Опросник структуры темперамента
Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ) предназначен для решения научных и практических задач, связанных с оценкой индивидуально-психологических особенностей человека. Разработано две формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет.
Опросник содержит 105 вопросов, требующих ответа в форме «да» или «нет», и позволяет получить значения по восьми темпераментальным шкалам, на основании которых могут быть получены темпераментальные индексы и типы. Каждая шкала представлена 12 вопросами (пунктами) различной степени трудности и имеет значения от 0 до 12 баллов. В опроснике имеется также контрольная шкала, оценивающая уровень социальной желательности.
Опросник предназначен для специалистов-психологов, работающих в психологических, педагогических и медицинских учреждениях. Тест может применяться для индивидуального и группового обследования. Время заполнения опросника – не более 20 мин. Обработка производится с помощью стандартного шаблона-ключа и занимает не более 5 мин.
Теоретической основой ОСТа является концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их последователей.
В настоящее время эта концепция, как известно, претерпела существенные изменения и стала рассматриваться как частный случай более фундаментальной концепции функционально-системной организации работы мозга, предложенной П. К. Анохиным. Свойства нервной системы при этом трактуются как базальные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную деятельность мозга и всей нервной системы.
Согласно концепции П. К. Анохина, поведение человека как соотношение организма со средой состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: афферентного синтеза, программирования (принятия решения), исполнения и обратной связи. Если принять, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате «системного обобщения» индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехстадийной структуры функциональной системы, мы должны допустить существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека.
Первый характеризует в наиболее обобщенной форме широту – узость афферентного синтеза, или, другими словами, степень напряженности взаимодействия организма со средой; второй отражает степень легкости (трудности) переключения с одних программ поведения на другие; третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения; четвертый базальный параметр формального аспекта поведения отражает порог чувствительности к возможному несовпадению результата действия с акцептором результата действия.
Высокая чувствительность к несовпадению может явиться причиной высокой эмоциональной чувствительности или негативных форм эмоциональности, и, наоборот, низкая чувствительность к несовпадению может послужить причиной низкой эмоциональной чувствительности или положительных форм эмоциональности.
Предложенная классификация параметров формального аспекта поведения хорошо согласуется с последними представлениями о темпераменте в школе Теплова–Небылицина. Первоначально, вслед за В. Д. Небылициным, темперамент представляли как структуру, состоящую из двух компонентов: активности и эмоциональности. Однако и дальнейших экспериментальных исследованиях было установлено, что активность может быть представлена в виде трех компонентов: эргичности (выносливости), пластичности и скорости.
Сопоставляя подходы Анохина и Небылицина, нетрудно видеть, что эргичность может быть соотнесена с «широтой афферентного синтеза». Пластичность, по-видимому, есть не что иное, как обобщенная характеристика легкости (трудности) перехода с одних программ поведения на другие. Скорость как черта темперамента может быть связана со скоростью реализации поведенческих программ.
Надо отметить, что к настоящему времени следует считать уже доказанным не только существование указанных компонентов как реальных структур темперамента (эргичности, пластичности и скорости), но и их строгую биологическую обусловленность.
Таким образом, первое отличие предлагаемого теста-опросника темперамента заключается в том, что он опирается не на традиционные представления о работе мозга и нервной системы, как, например, у Я. Стреляу и Г. Айзенка, а на достижения современного функционально-системного подхода в нейро- и психофизиологии. Согласно этому подходу, в структуре темперамента следует выделить четыре фундаментальных измерения: 1) эргичность, 2) пластичность, 3) скорость (темп) и 4) эмоциональную чувствительность.
Второй отличительной особенностью рассматриваемой модели темперамента является то, что она построена на учете того факта, что поведение человека характеризуется двумя принципиально разными аспектами проявления.
