Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило

1. Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

2. Трудности в обучении, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями:

- барьеры в передаче и получении знаний, так как от них ожидается одинаковый темп и один и тот же образ мышления

- неадекватное отношение со стороны учителей, которые считают, что им не место в общеобразовательной школе или просто не имеют знаний и навыков работы с такими детьми

- являются объектами издевательства и задирства со стороны остальных, так как стереотипы и предрассудки никак не искореняются средствами массовой информации и обществом в целом.

- неадекватное отношение со стороны родителей, которые их чрезмерно опекают, либо дети не чувствуют на себе отношения как к детям.

- проблемы при проведении экзаменов и выставлении оценок, так как существующая практика не учитывает различные потребности детей.

-проблемы доступа в здания, которые были построены без учета их потребностей.

- барьеры в системе коммуникаций, которая не адаптирована, к примеру, на языке Брайля, аудиопленке, языке жестов или символов.

3. Технология работы основывается на том, чтобы:

• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;

• начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;

• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;

• использовать различные средства, « обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;

• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;

• особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;

• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;

• дифференцировать каждый из возрастных периодов;

• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие трудности испытывают дети с особыми образовательными потребностями?

2. Охарактеризуйте технологию работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Наши рекомендации