Бумага – войлок, состоящий из размельченных растительных волокон, имеющих вид листов толщиной от 0,02 до 0,3 мм, разных размеров и оттенков цвета. 3 страница
Перед составлением композиции из элементов хохломской росписи надо рассмотреть изделие. Выбрав понравившиеся элементы, сделать с них карандашный набросок. Затем приступить к выполнению аппликации.
2.3.Изготовление канта полумесяцем:
Подготовленные формы желтой ягодки и желтых листиков наклеивают на бумагу черного цвета и срезают кант полумесяцем. См. таблицу 14. Подготовленные формы наклеивают на фон.
Другой вариант выполнения канта полумесяцем (рис. 41): заготавливают круги разного размера – большой, средний и маленький. К одной точке края большого круга наклеивают средний, а в средний – маленький круг к этой же точке. Цвет кругов может быть контрастным или с мягким переходом тонов одного цвета. Подбор тона достигается приложением различной цветной бумаги с целью нахождения такого сочетания, при котором подобранные цвета наилучшим образом гармонируют друг с другом, объединяются с общей цветовой гаммой и фоном.
2.4.Декоративно-орнаментальные композиции с кантом:
Декоративно-орнаментальные композиции могут быть выполнены на различных геометрических формах: полосе, прямоугольнике, квадрате, круге, овале и т.д.
Декоративно-орнаментальные композиции, выполненные аппликацией с кантом, получаются более выразительными, более броскими, четкими.
Задания для самопроверки:
1. Что такое «кант»?
2. Назовите алгоритм при выполнении симметричной аппликации.
Ответы:
1. Кант - украшение изображения обрамляющей полоской.
2. Алгоритм при выполнении симметричной аппликации следующий: полоску бумаги складывают гармошкой, затем рисуют половину одного или двух изображений, вырезают. Получаются изображения сразу нескольких предметов, соединенных между собой.
Литература:Гусакова М.А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1982.
Суховская Л.Г., Грибовская А.А. Аппликация в детском саду. - М., 1984.
Тема:ОРНАМЕНТЫ
План:
1. Виды орнаментов и особенности их построения.
2. Знакомство дошкольников с изображением окружающей действительности в народной символике орнамента.
3. Реализация дидактических принципов обучения в методике работы с дошкольниками над темой «Орнаменты».
1.Виды орнаментов и особенности их построения.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих элементов. Орнамент может изображать конкретные формы – листочки, цветы, насекомых, птиц-с большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы-прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.
Основным источником создания орнамента всегда была природа. Орнамент может компоноваться из одного декоративного элемента (простой мотив) или нескольких. Содержание орнаментов народные художники черпают из реальной жизни. Но они ее не просто копируют: отталкиваясь от конкретного образа (цветка, птицы, животного), перерабатывают его в декоративные формы. Например, в орнаментах народов, живущих на севере, встречаются декоративные ветки березы, сосны, ели, листья и ягоды рябины, фигуры оленя; на Украине – подсолнухи, кукуруза, колосья злаков, петухи; в Армении, Грузии – завитки листьев и плоды винограда; в Киргизии – завитки рогов животных; в Узбекистане – цветы и листья хлопка. Для создания национальных орнаментов используют растительные, животные, геометрические формы. При оформлении национальных орнаментов целесообразно использование приемов подклеивания канта, раздвигание узора по разрезам. Они облегчают и ускоряют работу по оформлению орнаментов.
По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, животные, символические, комбинированные и др. Все украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты классифицируют по трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
1.1.Орнамент на полосе:
По форме орнаменты бывают бесконечные и замкнутые.