В психологии уже давно установлено, что в поведении человека можно выделить взаимодействие его с предметным и с социальным мирами. Первый тип называется субъект-объектным взаимодействием (S–О), или предметной деятельностью, второй – субъект-субъектным взаимодействием (S–S), или общением. Ко второму типу взаимодействия может быть отнесено и отношение к себе, общение с самим собой. Очевидно, что общение можно трактовать как предметную деятельность особого рода, деятельность общения, как коммуникативную или социальную деятельность. Однако при этом мы должны четко помнить: смысл и содержание предметной деятельности как таковой и коммуникативной деятельности общения совершенно различны, что для нас и является достаточным основанием для выделения двух различных аспектов темперамента – предметно-деятельностного и коммуникативного (или социального).
Исходя из этого, предлагается выделить два аспекта эргичности: предметно-деятельностный и коммуникативный, два аспекта эмоциональной чувствительности: к вещам (предметам) и к людям.
Ниже приводится общая исходная схема структуры темперамента (табл. 1), в которой обобщены вышеизложенные теоретические представления. В средней части рисунка изображены четыре иерархически последовательных блока функциональной системы П. К. Анохина (афферентный синтез, программирование, исполнение, обратная связь). В верхней и нижней частях схемы – два типа взаимодействия: субъет-объектный (S – > О) – предметный или деятельностный и субъект-субъектный (S – > S) – социальный или коммуникативный.
Таблица 1
Структура темперамента
Каждому блоку функциональной системы приписывается только одно фундаментальное свойство с двумя под измерениями – в деятельностной и коммуникативной сферах: эргичность (ЭР) и эргичность социальная (СЭР), пластичность предметная (П) и пластичность социальная (СП), скорость (темп) предметная (Т) и скорость (темп) социальная (СТ), эмоциональная чувствительность предметная (ЭМ) и эмоциональная чувствительность социальная (СЭМ).
Таким образом, основу ОСТа составляет теоретическая модель темперамента, в которой гипотетически выделяются восемь относительно независимых латентных переменных свойств, обладающих разной степенью индивидуальной выраженности или интенсивности.
Содержание шкал. Каждая из восьми шкал рассматривается как континуум темпераментального свойства в баллах от 0 до 12 и может быть охарактеризована биполярно по крайним значениям континуума:
низкие значения свойства (0–3 балла) | высокие значения свойства (9–12 баллов) | ||||||
Эргичность предметная (ЭР): | |||||||
узкая сфера деятельности, низкий жизненный тонус, нежелание умственного и физического напряжения, отлынивание от работы, пассивность, гипоактивность | широкая сфера деятельности, жажда деятельности, постоянное стремление к напряженному умственному и физическому труду, избыток сил, высокая работоспособность, гиперактивность | ||||||
Эргичность социальная (СЭР): | |||||||
узкий круг контактов, замкнутость, социальная пассивность, уход от социальных мероприятий, трудность в общении | широкий круг контактов, открытость, тяга к людям, общительность, жажда социальных контактов, стремление к лидерству, легкость в установлении социальных связей | ||||||
Пластичность предметная (П): | |||||||
вязкость мышления, предпочтение стереотипных форм деятельности, склонность к монотонной работе, избегание разнообразия форм работы | гибкость мышления, легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности | ||||||
Пластичность социальная (СП): | |||||||
трудность вступления в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддержанию узкого круга социальных контактов, сдержанность в общении Темп предметный (Т): | легкость вступления в новые социальные контакты, широкий набор коммуникативных программ, коммуникативная импульсивность, легкость переключения в процессе общения, расторможенность в общении | ||||||
замедленность психомоторики, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности | высокий темп поведения, большая психомоторная скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, легкость движений | ||||||
Темп социальный (CT). речевая заторможенность, медленная вербализация, низкая речедвигательная активность | легкость и плавность речи, высокая речедвигательная активность, быстрая вербализация | ||||||
Эмоциональная чувствительность предметная (ЭМ): | |||||||
низкая чувствительность (безразличие) к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия; ощущение спокойствия, уверенности в себе при выполнении любого дела, нечувствительность к неудачам, отсутствие тревоги, беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения работы (задания и т. д.) | высокая чувствительность к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и реальным результатом этого действия; постоянное ощущение неполноценности продукта своей деятельности, высокое беспокойство, неуверенность, тревога по поводу работы, высокая чувствительность к неудачам по работе, учебе и т.д. | ||||||
Эмоциональная чувствительность социальная (СЭМ): | |||||||
безразличие к неудачам в общении, ощущение спокойствия и уверенности в себе в процессе социального взаимодействия, эмоциональная «тупость» к людям | высокая чувствительность к неудачам в общении, постоянное ощущение беспокойства, неуверенности, тревоги в процессе социального взаимодействия, высокая эмоциональная ранимость | ||||||
Контрольная шкала | |||||||
адекватное восприятие своего поведения | неадекватная оценка своего поведения; желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле. (Испытуемые с высокими значениями по шкале К из обработки исключаются.) | ||||||
Темпераментальные индексы и типы.Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учитывать не только значения того или иного отдельного темпераментального свойства, отражающие различную степень интеграции свойств темперамента.
