Методологические основы тифлопедагогики, её связь с другими науками
Методологической основой тифлопедагогики является гносеология (философия познания). Она рассматривает познание как процесс творческий и активный. Это не простое отражение окружающего мира в сознании человека, а исследование объективно существующих предметов и явлений, вскрытие их связей, взаимозависимостей, установление закономерностей.
Процесс обучения и воспитания детей с нарушением зрения следует рассматривать как процесс противоречивый и динамический, как развивающийся. Основным движущим противоречием является постоянно растущий поток информации, усложняющиеся требования обучения с одной стороны и возможности слепых и слабовидящих учащихся с другой. Совершенствование знаний, мотивации, даррекционных способов познания и приведение их в соответствие с всё возрастающими требованиями обучения, воспитания и развития снимают противоречие в конкретный отрезок времени, а затем возникает новое противоречие в связи с новым витком требований, которые необходимо разрешать в ходе педагогического процесса. На основе такого движущегося противоречия происходит сложный процесс перехода от незнания к знанию.
Теоретической базой для организации и осуществления познавательного процесса с учащимися с дефектами зрения и естественнонаучной основой тифлопедагогики является учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, достижениям отечественной и зарубежной дефектологии по проблемам компенсации зрения и коррекции вторичных отклонений в развития детей и взрослых, положения о первичных и вторичных дефектах, о единых механизмах познавательного процесса в норме и патологии.
Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в ;вою очередь является структурным компонентом общей педагогики.
Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другиш науками, она не может успешно развиваться, изолировано, вне этой связи.
Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики её связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией, особенно с той её составной частью, котор1Я называется тифлопсихология. Эффективность обучения и воспитания
слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности.
Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, дефекты разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют дефекты слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.
Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с дефектом зрения очень важно и необходимо для разработки приёмов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса.
Для того, чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубокая и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала.
Тифлопедагогика органически связана с физиологией, которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками.
Физиологические данные помогают правильно организовать коррекцион-но-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправлено организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Многообразны связи тифлопедагогики и медицины, особенно с офтальмологией и гигиеной. Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно функциональных нарушений данного анализатора.
Тифлопедагог должен чётко представлять, что и как видит ребёнок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные 10
эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещённость рабочей поверхности стола и др.).
Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу.
Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных дефектным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно.
У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих людей.
Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко неполный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во многом определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на дефект.
ЗАДАЧИ ТИФЛОПЕДАГОГИКИ
Тесная связь тифлопедагогики с другими науками помогает в решении задач, которые стоят перед специальным образованием людей с нарушением зрения. Эти задачи не остаются неизменными, раз и на ьсегда поставленными, они периодически изменяются в зависимости от требований жизни и социального заказа общества. Определяющее влияние на постановку задач и разработку содержания специального образования слепых и слабовидящих во все исторические периоды оказывали уровень социально-экономического развития страны, состояние науки и производства, общественное отношение к инвалидам по зрению, потребности и интересы государства.
В ходе исторического развития задачи и содержание специального образо
вания слепых и слабовидящих постоянно расширялись и обогащались. Сначала
были организованы лишь начальные школы для слепых детей, затем неполные
средние, и, наконец, полные средние школы, в которых учащиеся получают
среднее (цензовое) образование наровне с их зрячими сверстниками. В стране
созданы дошкольные образовательные учреждения, школы для взрослых инва
лидов по зрению, учебно-производственные предприятия для слепых и слабо-
видящихидр. , -
-11
На современном этапе развития тифлопедагогика решает следующие основные задачи:
- раскрытие основных закономерностей в области обучения, воспитания и
развития людей с нарушенным зрением, установления связей этих процессов с
юррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков психофи
зического развития учащихся;
- комплексного клинико-генетического, психологического, педагогическо
го изучения детей, их диагностирования, выявлениям структурно-функциональ
ных нарушений в организме, связанных с дефектным зрением, установление
психофизических нарушений и сочетанных дефектов у детей;
- выяснение и определение роли сохранных анализаторов в познавательной
деятельности слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией, усло
вий формирования и развития личности, межличностных отношений при раз
личных зрительных нарушениях;
- определение содержания коррекционно-педагогической работы, разработка
приёмов и способов её осуществления при различных формах организации учеб
но-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях;
- разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных
отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и
раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифло-
техническим средствам обучения, создание, совершенствование и модифика
ция пособий и учебного оборудования;
- разработка специальных приёмов, методик обучения и воспитания детей
и взрослых с нарушением зрения, особенностей проведения специальных кор-
рекционных и предметных занятий;
- теоретическое обоснование и осуществления индивидуального и диффе
ренцированного подходов к учащимся в ходе учебно-воспитательного процес
са, организация этой работы с учётом зрительных возможностей обучающих
ся, характера и времени появления аномалии, сопутствующих заболеваний и
сочетанных дефектов;
- определение специальных эргономических, гигиенических и офтальмо-
педагогических рекомендаций с учётом клинической картины зрительного за
болевания, разработка на этой основе зрительных, тактильных, общефизичес
ких нагрузок, рекомендаций по структурному построению занятий;
- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих уча
щихся в общество, определение содержания, форм и методов трудового обу
чения и воспитания, социально-трудовой адаптации школьников, профессио
нальной ориентации, подготовки их к жизни и труду;
- определение типов и структурного построения специальных образова
тельных учреждений для детей и взрослых с различными нарушениями зрения,
разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабили
тационных программ;
- изучение и обобщение передового тифлопедагогического опыта работы,
практики обучения, воспитания и развития лиц со зрительной депривацией,
распространение и внедрение инноваций и оригинальных методик в учебно-
воспитательный процесс;
- разработка и прогнозирование специального образования на определён
ные периоды, определение основных направлений развития тифлопедагоги
ческой науки и её взаимосвязей с практикой обучения и воспитания людей со
зрительными аномалиями.