Исследовательский метод мотивации
Типы мотивации
Михаил Кожаринов |
В современной педагогике остро стоит вопрос мотивации обучения. Не хотят дети учиться - и все тут! Проблема эта встала во всех развитых странах и особенно остро ощущается в среднем школьном возрасте. Постиндустриальное общество решительно отказалось от муштры и казарменной дисциплины: требование формирования творческого и свободомыслящего человека несовместимо с подобной атмосферой. Но, отказавшись от старой методической основы, современная школа часто так и не находит новых эффективных методов включения школьников в образовательный процесс. "Как мотивировать школьников на учебу?" - остается острейшим, и, по мнению многих педагогов, основным вопросом, ответ на который ищет современная дидактика.
Наша Школа также не чужда этому поиску. За почти десятилетие своей практической деятельности педагоги и преподаватели Школы нащупали несколько методов, позволяющих простраивать подобную мотивацию. Практическая деятельность вскрыла интересное правило: любой мотивационный метод от частого применения перестает действовать. Это открытие выдвигает требование чередования различных методов мотивации в учебном процессе. Современный преподаватель, таким образом, должен владеть даже не одним, а несколькими методами мотивации, как говорится, "играть на всей клавиатуре" методов. И в нашей Школе преподаватели стремятся освоить всю эту клавиатуру.
Игровой метод мотивации
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, Игра - дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие - взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего - командные, старшего среднего - подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в Игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. Наша Школа наработала огромный опыт в этом жанре построения учебного процесса. В педагогическом сообществе мы более всего известны именно с этой стороны. Разработана типология Игр от самых мелких до многодневных. В школе используются настольные, форумные, ситуационные игры; игры дискуссии и игры-погружения, павильонные, полигонные и многие другие типы игр.
Исследовательский метод мотивации
Исследование само по себе дело очень увлекательное. "Что получится, если…?" - подход этот будоражит умы и зажигает детские глаза. Проблема состоит в том, что в современной Школе разработано не так уж много исследовательских курсов. Лабораторные работы применяются лишь на химии, биологии и физике. И то, часто они строятся не как исследовательские, а как закрепляющие или иллюстрирующие уже пройденный материал. Связано это с нехваткой оборудования на весь класс, и потому легче показать для всех, чем устроить работу каждого. Но частные Школы отличаются малой численностью классов, и мы можем позволить себе организовать лабораторную работу для каждого ученика. Когда лаборатории становятся чересчур сложными и малореальными в рамках обычной средней школы, а уровень класса позволяет поставить более сложные задачи, то мы практикуем выезды и проведение практикумов на базе различных институтов. Происходит это уже в старших классах и является, кроме всего прочего, хорошим настроем к абитуриентской жизни. Кроме естественнонаучных предметов исследовательские работы разрабатываются также и по гуманитарным предметам, таким как история и литература. Связаны они, как правило, с анализом соответствующих текстов, но азарт исследователя нередко удается пробудить и здесь.