Исходя из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОСТа, нами предложены следующие 10 индексов темперамента человека:
1. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ):
ИОЭ = ЭИ + СЭМ
2. Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД):
ИЭД = ЭМ - СЭМ
3. Индекс общего темпа (ИОТ):
ИОТ = Т + СТ
4. Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/):
ИУГ(П) = ЭР + П
5. Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ/С/):
ИУГ(С) = СЭР + СП
6. Индекс предметной активности (ИПА):
ИПА = ЭР + П + Т
7. Индекс социальной активности (ИСА):
ИСА = СЭР + СП + СТ
8. Индекс общей активности (ИОА):
ИОА = ИПА + ИСП
9. Индекс активности дисбаланса (ИАД):
ИАД = ИПА + ИСА
10. Индекс адаптивности (ИА):
ИА = ИПА - ИОЭ + ИСА
На основании вышеописанных темпераментальных индексов, в принципе, можно выделить довольно большое количество вариантов или типов темперамента. Классификация этих типов – дело будущих научных исследований, однако уже сейчас ориентировочно можно говорить о возможных четырех наиболее крайних комбинациях свойств темперамента с учетом наиболее обобщенных индексов эмоциональности (индекс 1, ИОЭ) и общей активности (индекс 8, ИОА).
Первый тип – высокоэмоционально-активный, (высокие значения индекса 1 и индекса 8). Данный тип близок к типу холерика по классической терминологии.
Второй тип – высокоэмоционально-пассивный (высокие значения индекса 1 и низкие значения индекса 8). Данный тип напоминает тип меланхолика.
Третий тип – низкоэмоционально-активный (низкие значения индекса 1 и высокие значения индекса 8). Этот тип сходен с типом сангвиника по классической терминологии.
Четвертый тип – низкоэмоционально-пассивный (низкие значения индекса 1 и низкие значения индекса 8). Четвертый тип несколько напоминает классический тип флегматика.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Инструкцияиспытуемому: Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «да», поставьте крестик (или галочку) в графе «да». Если Вы выбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «нет».
Вопросы:
1. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?
2. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-нибудь?
3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?
4. Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
5. Легко ли Вам одновременно делать очень много дел?
6. Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая включиться в разговор?
7. Подвижный ли Вы человек?
8. Нравится ли Вам быстро бегать?
9. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?
10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?
11. Сильно ли Вы переживаете неполадки в работе?
12. Часто ли Вы испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?
13. Ранимый ли Вы человек?
14. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?
15. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
16. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?
17. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?
18. Легко ли Вам общаться с разными людьми?
19. Легко ли Вам переключаться с одного варианта решения задачи на другой?
20. Вам обычно легко выполнять дело, требующее мгновенных реакций?
21. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?
22. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной темы на другую во время разговора?
23. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?
24. Трудно ли Вам говорить очень быстро?
25. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?
26. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
27. Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?
28. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?
29. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких к Вам людей?
30. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
31. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?
32. Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?
33. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?
34. Легко ли генерируете новые идеи, связанные с работой?
35. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?
36. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?
37. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?
38. Любите ли Вы сидячую работу?
39. Быстры ли у Вас движения рук?
40. Разговорчивый ли Вы человек?
