Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
План занятия
1. Категории лиц, в отношении применяется особый порядок производства по уголовным делам.
2. Особенности возбуждения уголовного дела.
3. Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий.
4. Направление уголовного дела в суд.
5. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; судьи федерального суда.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие дипломатической и иной неприкосновенности в уголовно-процессуальном смысле.
2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
3. Особенности уголовного судопроизводства в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.
4. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.
5. Особенности задержания этих лиц.
6. Особенности избрания меры пресечения и предъявления обвинения лицам, в отношении которых применяется порядок производства по уголовным делам.
7. Порядок направления уголовного дела в суд в отношении указанных лиц.
8. Суды, рассматривающие уголовные дела в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.
9. Законодательство, закрепляющее особый порядок производства по уголовным делам.
Тестовые задания
1. Для возбуждения уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы необходимо:
a) решение Председателя Следственного комитета РФ;
b) согласие Президента Российской Федерации;
c) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;
d) согласие Совета Федерации Российской Федерации;
e) согласие Государственной Думы.
2. Для возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора Российской Федерации необходимо:
a) представление Президента Российской Федерации;
b) решение Председателя Следственного комитета РФ;
c) согласие обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации;
d) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;
e) все указанные ответы правильные.
3. Для возбуждения уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации необходимо:
a) решение Председателя Следственного комитета РФ;
b) заключение коллегии, состоящей из трех судей Конституционного Суда Российской Федерации;
c) согласие Конституционного Суда Российской Федерации;
d) согласие Президента Российской Федерации;
e) все указанные ответы правильные.
4. Судья районного суда может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия:
a) Генерального прокурора Российской Федерации;
b) председателя вышестоящего суда;
c) пленума вышестоящего суда;
d) Соответствующей квалификационной коллегии судей;
e) коллегии по уголовным делам соответствующего суда;
f) президиума соответствующего суда.
5. Для возбуждения уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации необходимо:
a) решение Председателя Следственного комитета РФ;
b) согласие Верховного Суда Российской Федерации;
c) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;
d) согласие Государственной Думы;
e) все указанные ответы правильные.
6. Для возбуждения уголовного дела в отношении адвоката необходимо:
a) решение прокурора;
b) согласие соответствующей адвокатской палаты;
c) заключение судьи районного суда или гарнизонного военного суда;
d) все указанные ответы правильные.
7. Судебное решение об избрании в отношении депутата Государственной Думы меры пресечения в виде заключения под стражу требует согласия:
a) Государственной Думы;
b) Совета Федерации Российской Федерации или Государственной Думы;
c) Президента Российской Федерации;
d) Верховного Суда Российской Федерации;
e) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Литература к занятию
1. Ковтун Н.Н., Ярцев Р.В. Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении специальных субъектов или их привлечения в качестве обвиняемых (глава 52 УПК РФ) // Уголовное судопроизводство, 2008, N 1 (СПС КонсультантПлюс).
2. Латыпов Т.Р. О применении положений главы 52 УПК РФ при возбуждении уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц // Журнал российского права, 2010, N 8 (СПС КонсультантПлюс).
3. Митягин Ю.В. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Российский юридический журнал, 2010, N 2 (СПС КонсультантПлюс).
4. Фадеева Е.И. Заключение судьи о наличии (отсутствии) в действиях прокурора, следователя, адвоката признаков преступления // Адвокат, 2008, N 7 (СПС КонсультантПлюс).
5. Фадеева Е.И. Исследование и оценка доказательств в ходе судебного заседания по рассмотрению представления руководителя следственного органа о даче заключения в порядке ст. 448 УПК РФ // Российский судья, 2009, N 10 (СПС КонсультантПлюс).
6. Фадеева Е.И. Особенности применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения в отношении прокуроров, следователей и адвокатов // Адвокатская практика, 2008, N 6 (СПС КонсультантПлюс).