Особенности содержания образования в VІ, XI классах
В соответствии с учебными программами, разработанными с учетом концентрического подхода к построению содержания исторического образования и относительной завершенности содержания образования на II ступени общего среднего образования, в VI классе учащиеся изучают:
всемирную историю Средних веков (V–XV вв.) в объеме 35 учебных часов;
историю Беларуси с древнейших времен до конца XV в. в объеме 35 учебных часов.
Обращаем внимание, что с VІ класса начинается систематическое изучение истории Беларуси как учебного предмета.
На данном этапе обучения истории важно сформировать у учащихся яркие образы наиболее значимых исторических событий, явлений, исторических деятелей изучаемого периода. Эффективным средством формирования образных представлений является использование наглядности: изобразительной (репродукции картин, фотографии памятников архитектуры и скульптуры, рисунки и аппликации, аудио- и видеоматериалы), условно-графической (таблицы, схемы, карты), предметной (музейные экспонаты, макеты, модели). В VІ классе необходимо продолжать обучать учащихся умению работать с разными видами наглядности как источником исторической информации (описывать сюжет картины, видеофрагмента, формулировать к ним вопросы, составлять краткий рассказ и т.д.).
В процессе обучения истории в VI классе рекомендуется использовать такие формы организации учебных занятий, как сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, заочные путешествия, путешествия на «машине времени», диалоги «средневекового человека» с современным человеком, «прогулки» по средневековым городам, написание мини-сочинений от первого лица, от имени представителя того или иного сословия, той или иной цивилизации и т.п., составление буклетов, коллажей, путеводителей, подготовка сообщений и презентаций с привлечением разнообразных источников исторической информации, в том числе интернет-ресурсов.
В 2016/2017 учебном году изучение всемирной истории и истории Беларуси в VI классе будет осуществляться по новым учебным пособиям. Учебные пособия «История Средних веков, V-XV вв.» и «История Беларуси: с древнейших времен до конца XV в.» подготовлены в соответствии с концепцией базового учебника и содержат минимально необходимый материал для качественного усвоения содержания образования по учебному предмету.
Отличительной чертой новых учебных пособий по истории является реализация в них навигационной функции, которая позволяет ориентироваться в образовательном контенте – компонентах учебно-методического комплекса по учебному предмету: атласы, хрестоматии, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), размещенные на Национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by/ и созданные на платформе Moodlе.
Электронные образовательные ресурсы по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси» для VI класса включают справочно-информационный, контрольно-диагностический и интерактивный модули.
Справочно-информационный модуль содержит:
• глоссарий (иллюстрированный словарь исторических терминов, изучаемых в VI классе);
• справочник по историческим персоналиям (сведения о выдающихся исторических личностях, деятелях культуры и просвещения Беларуси с древних времен до конца XV в.);
• хронологическую таблицу «Основные исторические события в истории Беларуси с древних времён до конца XV в.».
Контрольно-диагностический модуль по всемирной истории и истории Беларуси содержит разноуровневые тестовые задания для осуществления промежуточного и итогового контроля. Тестовые задания можно использовать также на этапе закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся. В контрольно-диагностический модуль по истории Беларуси включены также задачи по хронологии.
Интерактивный модуль содержит ресурсы интерактивного и аттрактивного характера, позволяющие решать различные дидактические и воспитательные задачи в процессе изучения истории в VI классе.
Интерактивный модуль по истории Беларуси состоит из следующих компонентов:
• интерактивные задания;
• интерактивные исторические карты;
• морфинг-трансформация (позволяет с помощью компьютерной анимации осуществлять плавное преобразование формы или объекта);
• «хронолинии» (позволяют устанавливать взаимосвязь между изучаемым теоретическим, фактологическим (в том числе, хронологическим и картографическим), иллюстративным материалом по различным темам учебной программы по истории Беларуси.
Интерактивный модуль по всемирной истории состоит из следующих компонентов:
• интерактивные задания;
• интерактивные исторические карты.
Интерактивные задания по всемирной истории и истории Беларуси, подготовленные при помощи интернет-сервиса https://learningapps.org/ (заполнение пропусков в историческом тексте, поиск ошибок в историческом тексте, «поиск пары», составление пазлов, установление последовательности событий и причинно-следственных связей между историческими событиями и др.), позволяют формировать и совершенствовать способы деятельности, предусмотренные учебной программой.
Посредством гиперссылок все компоненты ЭОР взаимосвязаны.
ЭОР сопровождены методическими рекомендациями для педагогов по использованию компонентов ЭОР при организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях, факультативных занятиях, во внеклассной работе по учебным предметам, в ходе подготовки домашних заданий.
Обращаем внимание, что доступ к ЭОР осуществляется через Интернет. Для использования ЭОР пользователю необходимо бесплатно зарегистрироваться на Национальном образовательном портале в разделе «Электронные образовательные ресурсы», при заполнении формы регистрации указав свой статус: учитель или ученик.
В 2016/2017 учебном году учащиеся XІ классов, как и учащиеся Х классов, имеют возможность выбрать изучение истории на базовом либо повышенном уровнях, которые дифференцированы по своим целевым установкам, объему и содержанию изучаемого исторического материала.
Базовый уровень изучения истории предусматривает освоение учащимися обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, который обеспечивает их общекультурную подготовку, содействует формированию мировоззрения и готовит, главным образом, к решению общеобразовательных и жизненных задач. Изучение истории на повышенном уровне составляет содержательную основу профильной подготовки учащихся, основной целью которой является удовлетворение их познавательных потребностей и обеспечение профессионального самоопределения учащихся.
В XI классе учащиеся изучаютвторой период истории Новейшего времени (вторая половина 1940-х гг. – начало XXI в.). Изучение данного исторического периода имеет большое значение для формирования у них социально значимых знаний об основных явлениях и процессах развития современных цивилизаций.
Повышенный уровень изучения истории предусматривает как увеличение объема изучаемого фактологического и теоретического материала, так и совершенствование личностных, метапредметных и предметных компетенций, готовности и способности учащихся использовать усвоенные знания и умения для продолжения обучения по историческим и социально-гуманитарным специальностям, а также для успешной социализации в современном белорусском обществе.
В XI классе необходимо обратить особое внимание на совершенствование умений учащихся:
работать с различными источниками исторической информации, в том числе представленными в Интернете;
отличать точки зрения и интерпретации от достоверных исторических фактов;
объяснять собственное отношение к историческим событиям и их участникам;
презентовать и оценивать результаты своей учебной и исследовательской деятельности;
использовать усвоенные знания и приобретенный опыт деятельности для анализа современных социально-исторических процессов и прогнозирования возможных вариантов развития.
Особое значение в процессе обучения истории на повышенном уровне имеют уроки-практикумы, на организацию которых в каждом разделе учебной программы отводится по 2 часа. Уроки-практикумы рекомендуется использовать для закрепления учебного материала, для работы с различными источниками исторической информации, для совершенствования общеучебных и специальных исторических умений учащихся.
Обращаем внимание, что учебной программой по истории Беларуси предусмотрено проведение уроков “Наш край” (на повышенном уровне изучения учебного предмета на это отводится по 2 часа в каждом разделе учебной программы). Эти уроки должны быть направлены на изучение краеведческого материала, позволяющего выявить особенности исторического развития региона, в котором проживают учащиеся. Для проведения уроков “Наш край” рекомендуется использовать историко-документальные хроники “Памяць”.