41. Вы обычно говорите свободно, без запинок?
42. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение оттого, что сорвалось запланированное Вами дело?
43. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши личные недостатки?
44. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
45. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
46. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственности?
47. Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно ?
48. Легко ли Вам внести оживление в компанию?
49. Любите ли Вы бывать в большой компании?
50. Вам обычно трудно переключить внимание с одного дела на другое?
51. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?
52. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?
53. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?
54. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?
55. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?
56. Много ли в Вашей речи длительных пауз?
57. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?
58. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?
59. Испытываете ли чувство обиды оттого, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?
60. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание, независимо от того, удобно Вам это или нет?
61. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?
62. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?
63. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?
64. Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?
65. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?
66. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?
67. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?
68. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?
69. Любите ли Вы играть в быстром темпе?
70. Быстро ли Вы читаете вслух?
71. Беспокоит ли вас чувство неуверенности в себе в процессе выполнения работы?
72. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?
73. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?
74. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?
75. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
76. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?
77. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?
78. Испытываете ли Вы тягу к людям?
79. Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?
80. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?
81. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?
82. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?
83. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?
84. Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?
85. Нравится ли Вам быстро говорить?
86. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?
87. Склонны ли Вы преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с работой?
88. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?
89. Вы иногда сплетничаете?
90. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам не нравятся?
91. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?
92. Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?
93. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?
94. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?
95. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?
96. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?
97. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?
98. Предпочитаете ли Вы работать медленно?
99. Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?
100. Устаете ли Вы, когда приходится долго говорить?
101. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок в работе?
102. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе, которые Вами допущены?
103. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?
104. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?
105. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?
Обработка полученных данных.Перед обработкой необходимо убедиться, что ответы даны на все вопросы. Для подсчета баллов используется стандартный шаблон-ключ, специально изготовленный заранее. Шаблон-ключ накладывается на бланк, и подсчет баллов производится путем суммирования количества совпадений ответов с ключом. Каждое совпадение оценивается в 1 балл. Полученная сумма баллов для каждой шкалы записывается в соответствующую графу на бланке. Кроме того, в бланке обязательно фиксируется Ф. И. О., возраст испытуемого, а также образование, специальность и дата проведения исследования. Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 7 баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в силу чрезмерной социальной желательности, адекватно оценивать свое поведение.
Ключи к пунктам ОСТа:
Шкалы | Да | Нет |
Эргичность (ЭР) | 1, 2, 16, 31, 46, 47 | 32, 76, 92 |
Социальная эргичность (СЭР) | 17, 18, 48, 49, 63, 77, 78 | 3, 33, 64, 79, 93 |
Пластичность (П) | 4, 5, 19, 20, 34, 65, 66, 80, 94, 95 | 35, 50 |
Социальная пластичность (СП) | 6, 21, 22, 36, 51, 52, 81, 84 | 37, 67, 82, 96 |
Темп (Т) | 7, 8, 23, 39, 54, 68, 69,84 | 38, 53, 83, 98 |
Социальный темп (СТ) | 25, 40, 41, 55, 70, 85 | 9, 10, 24, 56, 99, 100 |
Эмоциональность (ЭМ) | 11, 12, 26, 27, 42, 57, 71, 72, 86, 87, 101, 102 | |
Социальная | 13, 14, 28, 29, 43, 58, | |
эмоциональность (СЭМ) | 59, 73, 74, 88, 103, 104 | |
Контрольная шкала (К) | 44, 60, 105 | 15, 30, 45, 75, 89, 90 |
Тест-опросник Стреляу (адаптация Н. Р. Даниловой, Ф. Г. Шмелева). Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.
Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из трех возможных вариантов ответа: «да», «?» (затрудняюсь ответить), «нет».
Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией и перечнем вопросов, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся «крестики» в одну из трех возможных позиций, соответствующую варианту ответа.
