Формирование мотивации учебной деятельности у школьников

Гуманистическое обучение и воспитание в школе - основа личностно-ориентированного подхода к учащимся

Цель — Ознакомление с недирективным, центрированном на ребенке обучением и воспитани­ем, самоопределение личной позиции и осуществление самопознания.

В соответствии с представлениями К. Рождерса ответьте на вопросы , представив себя в роли учителя, а за­тем из позиции учителя, который учил вас в школе. Ответы давать развернутые, в виде рассуждений.

Вопросы:

Умею ли я входить во внутренний мир челове­ка, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?

Умею ли я позволить самому себе быть лично­стью и строить открытые, эмоционально насы­щенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участни­ки учатся? Хватит ли у меня мужества разде­лить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?

—■ Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

— Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, со­хранить и поддержать самое дорогое, чем об­ладает человек?

~- В достаточной ли степени я сам творческий че­ловек, который сможет столкнуть детей с людь­ми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний — с тем, что дей­ствительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?

Смог ли бы я принимать и поддерживать на­рождающиеся и в первый момент несовершен-ные идеи и творческие задумки моих учеников,', этих посланников будущих творческих форм) учения и активности? Смог ли бы я принять тех] 'творческих детей, которые так часто выглядят! беспокойными и не отвечают принятым стан­дартам в поведении?

■ Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства?

Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.

Рекомендуемая литература

1.Бернc Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.

2.Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состоя­ние, пути решения). М., 1999.

3.Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.

4.Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М, 1990.

5.РоджерсК. Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. М., 1994.

6.Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, № 10.

7.Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.

8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Формирование мотивации учебной деятельности у школьников

Цель — знакомство с методиками, позволяющими определить мотивацию учебной де­ятельности у школьников; изучение и применение приемов формирования мотивации учения.

Положительное отношение к учению, высокий уро­вень учебной мотивации — необходимые условия успеш­ного обучения ребенка в школе. Поэтому задачи, кото­рые ставятся перед школьником в процессе учебной деятельности, должны быть «не только понятными, но и внутренне принятыми им» (9, с. 81).

В учебной деятельности переплетены как внутрен­ние, так и внешние мотивы. Поэтому иногда бывает труд­но определить принадлежность мотива. Тем не менее их можно расположить от внутренних к внешним — по насыщенности (7):

саморазвитие в процессе учения; действие для других и взаимодействие; познание нового;

понимание важности учения для будущего; возможность общения; одобрение значимых лиц;

учеба как вынужденное поведение; как привычное существование; учеба ради престижа; стремление быть в центре внимания;

учеба ради материального поощрения, избегание неудач.

Явно выраженные внешние моменты в мотивах уче­бы могут отрицательно отразиться как на характере, так и на результатах учебного процесса. Поэтому учителю необходимо добиваться усиления у учащихся внутрен­ней мотивации учения.

В классификации мотивов учения, предложенной М.В. Матюхиной, выделяются две группы (10).

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

а) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;

деятельности у школьников

б) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, пре­одолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учеб­ной деятельности:

а) широкие социальные мотивы:

мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;

мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствова­ния (получить развитие в результате учения);

б) узколичные мотивы:

стремление получить одобрение, хорошие от­метки (мотивация благополучия);

желание быть первым учеником, занять достой­ное место среди товарищей (престижная моти­вация);

в) отрицательные мотивы:

— стремление избежать неприятностей со сторо­ны учителей, родителей, одноклассников (моти­вация избегания неприятностей).

Для развития более высокого уровня мотивации уче­ния у каждого ученика и класса в целом необходимо прежде' получить с помощью специальных приемов фактические данные, интерпретировать их и только за­тем проводить целенаправленную развивающую работу.

В диагностических целях могут быть использованы методики: «Оценка школьной мотивации», «Направлен­ность на приобретение знаний», «Направленность на отметку», «Неоконченные предложения» или задания: «Составь расписание на неделю», «Расскажи, в каких учебных кабинетах ты хотел бы заниматься».

Для оценки развитости мотивации учения у школь­ников необходимо соотнести результаты диагностики с возрастными эталонами (5), которые складываются к концу младшего, среднего и старшего школьного возраста при благоприятных условиях.

Младший школьный возраст. Широкие познава­тельные мотивы (интерес к знаниям) в процессе обучения при определенных условиях преобразуются в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). Показателем развитости моти­вов самообразования является интерес детей к допол­нительным источникам знания. Развитие широких со­циальных мотивов идет от общего понимания социаль­ной значимости учения к осознанию причин необходимости учиться. Позиционные социальные мотивы представлены, как правило, желанием учени­ка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудниче­ства и коллективной работы присутствуют у младших школьников в самом общем виде.

Средний школьный возраст. Широкие познаватель­ные и учебно-познавательные мотивы в этом возрасте существенно укрепляются. Мотивы самообразования выражаются стремлением ученика к самостоятельным формам учебной работы и интересом к методам науч­ного мышления. Широкие социальные мотивы стано­вятся более осознанными. Усиливаются мотивы: поиск контактов, сотрудничество с другим человеком, овла­дение рациональными способами сотрудничества в учебе. К концу подросткового возраста появляется осознанное соподчинение мотивов, а также наблюда­ется устойчивое доминирование какого-либо мотива. Старший школьный возраст. Учебно-познаватель­ные мотивы совершенствуются как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Мотивы са­мообразования связаны с жизненными перспектива­ми, выбором профессии. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными благодаря деловым контактам со свер­стниками и учителями.

Структура мотивационной сфе­ры становится более прочной, сбалансированность между отдельными побуждениями возрастает.

Приемы формирования мотивации учения (5, с. 55):

создание общей положительной атмосферы в школе и классе;

включенность ученика в коллективные формы деятельности;

сотрудничество учителя и ученика, помощь в виде советов, наталкивающих самого уче­ника на правильное решение; привлечение учеников к оценочной деятель­ности и формирование адекватной само­оценки;

занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала; эмоциональность речи учителя; использование познавательных игр, ситуа­ций спора, дискуссий;

анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование знаний в дальней­шей жизни;

умелое применение учителем поощрения и порицания.

Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.

Рекомендуемая литература

1.БожовичЛМ Изучение мотивации поведения детей и подрос­тков. М., 1972.

2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996-

3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

4.Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома М., 1995.

5.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мо­тивации учения. М., 1990.

6 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

7.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, № 5.

8.Ратанова Т.А,, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические ме­тоды изучения личности. М, 1998.

9. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. ' М., 1989,

10. Ю. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический спра­вочник учителя. М., 1991.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

Наши рекомендации