Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

План занятия

1. Категории лиц, в отношении применяется особый порядок производства по уголовным делам.

2. Особенности возбуждения уголовного дела.

3. Особенности задержания, избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий.

4. Направление уголовного дела в суд.

5. Рассмотрение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы; судьи федерального суда.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие дипломатической и иной неприкосновенности в уголовно-процессуальном смысле.

2. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

3. Особенности уголовного судопроизводства в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

4. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

5. Особенности задержания этих лиц.

6. Особенности избрания меры пресечения и предъявления обвинения лицам, в отношении которых применяется порядок производства по уголовным делам.

7. Порядок направления уголовного дела в суд в отношении указанных лиц.

8. Суды, рассматривающие уголовные дела в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам.

9. Законодательство, закрепляющее особый порядок производства по уголовным делам.

Тестовые задания

1. Для возбуждения уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы необходимо:

a) решение Председателя Следственного комитета РФ;

b) согласие Президента Российской Федерации;

c) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

d) согласие Совета Федерации Российской Федерации;

e) согласие Государственной Думы.

2. Для возбуждения уголовного дела в отношении Генерального прокурора Российской Федерации необходимо:

a) представление Президента Российской Федерации;

b) решение Председателя Следственного комитета РФ;

c) согласие обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации;

d) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

e) все указанные ответы правильные.

3. Для возбуждения уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации необходимо:

a) решение Председателя Следственного комитета РФ;

b) заключение коллегии, состоящей из трех судей Конституционного Суда Российской Федерации;

c) согласие Конституционного Суда Российской Федерации;

d) согласие Президента Российской Федерации;

e) все указанные ответы правильные.

4. Судья районного суда может быть привлечен к уголовной ответственности с согласия:

a) Генерального прокурора Российской Федерации;

b) председателя вышестоящего суда;

c) пленума вышестоящего суда;

d) Соответствующей квалификационной коллегии судей;

e) коллегии по уголовным делам соответствующего суда;

f) президиума соответствующего суда.

5. Для возбуждения уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации необходимо:

a) решение Председателя Следственного комитета РФ;

b) согласие Верховного Суда Российской Федерации;

c) заключение коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации;

d) согласие Государственной Думы;

e) все указанные ответы правильные.

6. Для возбуждения уголовного дела в отношении адвоката необходимо:

a) решение прокурора;

b) согласие соответствующей адвокатской палаты;

c) заключение судьи районного суда или гарнизонного военного суда;

d) все указанные ответы правильные.

7. Судебное решение об избрании в отношении депутата Государственной Думы меры пресечения в виде заключения под стражу требует согласия:

a) Государственной Думы;

b) Совета Федерации Российской Федерации или Государственной Думы;

c) Президента Российской Федерации;

d) Верховного Суда Российской Федерации;

e) Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Литература к занятию

1. Ковтун Н.Н., Ярцев Р.В. Особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении специальных субъектов или их привлечения в качестве обвиняемых (глава 52 УПК РФ) // Уголовное судопроизводство, 2008, N 1 (СПС КонсультантПлюс).

2. Латыпов Т.Р. О применении положений главы 52 УПК РФ при возбуждении уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц // Журнал российского права, 2010, N 8 (СПС КонсультантПлюс).

3. Митягин Ю.В. Неприкосновенность депутатов, выборных должностных лиц органов местного самоуправления // Российский юридический журнал, 2010, N 2 (СПС КонсультантПлюс).

4. Фадеева Е.И. Заключение судьи о наличии (отсутствии) в действиях прокурора, следователя, адвоката признаков преступления // Адвокат, 2008, N 7 (СПС КонсультантПлюс).

5. Фадеева Е.И. Исследование и оценка доказательств в ходе судебного заседания по рассмотрению представления руководителя следственного органа о даче заключения в порядке ст. 448 УПК РФ // Российский судья, 2009, N 10 (СПС КонсультантПлюс).

6. Фадеева Е.И. Особенности применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения в отношении прокуроров, следователей и адвокатов // Адвокатская практика, 2008, N 6 (СПС КонсультантПлюс).

Наши рекомендации