Список вопросов с ключами:
1. Легко ли Вы сходитесь с людьми? (Ключ = 3)
2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до тех пор, пока не получите соответствующего распоряжения? (2)
3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы? (1)
4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях? (1)
5. Воздерживаетесь ли Вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов? (2)
6. Легко ли Вам втянуться в работу после длительного перерыва, например после отпуска или каникул? (3)
7. Забываете ли Вы об усталости, если работа вас полностью «поглощает»? (1)
8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? (2)
9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня? (3)
10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят? (2)
11. Легко ли Вы возвращаетесь к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев? (1)
12. Умеете ли Вы терпеливо объяснять? (2)
13. Любите ли Вы работу, требующую умственного напряжения? (1)
14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость? (3)
15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний? (1)
16. Способны ли Вы, когда требуется, воздержаться от проявления своего превосходства? (2)
17. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение? ( – 2)
18. Ведете ли Вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? (1)
19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты? (1)
20. Умеете ли Вы, когда требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? (3)
21. Охотно ли Вы беретесь за ответственную работу? (1)
22. Влияет ли обычно окружение на Ваше настроение? (3)
23. Способны ли Вы стойко переносить поражения? (1)
24. Разговариваете ли Вы в присутствии кого-то, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? (1)
25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в вашем распорядке дня? ( – 3)
26. Есть ли у Вас на все готовые ответы? (3)
27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важного для себя решения (например, результаты экзаменов, поездка за границу)? (2)
28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска, каникул и т. п. ? (3)
29. Обладаете ли Вы так называемой «быстрой реакцией»? (3)
30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть людей более медлительных? (2)
31. Быстро ли Вы засыпаете? (3)
32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, семинарах? (1)
33. Легко ли Вам испортить настроение? (3)
34. Трудно ли Вам оторваться от работы? ( – 2)
35. Умеете ли Вы воздержаться от работы, если это мешает другим? (2)
36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо? ( – 2)
37. Легко ли Вы срабатываетесь с людьми? (2)
38. Всегда ли Вы, когда Вам предстоит что-нибудь важное, обдумываете свои поступки? (2)
39. В состоянии ли Вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? (1)
40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиками? (3)
41. Воздерживаетесь ли Вы от ненужного спора с человеком, который неправ? (2)
42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? (3)
43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? (3)
44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы? (3)
45. Можете ли Вы работать ночью, если работали днем? (1)
46. Быстро ли Вы читаете беллетристику? (3)
47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия? (–1)
48. Умеете ли Вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? (2)
49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда? (3)
50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной реакции? (2)
51. Трудно ли Вам работать при шуме? (–1)
52. Умеете ли Вы, когда необходимо, воздержаться от того, чтобы «резать правду-матку»? (2)
53. Успешно ли Вы справляетесь с волнением перед экзаменом, встречей с начальником? (2)
54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде? (3)
55. Любите ли Вы частые перемены? (3)
56. Восстанавливает ли Вам силы ночной отдых, после того как Вы тяжело работали весь день? (1)
57. Избегаете ли Вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? ( – 3)
58. Самостоятельно ли Вы обычно боретесь с трудностями? (1)
59. Перебиваете ли вы собеседника? ( – 2)
60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего? (1)
61. В состоянии ли Вы напряженно работать (заниматься)? (1)
62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний? (2)
63. Имеет ли для Вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т. п.? ( – 3)
64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому? (3)
65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение? (2)
66. Легко ли Вы преодолеваете препятствия? (1)
67. Не заглядываете ли Вы в чужие письма, вещи? ( – 2)
68. Скучно ли Вам во время всегда одинаково протекающих действий, занятий? (3)
69. Соблюдаете ли Вы правила поведения в общественных местах? (2)
70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляции? (2)
71. Любите ли Вы оживленную обстановку? (3)
72. Любите ли Вы деятельность, требующую определенных усилий ? (1)