Бесконечный орнамент имеет форму ленты, располагающейся в одном направлении - в вертикальном или горизонтальном, например орнамент на обоях, тканях, кайме, фризе, бордюре. Узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением, называют ленточным. Как составляется бесконечный орнамент? Приготовленную для орнамента полосу разбивают на равные квадраты или прямоугольники. Деление обозначают пунктирными линиями, которые потом стирают. Затем каждую часть полосы заполняют повторяющимися, т.е. ритмическими, элементами узора, которые вырезают заранее. Эти элементы должны быть одинаковыми по размеру, цвету, форме. Четкое чередование одного и того же элемента узора называется ритмической единицей. Узор в орнаменте может быть как монохромным, так и полихромным. Таблица 15. Применяют ленточный орнамент в оформлении статичных поверхностей (стены жилых домов, групповых комнат детского сада) или предметов, участвующих в смешанном движении (ковровые дорожки). Широко применяется ленточный орнамент в украшении одежды в виде вышитого воротника, края рукава, нижнего края платья, головной повязки, шарфа.
1.2.Орнамент на квадрате:
Орнамент на квадрате является примером замкнутого орнамента и может располагаться по краям его сторон (рис.44); по углам квадрата (рис.45) или в центре квадрата (рис.46). Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Если орнамент нанести только на края и углы головного платка, узор усилит значение границ, вызовет ощущение уменьшения поверхности и выделит середину как свободное поле. Одноцветная спокойная поверхность середины платка подчеркнет светотенью объемность округлой формы головы человека, а узорчатые многоцветные края окружат ее со всех сторон нарядной рамкой. Замкнутый орнамент применяют для украшения скатертей, салфеток, тарелок, наличников оконных и дверных проемов и прочих рамок. Орнамент, помещенный в середину поверхности, выделяет эту середину, привлекает к ней внимание, тогда как поля остаются вне поля зрения, что зрительно увеличивает размер поверхности. Для усиления целостности вещи ее поверхность лучше украсить орнаментом, заполняющим середину и края. Это применяют в ковровых изделиях, в орнаментации полов, плафонов, которые придают интерьеру равновесие, устойчивость. Еще больше усиливается целостность формы вещей, когда вся их поверхность покрывается сплошным орнаментом без свободного поля.
По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения – эмблемы, гербы, знаки.
1.3.Орнамент на круге:
На круге допустимо расположение орнамента по краю, как кайма или в центре круга. Составляя декоративные композиции, необходимо избегать многообразия цветов, чтобы не было пестроты.
В узоре с кантом на круге могут быть использованы четыре цвета: черный, белый, бордовый и охра. Начинают работу с заготовки всех декоративных элементов: рисуют и вырезают бордовые цветы с белым кантом, лепестки и стебли цвета охры, три круга (большой–белого цвета, средний-бордового цвета, маленький-цвета охры). Для фона вырезают большой черный или белый круг. Узор строится от центра круга по радиусам. На черный круг наносят белым карандашом восемь радиусов, чтобы легче было равномерно наклеивать приготовленные декоративные элементы. Наклеивание начинают с восьми стебельков, середину заклеивают тремя концентрическими кругами. На конце каждого стебелька помещают бордовый цветок с белым кантом, по обе стороны от стебелька – листочки. На середину цветков наклеивают кружки цвета охры.
1.4.Орнамент на овале:
В декоративной композиции можно сочетать сразу несколько приемов выполнения аппликации. Проследим, как это делается на овальной форме. Например, большой и маленький перец при наклеивании раздвинуть по намеченным разрезам: светло-сиреневый бутон оформить темно-сиреневым кантом полумесяцем; белые цветы сделать с прорезами, сердцевину наклеить оранжевую; декоративный лист-голубой с темно-голубым кантом; большой круг вырезать белым, а следующий за ним, меньшего размера-светло-сиреневым. Наклеить их к одной точке, чтобы получился полумесяц; мелкие лепестки и все стебли могут быть цвета охры, а декоративный лист-темно-голубым. Все эти вырезки наклеивают на овал темно-фиолетового цвета. Нарядным выглядят буквы, цифры, виньетки, оформленные кантом.
