынести |
г | счет | г | издать |
д | оклад | д | составить |
е | порицание | е | осуществить |
ж | контроль | ж | направить |
з | акт | з | подать |
и | благодарность | и | предъявить |
к | апелляция | к | объявить |
9. Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова. Запишите
исправленный вариант
а) Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за
действительное.
б) Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для
своих выводов.
в) Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка,
проверка) времени.
г) В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы,
пометки).
д) Многим студентам нашей группы (представилась, предоставилась)
возможность принять участие в диалектологической экспедиции.
е) Предложенное в статье решение кажется (проблемным,
проблематичным).
ж) С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические,
романтические) истории.
з) Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые,
стилистические) поправки.
и) Утвержден (статус, статут) новой организации, объединяющей
любителей природы.
к) Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.
л) Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое
значение, особенную значимость, особенную значительность).
10. Замените выделенные иноязычные слова – русскими синонимами
а) Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами,
относились индифферентно к вопросам религии.
б) Среди собравшихся превалировали представители молодёжи.
в) Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя
Катя на Кармен, потому последнее больше импонирует её внешности.
г) Эффективность режима экономики во многом зависит от того,
насколько лимитируются финансовые расходы.
11. Определите род существительных
Кофе, пемоксоль, тюль, повидло, ООН, атташе, плащ-палатка, иваси, ВУЗ, «Юманите», кенгуру, колибри, толь, рефери, МИД, шампунь, авеню, бигуди, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, цеце, шимпанзе, эскимо, Хоккайдо.
12. Устраните ошибки, используя синонимы. Запишите исправленный
вариант.
а) В своей работе руководители детских учреждений руководствуются
методической литературой.
б) Применение этого метода возможно, если у педагога-воспитателя есть
контакт с детьми, если он знает их возможности.
в) Нередко можно увидеть человека, неосмотрительно пренебрегающего
законами уличного движения.
г) Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство
одиночества.
е) Дело в том, что раньше в добрых делах нашего отдела, в его починах и
начинаниях участвовали все.
13. Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени,
отчества, фамилии.
а) Наталья не любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).
б) Мне очень нравились фильмы с (Фанни Ардан).
в) Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии (Дитмар Эльяшевич
Розенталь).
г) После матча мне удалось взять автограф у самого (Александр Буре).
д) На занятии мы долго спорили о концепции (Александр Владимирович
Бондарко).
е) Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении (Марсель
Марсо).
ж) У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.
з) В молодости он снимался с (Чарльз Чаплин).
и) Это пособие составлено (Валентина Даниловна Черняк).
к) Сценарий к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно с (Акира
Куросава).
14. Запишите имена существительные в форме множественного числа.
а) заводские (корпус)
б) опытные (штурман)
в) морские (порт)
г) молодые (инженер)
д) опытные (бухгалтер)
е) дорожные (инспектор)
15. Поставьте существительное в скобках в форму родительного падежа
множественного числа
а) пачка (макароны)
б) группа (грузины)
в) пять (кочерга)
г) килограмм (мандарины)
д) порция (оладья)
16. Дайте определение словам, составить с ними предложения:
Безапелляционный, беспредел, бонза, бювар, волюнтаризм, гражданин, демарш, дискреция, идентификация, клептомания, конформизм, апелляция, лицензия, претендент, сертификация, тривиальный, шовинизм, этикет, абсентеизм, авантюра, агент, адвокат, апартеид, аполитизм, арго, арестант.
Пояснение к выполнению контрольной работы:
1) Контрольная работа выполняется обучающими в отдельной тетрадке или скрепленных и пронумерованных листах А4.
2) На титульном листе ставится предмет, преподаватель по предмету и ФИО обучающегося.
3) Выполняются все задания, данные в контрольной работе. Отсутствие выполненного задания, расценивается как незнание соответствующего материала.
4) При оформлении в работе выписывается задание, ниже пишется ответ.
5) Прежде чем приступить к выполнению того или иного задания, следует проработать теоретический материал. В методическом пособии приводится список основной и дополнительной литературы, словарей и справочников, необходимых для выполнения контрольной работы.