Тема 4. Поликультурное образование 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Институт непрерывного педагогического образования

Педагогика

ГСЭ.В. 02.02. Педагогическая деятельность в поликультурной и полиэтнической среде

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Сборник планов семинарских занятий

Программа самостоятельной познавательной деятельности студента

Вопросы к зачету

Абакан

Содержание практических разделов дисциплины

Тема 1. Педагогическая деятельность 2 ч.

1.Сущность педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

2.Педагогическая деятельность в поликультурном пространстве. Основные виды профессиональной

педагогической деятельности - воспитательная работа и преподавание.

3. Структура педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков).

4.Учитель как субъект многокультурной педагогической деятельности.

5.Профессионально обусловленные требования к личности многокультурного педагога. Профессиограмма

учителя.

Рекомендуемая литература:

1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]: учеб. для вузов /В.И. Андреев. - Казань, 2000.- 234 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - М.: Высшее образование, 2000.- 289 с.

3. Гершунский, Б.С. Философия образования ХХ1 века [Текст]: учеб. для вузов /Б.С. Гершунский. - М.: Высшее образование, 1997.- 269 с.

Тема 3. Профессионально – педагогическая культура учителя в полиэтнической и поликультурной среде. 4ч

1. Сущность и основные компоненты профессионально – педагогической культуры. Модель профессионально – педагогической культуры в полиэтнической и поликультурной среде.

2. Компоненты профессионально – педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностно – творческий.

3. Культура педагогического мышления.

4. Организационно – деятельностная культура педагога.

5. Профессионально – педагогическая этика и нравственная культура учителя.

6. Культура педагогического общения в полиэтнической среде.

7. Правовая и информационная культура учителя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют необходимость культурологической подготовки учителей?

2. В чем состоит педагогическая культура учителя поликультурного пространства?

3. В чем состоит взаимосвязь и взаимозависимость общей и профессиональной культуры?

Рекомендуемая литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. [Текст]: учеб. для вузов /О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1984.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. [Текст]: учеб. для вузов /В.А. Мижериков и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с.

3. Сластенин В.А. Педагогика. [Текст]: учеб. для вузов /В.А. Сластенин. - М. 2007.

Тема 4. Поликультурное образование 4

1. Сущность поликультурного образования: воспитание миролюбия, учёт интеграционных процессов в образовании, культурной конвергенции, педагогической культуры народа.

2. Проектирование поликультурной модели воспитательной системы в непрерывном педагогическом образовании.

3. Поликультурное воспитание как средство сохранения и развития современного мира, этнических культур.

4. Педагогические принципы поликультурного образования: воспитание человеческого достоинства; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

5. Функции поликультурного образования: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развития умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

6. Цели поликультурного образования «плюрализм», «равенство», «объединение»: уважение и сохранение культурного многообразия; - поддержка равных прав на образование и воспитание; - формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.

Рекомендуемая литература:

  1. Гасанов З.Т. Проблема воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости //Педагогика. – 2001. - № 1.
  2. Громова Е.М. Воспитание этнической толерантности у школьников //Школа и производство. – 2005. - № 2.
  3. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме //Воспитание школьников. – 2001. - № 6.
  4. Палаткина Г.В. Формирование этнотолерантности у младших школьников //Начальная школа. – 2003. - № 11.
  5. Степанов П. Как воспитать толерантность //Народное образование. – 2002. – № 1.
  6. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия //Воспитание школьников. – 2003. - № 3.

Наши рекомендации