1.5.Сетчатый орнамент:
Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение в двух направлениях. Сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Его часто применяют при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. Орнаментация пола, стен и потолка осуществляется в виде мозаики, ковров, обоев и драпировок. Его используют и в оформлении одежды - он усиливает пластику движения человеческой фигуры.
Задание на дом:Подбор интересного материала об использовании орнамента в народном искусстве и адаптация его для восприятия детьми дошкольного возраста.
Задания для самопроверки:
1. Что такое «орнамент»?
2. Перечислите виды орнаментов.
3. Что называют «ритмической единицей»?
Ответы:
1. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих элементов.
2. Все орнаменты классифицируют по трем основным формам: замкнутый, ленточный и сетчатый.
3. Четкое чередование одного и того же элемента узора называется ритмической единицей.
Литература: 1.Богатеева З. Аппликация по мотивам народных орнаментов; – М.: Просвещение, 1986.
2..Гусакова М. Аппликация. .-М.: Просвещение, 1982.
Тема:СИЛУЭТНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ
План:
1.Технология вырезания ножницами симметричных и ассиметричных изображений.
2.Методика работы с детьми дошкольного возраста по обучению силуэтному вырезыванию.
3.Художественное оформление силуэтных изображений.
1.Технология вырезания ножницами симметричных и ассиметричных изображений.
Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т.д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую. При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.
Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием и получил название силуэтного вырезания.
Искусство силуэта имеет давние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени – силуэты. Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в творчестве многих известных художников, таких, как Ф.П.Толстой, А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Б.М.Кустодиев и др. Художники понимали и отмечали, что «разговор с детьми при помощи силуэта – предметный, решительный и краткий, как лозунг». Некоторая условность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ребенком как реальность. «Именно потому, что силуэт – обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено…» См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта. – Л.: Художник РСФСР, 1970. Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения. Большой интерес представляют силуэты для теневого театра.
2.Методика работы с детьми дошкольного возраста по обучению силуэтному вырезыванию.
Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И.Л.Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами» и т.д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки.
Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статистического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.
В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.
Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта, Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.
В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания. К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых форм к более сложным. Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, Носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей и др. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки – с другой. Первоначально надо определить расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты.
При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.
Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребенка правильно использовать материал, действовать ножницами в определенном порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщенной формы к более дробному отображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счет более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.
По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и др. при выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника – полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки.
При вырезании силуэтов предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала надо выбрать форму заготовки, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте. Затем следует определить расположение и отметить части. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.
Размер и форма бумаги для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы, нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8х10 или 6х8. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.
Вырезанию силуэтов птиц и зверей должны предшествовать занятия, на которых дети учатся создавать обобщенные образы по типу народных игрушек. Здесь внимание ребенка надо направить на отображение в аппликации самого характерного для данного вида. Например, чтобы передать образ кошки, достаточно выделить горизонтальное положение туловища, голову с треугольными ушами и приподнятый хвост.
При создании таких аппликаций можно менять окраску и размер бумаги, дополнять образцы декоративными наклейками, росписями, используя орнаментальные мотивы народных промыслов. Так, воспитатель может продемонстрировать образцы русского народного декоративно-прикладного искусства, отличающиеся многообразием форм и узорного убранства. Декоративное оформление делает образы особенно яркими и нарядными, что придает некоторую сказочность, фантастичность облику многих народных изделий. Таковы игрушки, созданные мастерами Дымково, Филимонова, Каргополя, предметы с хохломской, Городецкой, северодвинской росписью, вышивки Калининской Архангельской, Новгородской областей, кружева Вологды, Ельца.
