Формирование мотивации учебной деятельности у школьников
Гуманистическое обучение и воспитание в школе - основа личностно-ориентированного подхода к учащимся
Цель — Ознакомление с недирективным, центрированном на ребенке обучением и воспитанием, самоопределение личной позиции и осуществление самопознания.
В соответствии с представлениями К. Рождерса ответьте на вопросы , представив себя в роли учителя, а затем из позиции учителя, который учил вас в школе. Ответы давать развернутые, в виде рассуждений.
Вопросы:
Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, неролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватит ли у меня мужества разделить со своими учениками эту интенсивность наших взаимоотношений?
—■ Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
— Смогу ли помочь моим ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
~- В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний — с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершен-ные идеи и творческие задумки моих учеников,', этих посланников будущих творческих форм) учения и активности? Смог ли бы я принять тех] 'творческих детей, которые так часто выглядят! беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
■ Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи — чувства?
Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.
Рекомендуемая литература
1.Бернc Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание. М., 1986.
2.Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание — проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1999.
3.Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
4.Маркова А.К., Матис ТА., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М, 1990.
5.РоджерсК. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
6.Роджерс К.Р. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем / Семья и школа, 1987, № 10.
7.Фридман A.M., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
8.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
Формирование мотивации учебной деятельности у школьников
Цель — знакомство с методиками, позволяющими определить мотивацию учебной деятельности у школьников; изучение и применение приемов формирования мотивации учения.
Положительное отношение к учению, высокий уровень учебной мотивации — необходимые условия успешного обучения ребенка в школе. Поэтому задачи, которые ставятся перед школьником в процессе учебной деятельности, должны быть «не только понятными, но и внутренне принятыми им» (9, с. 81).
В учебной деятельности переплетены как внутренние, так и внешние мотивы. Поэтому иногда бывает трудно определить принадлежность мотива. Тем не менее их можно расположить от внутренних к внешним — по насыщенности (7):
саморазвитие в процессе учения; действие для других и взаимодействие; познание нового;
понимание важности учения для будущего; возможность общения; одобрение значимых лиц;
учеба как вынужденное поведение; как привычное существование; учеба ради престижа; стремление быть в центре внимания;
учеба ради материального поощрения, избегание неудач.
Явно выраженные внешние моменты в мотивах учебы могут отрицательно отразиться как на характере, так и на результатах учебного процесса. Поэтому учителю необходимо добиваться усиления у учащихся внутренней мотивации учения.
В классификации мотивов учения, предложенной М.В. Матюхиной, выделяются две группы (10).
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
а) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
деятельности у школьников
б) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
а) широкие социальные мотивы:
мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
б) узколичные мотивы:
стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);
желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
в) отрицательные мотивы:
— стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Для развития более высокого уровня мотивации учения у каждого ученика и класса в целом необходимо прежде' получить с помощью специальных приемов фактические данные, интерпретировать их и только затем проводить целенаправленную развивающую работу.
В диагностических целях могут быть использованы методики: «Оценка школьной мотивации», «Направленность на приобретение знаний», «Направленность на отметку», «Неоконченные предложения» или задания: «Составь расписание на неделю», «Расскажи, в каких учебных кабинетах ты хотел бы заниматься».
Для оценки развитости мотивации учения у школьников необходимо соотнести результаты диагностики с возрастными эталонами (5), которые складываются к концу младшего, среднего и старшего школьного возраста при благоприятных условиях.
Младший школьный возраст. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) в процессе обучения при определенных условиях преобразуются в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). Показателем развитости мотивов самообразования является интерес детей к дополнительным источникам знания. Развитие широких социальных мотивов идет от общего понимания социальной значимости учения к осознанию причин необходимости учиться. Позиционные социальные мотивы представлены, как правило, желанием ученика получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют у младших школьников в самом общем виде.
Средний школьный возраст. Широкие познавательные и учебно-познавательные мотивы в этом возрасте существенно укрепляются. Мотивы самообразования выражаются стремлением ученика к самостоятельным формам учебной работы и интересом к методам научного мышления. Широкие социальные мотивы становятся более осознанными. Усиливаются мотивы: поиск контактов, сотрудничество с другим человеком, овладение рациональными способами сотрудничества в учебе. К концу подросткового возраста появляется осознанное соподчинение мотивов, а также наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Старший школьный возраст. Учебно-познавательные мотивы совершенствуются как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Мотивы самообразования связаны с жизненными перспективами, выбором профессии. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными благодаря деловым контактам со сверстниками и учителями.
Структура мотивационной сферы становится более прочной, сбалансированность между отдельными побуждениями возрастает.
Приемы формирования мотивации учения (5, с. 55):
создание общей положительной атмосферы в школе и классе;
включенность ученика в коллективные формы деятельности;
сотрудничество учителя и ученика, помощь в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала; эмоциональность речи учителя; использование познавательных игр, ситуаций спора, дискуссий;
анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование знаний в дальнейшей жизни;
умелое применение учителем поощрения и порицания.
Проведите исследовательскую работу среди студентов или учащихся школ по изучаемой проблеме, предварительно повторив материал по методологии проведения педагогического исследования.
Рекомендуемая литература
1.БожовичЛМ Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
2.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996-
3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
4.Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома М., 1995.
5.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
6 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
7.Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987, № 5.
8.Ратанова Т.А,, Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М, 1998.
9. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2 т. Т.Н. ' М., 1989,
10. Ю. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3