Анализ урока иностранного языка
Чтобы правильно анализировать урок иностранного языка необходимо научиться правильно выделять в уроке прежде всего существенное: ориентироваться на восприятие урока как определенного звена в системе занятий учебного цикла, акцентировать внимание на способах осуществления коммуникативной функции предмета (в частности, на умениях учителя стимулировать потребность учащихся в общении и обеспечить затем тренировку и практику в общении); формировать подход к уроку как к процессу решения учебных задач, обуславливающих характер воспитательных и развивающих задач конкретного урока.
При анализе урока иностранного языка рекомендуется пользовать следующими моделями типовых учебных задач.
I. Организация ознакомления учащихся с новой лексикой по теме ... и устной тренировки по оперированию данной лексикой на уровне предложения
1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: указание на сферу употребления новой лексики (например: «Давайте поговорим о своей школе, а для этого познакомимся сначала с некоторыми новыми словами по теме»).
2. Предъявление новой лексики в речевом образце в соответствующей ситуации на основе изученных грамматических структур.
3. Объяснение лексического материала:
а) семантизация лексики;
б) демонстрация сочетательных возможностей соответствующей лексической единицы;
в) ознакомление с формой слова (фонетической, графической, грамматической).
4. Контроль усвоения семантики новой лексики. Выполнение упражнений в узнавании.
5. Выполнение тренировочных упражнений с коммуникативной задачей:
а) имитационных;
б) подстановочных;
в) трансформационных;
г) на завершение высказывания;
д) на расширение высказывания.
6. Составление учащимися самостоятельных высказываний из отдельных слов, предлагаемых учителем на карточках (с помощью графопроектора и т.п.).
7. Самостоятельные высказывания школьников на уровне предложения с использованием новой лексики в ситуациях, предлагаемых учителем.
8. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности учащихся, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.
П. Организация ознакомления с новой грамматикой структурой и устной тренировки учащихся по оперированию этой структурой в речи на уровне предложения и сверхфразового единства
1. Постановка задачи, стимулирование потребности и интереса: общая направленность новой структуры (например, при изучении форм глагола простого будущего времени: «Сегодня мы поговорим о том, чем будем заниматься в будущем»), показ дефицита грамматических знаний для осуществления данного намерения.
2. Предъявление новой грамматической структуры в связном ситуативном контексте на основе изученной лексики.
3. Контроль понимания значения новой грамматической структуры (с помощью перевода на родной язык, лаконичных ответов на альтернативные вопросы учителя, по реакции учащихся).
4. Значения и особенности формирования новой грамматической структуры (преимущественно с помощью правил-инструкций).
5. Дифференцирование (узнавание) школьниками новой структуры в связном ситуативном контексте для иллюстрации возможностей использования осваиваемого материала в жизненных ситуациях.
6. Выполнение тренировочных упражнений с речевой задачей: имитационных, подстановочных, трансформационных, в завершении и расширении высказывания на уровне предложения.
7. Самостоятельное составление учащимися предложений из отдельных слов, предъявляемых учителем на карточках.
8. Самостоятельные высказывания школьников на уровне предложения с использованием изучаемой грамматической структуры с опорой на коммуникативно заданные инструкции учителя.
9. Автоматизация действий учащихся с новой грамматической структурой на уровне сверхфразового единства (выполнение упражнений с речевой задачей, например, на соединение нескольких фраз: а) с однотипными структурами, б) с разными структурами (с новой или уже изученной); обмен репликами по схеме: вопрос - ответ, утверждение - утверждение, утверждение - вопрос, утверждение - отрицание и др.)
10. Выполнение собственно речевых упражнений.
11. Подведение итогов работы: оценка учебно-речевой деятельности школьников, ознакомление с дальнейшей коммуникативной перспективой изученного.