Обусловленность педагогической этики миссией педагогического труда
Второй вопрос касается миссии педагогической деятельности как таковой.
Миссия – это предназначение профессии, это то, что отвечает на вопрос «ради чего» совершается данная деятельность. Определение миссии одновременно является процессом самоидентификации профессионалов («кто ты?», «в чем смысл твоей деятельности?»).
Традиционно педагогической деятельности придавался статус «высокой профессии». В настоящее время ситуация носит проблемный характер, поскольку все чаще утверждается, что педагогическая работа представляет собой «сферу услуг» («образовательная индустрия»). Если согласиться с этим утверждением, то ответ на вопрос «ради чего» будет следующим – «ради получения прибыли», что автоматически превращает учреждение образования в разновидность «бизнес-корпорации», а профессиональная этика может быть выражена одной фразой – «клиент (учащийся, его родители) всегда прав» (как в сфере услуг).
Естественно, что само профессиональное сообщество педагогов не склонно к подобного рода переориентации. Для большинства ныне действующих специалистов педагогическая работа, несомненно, – это «высокая профессия». Но что означает данная метафора?
Во-первых, характеристика «высокая профессия» акцентирует установку на гуманистическую ориентациюобразовательной деятельности, ее призвание развивать личность, адекватную ценностям гражданского общества. Не случайно некоторые исследователи (А.М. Новиков) считают, что слово «образование» происходит от корня «образ» и может трактоваться как создание у человека (ребенка) образа окружающего мира и своего «я» в этом мире. Фактически речь идет об утверждении в теории и на практике личностно-ориентированной педагогики(Д.А. Белухин).Основнымипараметрамиданной системы образования являютсяпедагогическое взаимодействие,выражающееся в совместной работеучителя и ученикаи постоянномобщенииихдруг с другом.
Во-вторых, конкретизируется миссия через те задачи, которые стоят перед педагогами и определяют «благородство» их профессии. Они направлены на развитие:
а) личности, ориентированной на благо ближнего и собственное совершенство;
б) гражданина, социально ответственного и ориентированного на благо общества;
в) специалиста, ориентированного на профессиональную честь и достоинство (А.А. Гусейнов).
В-третьих, характеристика «высокая профессия» акцентирует установку на «служение в профессии». Не отменяя стремления к «честному заработку профессионала» (М. Вебер), она ограничивает для педагога возможность преследовать собственную выгоду столь же целеустремленно, как это характерно, например, для бизнесмена. При этом если общество что-то и «даровало» высокой профессии, то лишь сверхнагрузку.
9. Профессиональные этические риски в деятельности педагогов
Третий вопрос – это вопрос о том, является ли этика эндогенной (внутренне присущей) по отношению к педагогическому труду или она носит экзогенный характер, т.е. привносится в педагогику извне. Фактически это есть вопрос о профессиональных рисках педагогической деятельности с точки зрения этического подхода. Ответ на него определяется особенностями положения педагога в отношении субъекта своей деятельности (ученика, студента).
Первая особенность: асимметричность отношений педагога и учащихся, что выражается в зависимости последних от учителя («над-позиция»).Преподаватель представляет для учащегося авторитетный источник знаний и наделен полномочиями оценивать его успеваемость и поведение. Объективное присутствие зависимостиобусловливаетриск манипулирования сознанием и поведением учащихся со стороны педагога. Данное обстоятельство налагает на педагога гиперответственностьза свои действия и за результаты своего труда.
Вторая особенность: педагог постоянно находится в ситуации, когда ему приходится определять,что есть благо или зло для другого человека(каждому известна сентенция: «Деточка! Я желаю тебе добра! И нечего нос воротить, потом спасибо скажешь!»). Данное обстоятельство обусловливает риск морализирования, сопрягаемого с возможностью вмешательства во внутренний мир другого человека с использованием психологического давления (насилия). Очень добрый и мягкий человек, оказавшись в рамках определенной системы профессиональных ценностей, может быть жестким и даже жестоким, если он уверен, что это необходимо для блага его подопечного. Основная этическая проблема, которая здесь возникает, заключается в том, чтобы установить границы педагогического вмешательства. Для этого и нужны стандарты поведения, которые выступают ограничителями возможного произвола со стороны специалиста.
