Понятие личности в психологии

Личность в педагогике это человек как субъект отношений и сознательной деятельности.Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий "индивид" (единичный представитель человеческого рода) и "индивидуальность" (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

Личностью в психологии обозначается системное (социаль­ное) качество, приобретаемое индивидом в предметной дея­тельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Личность -это качество индивида, утверждается единством индивида и личности и одновременно отрицанием тождества этих понятий.

«Личность есть системное и поэтому "сверхчув­ственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирож­денными и приобретенными свойствами» (А.Н.Леонтьев).[3;21].

Психология личности стала экспериментальной наукой в пер­вые десятилетия нашего века. Ее становление связано с имена­ми таких ученых, как A.Ф.Лазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии лич­ности велись задолго до этого времени, и в истории соответст­вующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собствен­но экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древ­них мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писате­лями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблю­дения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдае­мое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человече­ской личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клиниче­ский подходы к личности были единственными попытками про­никновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный ха­рактер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фак­тов, на основе которых затем можно было бы строить экспери­ментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении лич­ности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философ­ско-литературный период ее изучения явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно ши­рокими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание лич­ности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, при­надлежит ему, касается его. В художественном творчестве, фи­лософии и других социальных науках такое понимание лично­сти вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполнен­ных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психи­атров оказались особенности личности, обычно обнаруживаю­щиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбуди­мости. Определения личности врачами-психиатрами были да­ны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для ре­шения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целост­ного описания психологии нормальной личности являлось слиш­ком узким. В него не входили такие качества личности, кото­рые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например, способности, по­рядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности на­чался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он сов­пал по времени с общим кризисом психологической науки, од­ной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Гос­подствовавший в нем атомистический подход требовал разло­жения психологии человека на отдельные процессы и состоя­ния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функ­ций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р.Кеттел сравнил си­туацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица — личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психоло­гии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний — психология личности — в этих условиях не могла строиться на старой, умо­зрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решитель­ный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А-ФЛазурским, а за рубежом — Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения си­стематических научных наблюдений личности, а также проце­дуру проведения естественного эксперимента, в котором мож­но было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки дан­ных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распростра­ненные и индивидуально устойчивые черты.[13;49].

Г.Оллпорт заложил основы новой теории личности, полу­чившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности, проводи­мым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кетгела).[25;140].

Из всех определений личности, предложенных в начале экс­периментального периода разработки проблемы личности, наи­более удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально свое­образная совокупность психофизиологических систем — черт лич­ности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности нача­лась активная дифференциация направлений исследований. В ре­зультате ко второй половине нашего века сложилось много различ­ных подходов и теорий личности.

Если подходить к определению современных теорий лично­сти формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологи­ческих, или внутренних, субъективных характеристик. Если вос­пользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином.

В= F(Р,Е)

где В — поведение; F — знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства лично­сти; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:

В= F(P).

Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам лич­ности. Их смысл символически выглядит так:

В= F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на прин­ципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управ­лении актуальными действиями человека. Их смысловым выра­жением является полная левиновская формула:

B=F(P,E).

Экспериментальными называются теории личности, постро­енные на анализе и обобщении собранных опытным путем фак­торов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых глав­ной проблемой является выяснение структуры личности и сис­темы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — пре­образование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Таким образом можно сказать, что личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия. Все исследования, проводимые психологами, психиатрами, учёными на протяжении многих лет, дают ясно понять, что личность, точнее отличительные черты личности каждого человека делают нас уникальными. Благодаря наблюдениям и различным результатам исследований в данной области, люди могут довольно точно определять свою предрасположенность к той или иной деятельности и, что не менее важно, развивать те качества личности, которые помогут им в дальнейшем на выбранном пути.

Наши рекомендации