Дети дошкольного возраста могут изображать в аппликациях силуэты птиц по типу дымковской и филимоновской игрушки, хохломской и Городецкой росписи В них дана обощенная трактовка строения птиц, напоминающих воробья, утушку, петуха, голубя. Для таких аппликаций, как и в предыдущих примерах, вырезают общий контур, а потом наклеивают мелкие детали в соответствии с силуэтом на цветной фон и дополнительно оформляют узорной росписью или аппликацией. Например, черный или желтый силуэт утушки расписывают мотивами ягод, травки, сочетая красные, зеленые, желтые краски. Силуэты дымковской игрушки вырезают из белой бумаги и украшают разноцветными полосками, точками, кругами. Силуэты филимоновских изделий вырезают из белой или желтой бумаги и украшают горизонтальными и вертикальными полосками, елочками, розетками в сочетаниях малинового, синего, зеленого цветов. Птицу типа голубя вырезают из голубой или светло-малиновой, розовой бумаги, а потом украшают ее точками, повторяющимися штрихами, плавно изгибающимися линиями, кружочками яркого тона с былыми оживками. Затем эту форму наклеивают на желтую или бледно-зеленую бумагу в форме разделочной доски или круглого панно и дополнительно оформляют цветочной гирляндой с мотивами купавки, розана с зелеными листьями, веточками.
В процессе вырезания силуэтов птиц по мотивам народного творчества совершенствуется согласованная работа рук и глаз ребенка. Он учится изображать предмет слитным движением, не отрывая ножниц при изменении направления контура фигуры. На этой основе можно усложнить очертания аппликации, научить детей отражать конкретные признаки снегиря, голубя, зяблика и др. При этом надо уточнять не только силуэт птицы, но и такие детали, как крылья, ноги, глаза, хохолок, используя для них подходящую по цвету бумагу. У снегиря вырезают более толстый клюв, а хвост опускают ниже, потом делают разноцветные наклейки из черной, красной и белой заготовки, выделяя грудь и другие детали. Изображая варакушку, грудь птицы передают более выпукло, а хвост приподнимают кверху. На груди вырезают красивое украшение из вписанных друг в друга полукружий разного размера и цвета (сочетают оранжевые, черные, голубые тона) и наклеивают на сероватый фон.
Эту же последовательность усложнения очертаний силуэтных вырезок можно применять при изображении коня. Силуэты вырезок украшают узорами, дополнительными наклейками: уздечка, седло, качалка в виде радуги и т.д.
В процессе работы над этими аппликациями дети 6-7 лет осваивают контуры отдельных частей, учатся передавать общий силуэт знакомого образа, сказочного персонажа, включают его в сюжетно-тематические или декоративные композиции, трансформируют очертания фигур для передачи взаимосвязанного содержания, по-своему трактуют цветовое решение аппликации.
Следовательно, в процессе овладения приемами силуэтного вырезания у детей формируются как исполнительские, так и творческие способности, направленные на развитие умения более гибко и разнообразно применять усвоенные знания и навыки в своей изобразительной деятельности, оригинально комбинировать в аппликациях различные виды силуэтов, ярко и красочно оформлять их, свободно включать декоративные элементы. Так создается образ конька-горбунка, золотой рыбки, жар-птицы, золотого петушка, персонажей сказки «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.
Выполнению аналогичных заданий предшествует рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций с картин художников, диафильмов, эстампов, скульптур. Воспитатель в каждом случае должен акцентировать внимание детей на том, как по-разному изображается один и тот же объект, тем самым стимулируя и направляя творческий подход к аппликации.
Итак, путь овладения силуэтным вырезанием у дошкольников проходит в направлении от умения передавать в аппликациях обобщенный образ по типу народных игрушек к отражению реальных черт птиц, рыб и других животных и, наконец, к творческому переосмысливанию их особенностей при изображении сказочных персонажей. Внимание дошкольников переключается с техники вырезания на установление взаимосвязи между предметами и персонажами по величине, пространственному расположению на бумаге, колориту.
3.Художественное оформление силуэтных изображений.
Научившись изображать посуду простой формы, дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник), Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом – украшать ее узорами. Для этого можно использовать народную художественную керамику. Интересна посуда Гжели, Украины, республик Прибалтики, Средней Азии, Кавказа, Белоруссии.
