Тема 5. Образование и просвещение в странах Востока
Влияние традиций античной культуры на развитие образования и образовательных учреждений в эпоху средневековья.
Отражение господствующей религиозной идеологии и мировоззрения (индуизм, буддизм, ислам) в содержании образования и методах преподавания школ.
Развитие педагогической мысли средневекового Востока в трудах ученых-энциклопедистов Аль-Фараби (880–950гг.), Аль-Бируни (973–1048гг.), Ибн-Сины (980–1037гг.), Омара Хайяма (1048–1131гг.) и др.
* * *
В эпоху средних веков (V–ХVIIвв.) в сфере образования господствовали духовные феодалы – «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху – огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры. Написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой.
В этот период школа в содержании образования и методах преподавания отражала господствующие религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам), служа интересам духовных и светских феодалов.
Например, в Индии школы создавались при крупных храмах, в них обучались дети высших каст. В мусульманских регионах, странах Ближнего и Среднего Востока основными типами школ стали мектебы (начальная школа) и медресе (средняя религиозно-конфессиональная школа). Здесь же получали знания не только высшие духовные лица, но и поэты, писатели, философы, врачи.
Педагогическая мысль средневекового Востока была представлена замечательной плеядой ученых–энциклопедистов Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Омара Хайяма и др. Они внесли значительный вклад в мировую культуру и педагогику.
Рекомендуемая литература
1. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. – М., 1988.
Тема 6. Школа и педагогическая мысль в Западной Европе (до начала XVIIв.)
Монополия церкви на образование. Приходские, монастырские, соборные (кафедральные) школы. Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII–XIVвв. нового типа учебных заведений – цеховых и гильдейских школ. Рыцарская система воспитания как самостоятельная светская система в эпоху средневековья.
Возникновение первых университетов, их независимость от церкви, феодалов, и городской магистрации.
* * *
С установлением монополии церкви на образование в западной Европе основными типами школ стали: приходские, монастырские, соборные или кафедральные (См. табл.5).
Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в ХIII–ХIVвв. нового типа учебных заведений, призванных удовлетворять потребность в образовании городского населения – цеховых и гильдейских школ (См. табл. 6,7).
Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие в эпоху средневековья получила имеющая светский характер рыцарская система воспитания (для феодалов). Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах). Для этой системы было характерно презрение к труду, ко всем его видам, включая умственный, пренебрежение даже элементарной грамотностью, привычка жить за счет чужого труда, частое участие в воинских походах, нередко приобретавших характер грабительских набегов на соседей (См. табл. 8).
Во второй половине эпохи средневековья (ХII–ХIIIвв.) возросла потребность в повышении уровня образования. К этому времени относится возникновение первых университетов, не зависимых ни от церкви, ни от феодалов, ни от городских магистратов. Наиболее знаменитые из них Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский и др. Традиционными факультетами средневековых университетов являлись: артистический, или факультет искусств (подготовительный, на нем изучались «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка), богословский, юридический и медицинский (См. табл.9).
Рекомендуемая литература
1. Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и средневекового Востока. – М., 1988. От древнейших времен до Великой французской революции.
2. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. –Ч.1.
3. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2т. – М., 1994. – Т.1.
Таблица 5
Школа и педагогическая мысль в эпоху средних веков
тривиум квадридиум
Таблица 6