(В психологии есть такое понятие – «дидактогения». Оно означает нанесение психической травмы ребенку учителем. Учитель может нагрубить, унизить, запугать ребенка, при этом свято веря, что поступает правильно и во имя добра для ребенка. Подобная травма у детей может выражаться в таких состояниях, как угнетенность, страх, фрустрация, что незамедлительно сказывается на их деятельности, межличностном общении и часто приводит к возникновению неврозов).
Третья особенность: специфический характер педагогической деятельности, который обнаруживается в основной функции педагога – трансляции знаний. Трансляция – это целенаправленный процесс движения информации от одного участника общения к другому. Но и это проблема не столько «технологического», сколько профессионально-этического характера, поскольку передача информации всегда сопровождается ее интерпретацией через призму личности транслятора, его жизненного опыта и проч. Данное обстоятельство обусловливает риск субъективизма и консерватизма (догматизма) суждений. Поэтому полученная учеником информация может вызвать у учащихся разное отношение и к самой информации, и к учителю («согласен», «не согласен», «неправильно», «уже достала своим занудством» и т.д.). В принятии или непринятии информации первичное значение имеет личность учителя в совокупности его качеств (в том числе и моральных) и отношение ученика к нему, которое в свою очередь определяется отношением учителя к ученику. Это обусловливает необходимость критической рациональности, т.е.самокритичногоотношения педагога к себе и своей мировоззренческой позиции.
Четвертая особенность: высокая степень индивидуализации труда педагога. Данное обстоятельство обусловливает риск вседозволенности. Уровень информированности родителей (да и всего общества) о реальном стиле взаимоотношений педагогов с учащимися достаточно низок. Как правило, родители знают, чему учат ребенка, с кем он дружит или конфликтует, иногда они замечают особенности поведения педагога. Однако это поведение корректируется в присутствии родителей или других лиц и в слабой степени позволяет судить о том фундаменте, на котором строится взаимодействие с ребенком. В этих условиях только развитое моральное сознание специалистов выступает гарантом непричинения вреда ученикам (особенно младшего возраста), которые беззащитны перед любыми формами давления и агрессии со стороны взрослых, поскольку не обладают достаточным опытом и фактически не имеют права подвергнуть их поведение критике.
Таким образом, этика не экзогенна по отношению к педагогической работе, а эндогенна. Это означает, что она «естественным образом» вырастает внутри тех отношений, которые складываются между субъектами педагогической деятельности, а не привносится извне по чьему-либо произволу.
Особая миссия и специфика педагогической деятельности требует свода этических правил, ограничивающих вмешательство в жизненный мир другого человека. Это делает необходимым вычленение из структуры моральных ценностей тех, которые субстанциональны для педагогической этики, т.е. «задают» ей специфическое содержание и составляют основу того, что может быть названо «профессиональной идеологией».
10. Понятие «ценность». Ценности в профессиональной деятельностиЦенность– это устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека, группы, общества.Ценность – это всегда отношение человека, в котором проявляется признание чего-то как важного, значимого. Ценность – это то, что не безразлично для человека, что ему дорого, что представляет для него определенный смысл.Ценностные ориентации – это индивидуальные и групповые предпочтения ценностей, в которых одним ценностям придается большая значимость, чем другим.
Система ценностных ориентаций определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Другими словами, она выступает основой мировоззрения и ядром мотивации жизненной активности. Любая профессиональная деятельность основывается также на системе ценностей. В систему ценностей профессиональной деятельности входят ценности различных групп:
утилитарные(польза);
познавательные (истина);
организационные (порядок);
потребительские (удовлетворение);
творческие (создание нового);
эстетические (красота);
моральные (добро).
Ценности выступают аксиологическим основанием профессиональной деятельности, поскольку:
определяют цели деятельности профессиональной группы, смысл и мотивы деятельности профессионалов, а также те средства, которые только и могут быть использованы для достижения поставленных целей;
выступают в качестве критерия оценки результатов действий специалистов с точки зрения их общественной и личной значимости;
выступают в качестве регулятора отношений между субъектами профессионального взаимодействия;
служат ориентирами специалиста в профессиональной деятельности и личной жизни, создают «простор» для личностного роста.