73. В состоянии ли Вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи? (1)
74. Любите ли Вы занятия (работу), требующую быстрых движений? (3)
75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? (2)
76. Встаете ли Вы, если нужно, сразу после того, как проснулись? (3)
77. Способны ли Вы, если требуется, закончив порученную Вам работу, терпеливо ждать, пока не окончат свою работу другие? (2)
78. В состоянии ли Вы, после того как увидите что-либо неприятное, действовать столь же четко, как обычно? (1)
79. Быстро ли Вы просматриваете ежедневные газеты? (3)
80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять? (3)
81. Можете ли Вы, не выспавшись, нормально работать? (1)
82. В состоянии ли Вы работать длительное время без перерыва? (1)
83. В состоянии ли Вы работать, если у Вас болит голова, зуб и т. п.? (1)
84. В состоянии ли Вы, если это необходимо, спокойно кончить работу, зная, что Ваши товарищи развлекаются или ждут Вас? (2)
85. Отвечаете ли Вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы? (3)
86. Говорите ли Вы обычно быстро? (3)
87. Можете ли Вы спокойно работать, если ждете гостей? (2)
88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? (3)
89. Терпеливы ли Вы? (2)
90. Умеете ли Вы приспособиться к ритму работы более медленного человека? (2)
91. Умеете ли Вы так спланировать работу, чтобы одновременно выполнять несколько совместных действий? (3)
92. Может ли веселая компания изменить Ваше подавленное настроение? (3)
93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? (3)
94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице? (1)
95. Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? (3)
96. Сохраняете ли Вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких Вам людей? (2)
97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных ситуациях? (1)
98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой и незнакомой компании? (1)
99. Можете ли Вы сразу же прервать разговор, если это требуется? (2)
100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других? (3)
101. Любите ли Вы часто менять род работы? (3)
102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, если случается что-либо из ряда вон выходящее? (1)
103. Воздерживаетесь ли Вы от неуместных улыбок? (2)
104. Начинаете ли Вы сразу работать интенсивно? (3)
105. Решаетесь ли Вы выступить против общепринятого мнения, если Вам кажется, что Вы правы? (1)
106. В состоянии ли Вы преодолеть временную депрессию? (1)
107. Засыпаете ли Вы с трудом, сильно устав от умственного труда? ( – 1)
108. В состоянии ли Вы спокойно ждать, например в очереди? (2)
109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? (2)
110. В состоянии ли Вы спокойно аргументировать во время резкого разговора? (2)
111. В состоянии ли Вы мгновенно реагировать в сложных положениях? (3)
112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят? (2)
113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? (1)
114. Умеете ли Вы интенсивно работать? (1)
115. Охотно ли Вы меняете места развлечений и отдыха? (3)
116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? (-3)
117. Спешите ли Вы на помощь в несчастных случаях? (1)
118. Воздерживаетесь ли Вы от нежелательных выкриков и жестов на спортивных матчах, в цирке и т. п.? (2)
119. Любите ли Вы работу (занятие), требующую частых разговоров с разными людьми? (3)
120. Владеете ли Вы своей мимикой? (2)
121. Любите ли Вы работу, требующую частых энергичных движений? (1)
122. Считаете ли Вы себя смелым? (1)
123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации? (–1)
124. Умеете ли Вы преодолевать уныние, вызванное неудачей? (1)
125. Если Вас об этом просят, в состоянии ли Вы длительное время стоять (сидеть) спокойно? (2)
126. В состоянии ли Вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? (2)
127. Легко ли Вы переходите от печали к радости? (3)
128. Легко ли Вас вывести из себя? ( – 2)
129. Соблюдаете ли Вы без труда обязательные в Вашей среде правила поведения? (2)
130. Любите ли Вы выступать публично? (1)
131. Приступаете ли Вы обычно к работе быстро, без длительной подготовки? (3)
132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью? (1)
133. Энергичны ли Вы в движениях? (1)
134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу? (1)
Процедура подсчета тестовых баллов. Каждый пункт относится к одной из трех шкал:
45 – к первой шкале,
44 – ко второй шкале,
45 – к третьей.
Большинство вопросов по каждой шкале являются «прямыми» – в пользу высокого балла по шкале говорит ответ «да». Но есть также и «обратные» пункты – в этом случае в ключе перед номером шкалы стоит знак « –». При подсчете суммарного балла удобно использовать трафарет с прорезями, соответствующими ключу по шкалам. При наложении трафарета на ответный лист попадание крестика в прорезь крайней позиции засчитывается как балл «2», при попадании в позицию «?» начисляется балл «1».
