Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило
1. Дети с особыми образовательными потребностями - новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним. Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины "аномальные дети", "дети с нарушениями в развитии", "дети с отклонениями в развитии" и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека. Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
2. Трудности в обучении, с которыми сталкиваются дети с особыми образовательными потребностями:
- барьеры в передаче и получении знаний, так как от них ожидается одинаковый темп и один и тот же образ мышления
- неадекватное отношение со стороны учителей, которые считают, что им не место в общеобразовательной школе или просто не имеют знаний и навыков работы с такими детьми
- являются объектами издевательства и задирства со стороны остальных, так как стереотипы и предрассудки никак не искореняются средствами массовой информации и обществом в целом.
- неадекватное отношение со стороны родителей, которые их чрезмерно опекают, либо дети не чувствуют на себе отношения как к детям.
- проблемы при проведении экзаменов и выставлении оценок, так как существующая практика не учитывает различные потребности детей.
-проблемы доступа в здания, которые были построены без учета их потребностей.
- барьеры в системе коммуникаций, которая не адаптирована, к примеру, на языке Брайля, аудиопленке, языке жестов или символов.
3. Технология работы основывается на том, чтобы:
• на ранних стадиях с помощью медико-психологической и социально-педагогической диагностики выявить первичное нарушение в развитии;
• начать применять специальное обучение и психолого-педагогическую поддержку сразу же после диагностики;
• проводить абилитацию и реабилитацию по индивидуальной программе;
• использовать различные средства, « обходные пути» в обучении, применять такое содержание, которое не включается в образование обычного ребенка;
• регулярно контролировать, проводить мониторинг хода развития в процессе абилитации и реабилитации;
• особым образом организовать образовательную среду и жизненное пространство, адекватное нарушению;
• интегрировать усилия семьи и специалистов, участие окружающих взрослых в процессе абилитации и реабилитации;
• дифференцировать каждый из возрастных периодов;
• пролонгировать образование с выходом за рамки школьного возраста.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Какие трудности испытывают дети с особыми образовательными потребностями?
2. Охарактеризуйте технологию работы с детьми с особыми образовательными потребностями.