Таким образом, философы под понятием ценностные ориентации понимают, что это элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида.
В отличие от ценностных ориентаций, жизненные ценности - ценности человека, реально организующие его жизнь. Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется. Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может. (http://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennye_cennosti)
Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности. Они формируют поведение человека, его отношение к окружающему миру, влияют на решения, принятые в той или иной ситуации. Каждый человек уже в подростковом возрасте пытается определить, что для него является ценным в жизни, ставит цели и начинает продумывать пути достижения этих целей.(http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65635a2bc78a5c53a88421206d36_0.html)
В своём образовательном блоге Крюкова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы даёт следующее определение: Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.( http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2015/05/153_51.html)
Итак, можно понять, что жизненные ценности – это то, что жизненно важно и является приоритетом для людей.
Рассмотрим понятие «жизненные перспективы».
В словаре терминов по общей и социальной педагогике А.С. Воронина даётся следующее определение понятию перспектива: Перспектива – ведущий метод педагогического стимулирования, состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, планы, желания. (http://lomonpansion.com/files/ustu280.pdf)
В Оксфордском толковом словаре по психологии под понятием «перспектива» рассматривают несколько определений:
1. Умственное рассмотрение, когнитивная ориентация, способ рассмотрения ситуации или сцены. 2. Расположение частей целой сцены, рассматриваемое с какой-то концептуальной, физической или временной выгодной позиции. В этом значении подразумевается, что эта выгодная позиция обеспечивает правильную точку зрения, что восприятие при этом будет более соответствующим действительности, чем с какой-либо другой точки. 3. Такое расположение объектов на плоской поверхности, при котором у наблюдателя создается впечатление объемной сцены. (http://vocabulary.ru/termin/perspektiva.html)
По мнению А.И. Епифанцевой, перспектива имеет двойственное проявление в деятельности. С одной стороны, она выступает как внешняя, объективная цель, как стимул человеческой деятельности, а с другой, — как внутренний, личностно значимый образ этой цели, которая порождает мотив деятельности. (165.Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности (психологический контекст): Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 152 с. )
Таким образом, мы под понятием «перспектива» понимаем личные стремления, планы вид на будущее и как способ рассмотрения ситуации или сцены.
Жизненная перспектива – целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни. (http://vocabulary.ru/termin/zhiznennaja-perspektiva.html)
Жизненная перспектива, как считает К.А. Абульханова-Славская, включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. (5.Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.-288 с)
К.К. Платонов определяет жизненную перспективу как «образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей». (155. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. — 309с. 156.Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970.-255 с.)
Т.С. Шляхтин, рассматривает жизненные перспективы как системное образования, которое обладает такими свойствами как иерархичность и многомерность. Иерархичность включает в себя интегральные жизненные цели личности, промежуточные цели-средства, как узловые моменты в планировании личностью своей деятельности, цели-задачи как компонент программ реализации конкретных действий. Многомерность - наличие в целях эмоциональных, когнитивных, регулятивных и других компонентов [193.Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте. // Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов. М., 1988. - С. 151-152].
Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют ядро жизненной перспективы, по мнению К.К. Платонова. Выделяя, таким образом, основные компоненты психологического будущего человека, как считает автор, можно исследовать и оценивать особенности жизненной перспективы личности. (Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. — 309с. 156.Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970.-255 с)
Таким образом, многие авторы рассматривают жизненную перспективу как планирование будущего, целеполагание.
Мы под понятием жизненные перспективы понимаем – планы, желания и цели на будущее.
Под понятием жизненные ценности мы рассматриваем – то, что жизненно важно и является приоритетом для людей.
Подросток – это тот человек, который находится между ребёнком, который ещё вроде как и не наигрался детскими игрушками, и взрослым человеком у которого возникают трудности и совсем не детские проблемы.
Для родителей же этот подросток остаётся маленьким ребёнком, который ещё ничего не понимает, ничего не видел в жизни. Получается он не самостоятельный и не может принимать серьезных решений, находить ответы на свои вопросы. В то же время сам подросток так не считает, он хочет выглядеть старше и принимать решения, которые не всегда могут быть правильными. В современном обществе, где все взрослые заняты работой дети и подростки большинство своего свободного времени бывают одни и им приходится решать самим школьные проблемы, отношения между друзьями и сверстниками, может быть именно поэтому им приходится быстрее взрослеть.
Более подробно понятие «подростковый возраст» разъясняет Скроцкий Юрий Аркадьевич, кандидат медицинских наук, врач-психиатр, в своей книге: «Становление личности и психические отклонения». «Подростковый возраст — это возраст активного качественного перехода от детского состояния к взрослому, со сложнейшими противоречивыми внутренними процессами преобразования всей личности от физиологии до высших форм самоосознания себя и своих взаимоотношений с Миром» [3, С.352].
В этом возрасте как никогда остро проявляется антагонизм личности и социальности. Окончание детства и переход в мир взрослых, оказывается гораздо более сложным, чем представляется современным психологам и педагогам, и связан с развитием в сознании подростка критического рефлексирующего мышления в рассудочной форме, которое создает основное ведущее противоречие в жизни подростка [4, С.416].
Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста.
Отсюда следует, что несовершеннолетний обвиняемый – лицо, привлеченное в качестве обвиняемого за преступление, которое оно совершило в возрасте до восемнадцати лет. По общему правилу, уголовная ответственность за совершение любого преступления наступает, если обвиняемый достиг шестнадцати лет (ч. 1 ст. 20 УК РФ). По делам о некоторых тяжких, насильственных и корыстных, а также других преступлениях, круг которых очерчен в уголовном законе, несовершеннолетний подлежит привлечению в качестве обвиняемого по достижении четырнадцати лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ). Недостижение, в соответствующих случаях, необходимого возраста – обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу и влекущее отказ в возбуждении уголовного дела или прекращение уголовного дела (ч. 3 ст. 27 УПК) [5, С. 82-83.].
Из выше сказанного определения можно понять, что подростковый период проходит не так просто без проблемно и безболезненно, как думают взрослые родители и учителя. В этот период у ребёнка меняется не только внешний мир, но и внутренний: характер, поведение, может перестать слушаться взрослых и вести себя по-своему как ему удобно, совершать какие либо аморальные поступки, не думая о последствиях. В это время, как родителям так и педагогам-психологам, надо быть по внимательнее и осторожнее по отношению к подростку. Ведь в этот сложный период подростку необходим понимание и поддержка близких людей.
Древнерусское слово «отрок» (буквально — «не имеющий права говорить») применялось для обозначения и дитя, и подростка, и юноши [6, С.707].
В словаре В. Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14–15 лет [7, С.688]. Этот период так же можно назвать: пубертатным возрастом важный, ответственный и нелегкий этап жизни, который характеризуется полным отсутствием гармонии. Можно сказать, что по определению В.Даля к подростку относятся дети 14-15 лет, а так же подростковый период по-другому называют отрочеством.