Тема 4. Поликультурное образование 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт непрерывного педагогического образования
Педагогика
ГСЭ.В. 02.02. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Сборник планов семинарских занятий
Программа самостоятельной познавательной деятельности студента
Вопросы к зачету
Абакан
Содержание практических разделов дисциплины
Тема 1. Педагогическая деятельность 2 ч.
1.Сущность педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность.
2.Педагогическая деятельность в поликультурном пространстве. Основные виды профессиональной
педагогической деятельности - воспитательная работа и преподавание.
3. Структура педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков).
4.Учитель как субъект многокультурной педагогической деятельности.
5.Профессионально обусловленные требования к личности многокультурного педагога. Профессиограмма
учителя.
Рекомендуемая литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]: учеб. для вузов /В.И. Андреев. - Казань, 2000.- 234 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Высшее образование, 2000.- 289 с.
3. Гершунский, Б.С. Философия образования ХХ1 века [Текст]: учеб. для вузов /Б.С. Гершунский. - М.: Высшее образование, 1997.- 269 с.
Тема 3. Профессионально – педагогическая культура учителя в полиэтнической и поликультурной среде. 4ч
1. Сущность и основные компоненты профессионально – педагогической культуры. Модель профессионально – педагогической культуры в полиэтнической и поликультурной среде.
2. Компоненты профессионально – педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно – творческий.
3. Культура педагогического мышления.
4. Организационно – деятельностная культура педагога.
5. Профессионально – педагогическая этика и нравственная культура учителя.
6. Культура педагогического общения в полиэтнической среде.
7. Правовая и информационная культура учителя.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы определяют необходимость культурологической подготовки учителей?
2. В чем состоит педагогическая культура учителя поликультурного пространства?
3. В чем состоит взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры?
Рекомендуемая литература:
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. [Текст]: учеб. для вузов /О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1984.
2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. [Текст]: учеб. для вузов /В.А. Мижериков и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.
3. Сластенин В.А. Педагогика. [Текст]: учеб. для вузов /В.А. Сластенин. - М. 2007.
Тема 4. Поликультурное образование 4
1. Сущность поликультурного образования: воспитание миролюбия, учёт интеграционных процессов в образовании, культурной конвергенции, педагогической культуры народа.
2. Проектирование поликультурной модели воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании.
3. Поликультурное воспитание как средство сохранения и развития современного мира, этнических культур.
4. Педагогические принципы поликультурного образования: воспитание человеческого достоинства; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
5. Функции поликультурного образования: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
6. Цели поликультурного образования «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; - поддержка равных прав на образование и воспитание; - формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Рекомендуемая литература:
- Гасанов З.Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2001. - № 1.
- Громова Е.М. Воспитание этнической толерантности у школьников //Школа и производство. – 2005. - № 2.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме //Воспитание школьников. – 2001. - № 6.
- Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников //Начальная школа. – 2003. - № 11.
- Степанов П. Как воспитать толерантность //Народное образование. – 2002. – № 1.
- Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия //Воспитание школьников. – 2003. - № 3.