Тестовые нормы. «Сырой» балл по каждой шкале сравнивается с диагностическими статическими границами:
где М – среднее отклонение нормативной выборки,
S – стандартное отклонение.
Значения средних и стандартных отклонений:
Шкала | М | S |
Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) педагога (анкета НПУ: «Прогноз»). Методика предназначена для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 мин ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов позволит уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Инструкция испытуемому.Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».
На выполнение задания отводится 30 мин.
1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что я сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
11 Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей – это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я люблю сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
60. Я человек нервный и легковозбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя устало.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы; переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризным и раздражительным.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
83. У меня были приводы в милицию.
84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.
Обработка результатов:
Шкала искренности | Шкала нерво-психической устойчивости | |
Нет (-) | Да (+) | Нет (-) |
1, 4, 6, 8, 9, | 3, 5, 7, 10, 15, 20, 26, 27, 29, | 2, 12, 13, 14, |
11, 16, 17, 18, | 32, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 44, | 19, 21, 23, 24, |
22, 25, 31, 34, | 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, | 28, 30, 38, 39, |
36, 43 | 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, | 46, 54, 55, 58, |
66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, | 61, 68 | |
75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84 |
Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».
Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»:
Баллы | Заключение и рекомендации |
29 и более | Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога |
14–28 | Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности |
13 и менее | Нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ |
Методика определения группы НПУ:
Оценка по 10-балльной шкале | Сумма ответов по шкале НПУ | НПУ (группа) | Прогноз |
5 и менее | Высокая | Благоприятный | |
« | « | ||
7–8 | Хорошая | « | |
9–10 | « | « | |
11 – 13 | « | « | |
14–17 | Удовлетворительная | « | |
18–22 | « | « | |
23–28 | « | « | |
29–32 | Неудовлетворительная | Неблагоприятный | |
33 и более | « | « |
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
В психологическом исследовании учителя одной из первых возникает задача определения индикаторов, характеристик, которые фиксируют профессионально значимые особенности личности педагога, проявляющиеся в его деятельности. Данная проблема является особо актуальной в отношении данной профессии, так как компоненты, характеризующие личность учителя, обеспечивают выполнение им его профессиональных функций и дают определенные преимущества воспитателя над воспитанником.
Большинство разработанных психологических концепций строения личности выглядят излишне сложными: большинство из них сводится к тому, что в личности, как в микрокосме, все компоненты представлены в нерасчленимой, неразложимой целостности. Субъективное и объективное спаяны, сплетены в духовной целостности человека, и невозможно определить, какая из сторон является ведущей. Не останавливаясь на содержательных моментах, отметим, что если собрать воедино все перечни личностных свойств учителя, сформировавшиеся во всех психологических дисциплинах, то получится весьма длинный список.
В рамках педагогики чаще всего решение данной проблемы ограничивается задачей выявить те личностные качества, которые являются типичными для представителей педагогической профессии, с тем чтобы на их основе осуществить профессиональный отбор, профессиональную подготовку. Еще в 1929 г. С. М. Фридман, отмечая неразработанность вопроса о выявлении и изучении качеств педагога, писал: «Вопрос об анализе изучения особенностей и тех качеств, которыми должен обладать педагог, вопрос о выработке способов получения этих качеств именно из имеющейся в наличии рабочей силы – есть основная задача, без решения которой не удается обеспечить просветительные учреждения необходимой рабочей силой» [214]. В созданные им бланки оценки труда педагога С. М. Фридман включил специальный раздел педагогических свойств личности. Сюда входят: академическая подготовка; педагогическая подготовка; сведения по отдельным предметам; подход к детям; интерес к жизни учащихся; товарищество и верность; интерес к педагогике; ежедневная подготовка к урокам; развитие речи и т. д. Большинство из них являются вполне объективными показателями, которые можно непосредственно использовать в практике педагогической деятельности.