Такое построение изображения предмета в аппликации учит ребёнка правильно использовать материал, действовать ножницами в определённом порядке в соответствии со сложившимся образом, последовательно переходя от среза обобщённой формы к более дробному изображению специфических деталей. Тем самым нарушается традиция моментности передачи силуэта. Но это нарушение оправдывается повышением качества детских вырезок за счёт более осмысленного отражения общих и конкретных признаков предмета.
По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей и т.д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяжённость фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника-полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности.) Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают.
Для вырезания силуэтов воспитатель отбирает простые и традиционные формы изделий с яркими орнаментами. Удачными будут образцы украинской народной керамики (кувшин, тыква, куманец, баклага). В верхней части используются мотивы росписи в виде отдельных цветочных декоративных форм и варианты узорных композиций, расположенных на силуэтах изделий. В одних случаях узор строится по типу декоративной ветки, в остальных обрамляет тулово поясом или вьется в виде венка по окружности куманца.
Задания для самопроверки:
1.Какой прием используется при вырезании на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами и сложными очертаниями фигур?
2. На основе какого приема рекомендуется строить обучение силуэтному вырезанию в аппликации?
3. Какие способности развиваются у детей дошкольного возраста на занятиях по выполнению силуэтного вырезания
Ответы:
1. При вырезании на глаз используется прием силуэтного вырезания, который заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета.
3. Строить обучение силуэтному вырезанию в аппликации рекомендуется на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами.
3. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей, развивает умение видоизменить форму, перевести фигуру из статистического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.
Задание на дом:Выполнение творческой работы-образца по теме.
Литература:1.Богатеева З. Занятия аппликацией в детском саду. -М.: Просвещение, 1988.
Тема:АППЛИКАЦИЯ, ВЫПОЛНЕННАЯ СПОСОБОМ ОБРЫВАНИЯ
План:
1.Методика обучения дошкольников выполнению аппликаций способом обрывания.
2.Выбор определенных видов бумаги.
3.Технология обрывания свободным способом и по контуру эскиза.
1.Методика обучения дошкольников выполнению аппликаций способом обрывания.
Для усиления выразительности некоторых образов воспитатель должен умело использовать прием обрывной аппликации. Так, дошкольники могут изобразить пушистых цыплят, мягкие почки вербы, мимозы, соцветия одуванчика, облака. Дети карандашом выполняют рисунок предмета, а затем заполняют его кусочками цветной бумаги, которую готовят следующим образом: лист бумаги разрывают на полоски, далее на кусочки, складывая их на тарелочке. Воспитатель разъясняет, что на большие предметы кусочки бумаги готовят большего размера, на маленькие – меньшего. Заранее следует подготовить бумагу необходимых цветов. Намазав клеем часть нарисованного предмета, наклеивают кусочки бумаги, равняя их по контуру и накладывая друг на друга, пушистые края смягчают переходы цветов.
2.Выбор определенных видов бумаги.
Бумагу для аппликации, выполняемой способом обрывания, следует подбирать с учетом сюжета и фактуры персонажей, а также свойств бумаги. Для передачи пушистости подойдут мягкие сорта бумаги, имеющие на разрыве ворсистый край. Например, для изображения овец, цыплят, птиц, можно использовать туалетную, бархатную бумагу, мягкий цветной картон. Гребни волн выполняют из мягкой цветной бумаги.
3.Технология обрывания свободным способом и по контуру эскиза.
Аппликации оформляют свободным способом обрывания бумаги и по контуру эскиза. Свободный способ обрывания используют там, где контур предмета не имеет четкой формы. Например, шерсть животного, пушистые цыплята, соцветия одуванчика. В этом случае кусочки бумаги приклеивают сверху вниз, путем наложения друг на друга.
Способ по контуру эскиза применяют там, где нужно передать четкую форму предмета. Для этого клеем намазывают до контура предмета и приклеивают кусочки бумаги, повторяя форму предмета.
Задание на дом: Составление композиций и выполнение аппликаций на конкретную тему.
Задания для самопроверки: