Тема: Педагогико-антропологические взгляды К. Д. Ушинского.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1-2.
Тема: История развития педагогической антропологии в России и за рубежом.
План:
1. Зарождение педагогико – антропологических взглядов в эпоху античности. (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
2. Педагогические воззрения в средние века (Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.).
3. Антропологические концепции Возрождения (Томмазо Кампанелла, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский и др.).
4. Идеи воспитания в эпоху французского просвещения и немецкой классической философии (Ж. Ж. Руссо, И. Кант, И. Шиллер и др.).
5. Развитие педагогической антропологии в 19 в. в России.
6. Развитие идей К. Д. Ушинского в работах русских и советских педагогов.
7. Концепции философской и педагогической антропологии 20 в.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1.Перечислите основные исторические этапы развития педагогической антропологии.
2.В чем специфика антропологических взглядов Античности?
3.Каковы особенности педагогико-антропологических идей эпохи Средневековья?
4.Выразите свое отношение к антропологическим концепциям эпохи Возрождения.
5.Объясните, каким образом эпоха Просвещения оказала влияние на развитие антропологии.
6.Каковы предпосылки развития педагогической антропологии в России?
7.По каким направлениям осуществлялось развитие педагогической антропологии в 20 веке?
Задания для самостоятельной работы:
1. Подготовьте ответы на вопросы плана, используя материалы лекций и предложенную литературу.
2. Подготовить конспект статьи Огурцова А. П.
3. Подготовить выступление по статье Новичковой Г. А.
Литература:
Основная литература:
1.Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М.. 1998
2.Новичкова Г. А. Историко-философские очерки западной педагогической антропологии. – М., 2001
3.Новичкова Г. А. Антропологическая интерпретация педагогики О. Ф. Больнова. // Вопросы философии. – 2004. - № 5. – С. 155 – 161.
4.Огурцов А. П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы.// Человек. – 2002. - №1.
5.Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Куликов В. Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.
2. Прянкова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.
3. Степашко Л. А. Философия и история образования. М., 1999.
Практическое занятие № 3-4.
Тема: Педагогико-антропологические взгляды К. Д. Ушинского.
План:
1. «Человек как предмет воспитания» - первый учебник по педагогической антропологии. Его структура.
2. Предисловие к «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинского (определение, адресат, причины появления, цель, актуальность).
3. Основные понятия и положения «Физиологической части».
4. Факторы развития человека, рассмотренные К. Д. Ушинским в «Психологической части» работы «Человек как предмет воспитания».
5. Взгляды К. Д. Ушинского на воспитание, его значение и возможности.
6. Модель человека К. Д. Ушинского.
7. Принципы эффективного воспитания по Ушинскому.
8. Требования К. Д. Ушинского к воспитателю.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Как Ушинский определяет педагогическую антропологию?
2. В чем значимость и актуальность данной работы?
3. Какие особенности человеческого организма рассмотрены в «Физиологической части»?
4. В чем проявляется нравственное и педагогическое значение привычки?
5. Каковы правила применяющие психический анализ акта памяти к практике воспитания и учения?
6. Какие чувства выделяет К. Д. Ушинский и в чем их педагогическая важность?
7. Как воспитывать характер ребенка?
8. Какими личностными характеристиками должен обладать воспитатель?
Задания для студентов:
Подготовить письменные ответы на вопросы, используя работу К. Д. Ушинского.
Литература:
Основная литература:
1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. //Педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1974.
2. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. // Ушинский К. Д. Избр. пед. сочинения. В 2-х тт. М., 1974.
3. Максакова В. И. Педагогическая антропология. – М., 2001.
4. Салов Ю. И., Тюников Ю. С. Психолого-педагогическая антропология. М., 2003.
5. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. М.. 1998.
Дополнительная литература:
1. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977.
2. История педагогики. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1981.
3. Прянкова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.
4. Степашко Л. А. Философия и история образования. М., 1999.
Практическое занятие № 5-6.