Кафедра физиологии им. проф. А.Т. Пшоника

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Интегративная физиология»

для специальности 060201 – Стоматология

(очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 16

ТЕМА: «ФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА»

Утверждены на кафедральном заседании протокол № 1 от 5 сентября 2011 г.

Заведующий кафедрой

Д.м.н., профессор _________________ А.А. Савченко

Составитель (-ли):

Д.м.н., профессор _________________ Ю.И. Савченков

Красноярск – 2011г.

Занятие №16 ФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА.

Цель занятия: изучить основные закономерности, лежащие в основе физиологических механизмов сна и сновидений; научиться различать ЭЭГ-маркеры активного и заторможенного состояния коры головного мозга.

Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

План изучения темы

1. Контроль исходного уровня знаний.

Тестовые задания по теме:

1. Где расположены центры, организующие сон?

А.передний гипоталамус, каудальный отдел ретикулярной формации, некоторые структуры таламуса и коры головного мозга,

Б. задний гипоталамус, оральный отдел ретикулярной формации,

В. в ретикулярной формации.

2. Что такое гипноз?

А. искусственный сноподобное состояние, который вызывается у человека системой методических приемов

Б. состояние пассивного бодрствования,

В. выключение корковой деятельности и сенсорной активности под действием гипнотизера.

3. Назовите основные факторы, которые активируют механизмы, организующие сон.

А. условно-рефлекторные (время), накопление в крови некоторых веществ (нейропептиды), некоторое повышение температуры тела, уменьшение шума, ритуалы сна (постель),

Б. снижение обмена веществ и температуры тела, уменьшение шума и физической активности, условно-рефлекторная реакция организма,

В. условно-рефлекторный фактор, снижение концентрации в крови снотворных веществ, снижение обменов веществ и температуры тела, некоторые ритуальные факторы (постель, темнота) и др.

4. Где находятся центры, организующие бодрствование?

А. задний гипоталамус, ростральный отдел ретикулярной формации,

Б. передний гипоталамус, каудальный отдел ретикулярной формации, некоторые структуры таламуса и коры головного мозга,

В. в ретикулярной формации и коре головного мозга.

5. Под влиянием каких основных факторов запускается система, организующая бодрствование?

А. условно-рефлекторный фактор, накопление в крови тонизирующих веществ, повышение обмена веществ и температуры тела, появление раздражителей окружающей среды,

Б. условно-рефлекторные (время), уменьшение некоторых веществ крови (нейропептиды), снижение температуры тела, появление раздражителей окружающей среды (шум и др.),

В. повышение основного обмена и температуры тела, увеличение шума и физической активности.

6. Какие основные признаки характеризуют сон?

А. повышение температуры тела, обмена веществ, снижения некоторых видов чувствительности и всех видов моторной деятельности,

Б. понижение температуры тела, обмена веществ и снижения сенсорной активности, снижение всех видов чувствительности и активности мышечной системы (за исключением сфинктеров)

7. Что такое “сновидение”?

А. субъективные проявления интенсивной внутренней работы мозга по обработке информации во время сна,

Б. образы, явления, возникающие в момент сна под влиянием внешних и внутренних факторов,

В. то и другое.

8. Сновидения являются результатом ... .

А. активной деятельностью нейронов,

Б. изменения активной деятельности нейронов,

В. особого нейрофизиологического воздействия поступающей информации.

9. Сновидения наблюдаются в ... фазе сна.

А. быстрой,

Б. медленной,

В. последней.

10. Какие факторы могут определять характер сновидения?

А. внешняя среда, состояние внутренних органов, мысли перед сном,

Б. новая информация, события прошлого, хранящиеся в памяти, творческая работа,

В. погодные условия, состояние здоровья, физическое утомление,

Г. все перечисленное.

11. В чем сущность информационной теории сна?

А. в том, что во время фазы быстрого сна происходит переработка поступившей во время бодрствования информации,

Б. во время сна происходит дополнительное получение информации,

В. во время сна человек получает информацию о почти забытых данных, явлениях.

12. Длительность ежесуточного сна взрослого человека в норме составляет ... .

А. 8-10 часов,

Б. 5-6 часов,

В. 6-8 часов.

13. Сколько времени продолжается быстрая фаза сна?

А. 60-90 минут,

Б. 10-30 минут,

В. 30-45 минут.

14. Длительность быстрого сна от общей продолжительности сна составляет ... .

А. до 5%,

Б. около 10%,

В. не более 20%,

Г. до 40%.

15. В время быстрого сна наблюдается:

А. увеличение электрической активности корковых нейронов и функции многих органов и систем, падение тонуса мышц,

Б. увеличение амплитуды и уменьшение частоты колебаний на ЭЭГ, появление тета- и дельта-волн,

В. появление признаков торможения основных функций организма, а также высоко амплитудных и медленных колебаний на ЭЭГ.

Задачи

1. Назовите основные фазы сна по характеру ЭЭГ, укажите их продолжительность.

2. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для стадий "медленного" сна? Дайте им характеристику.

3. Какие волны ЭЭГ наиболее характерны для "быстрого" сна? Дайте им характеристику.

4. Что называют циклом сна? Какова в среднем его продолжительность? Сколько циклов сна обычно регистрируют во время нормального ночного сна?

5. Какие физиологические сдвиги (кроме изменений ЭЭГ) характерны для фазы "медленного" сна?

6. Какие физиологические сдвиги (кроме изменения ЭЭГ) характерны для "быстрого" сна?

7. Как влияет на последующий ночной сон эмоциональный стресс?

8. Назовите основные факторы, побуждающие возникновение сновидений и влияющие на их содержание.

9. Известно, что химик Кеккуле формулу бензола «увидел» во сне, Менделеев увидел во сне таблицу периодического закона. Математики Декарт, Пуанкаре, — Гаусс создавали новые системы и теоремы во сне, план пьесы «Горе от ума» и несколько сцен из 1 акта Грибоедову приснились, Тартини во сне «услышал» мотив сонаты, названной им «дьявольской», Рафаэль «увидел» во сне образ своей знаменитой мадонны и т. д. Как с точки зрения физиологии объяснить эти факты?

Основные понятия и положения темы.

Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Сон и гипноз как специальные состояния мозга

2. Теории назначения и организации сна.

3. Нейрональные механизмы сна.

4. Физиологическое значение сна, теории сна.

5. Современные представления о сне как части цикла “сон-бодрствование”, структура сна.

6. Электроэнцефалографические корреляты различных стадий сна.

7. Физиологический механизм сновидений.

Практическая работа студентов на занятии:

Наши рекомендации