Педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
Тифлопедагогика как наука о воспитании детей с нарушениями зрения.
Определение тифлопедагогики. Объект, предмет, цели и задачи тифлопедагогики. Связь тифлопедагогики с другими науками.
Тифлопедагогика— наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.
Тифлопед. явл. частью спец.педагогики. Как раздел спец. пед. она развивается на основе принципов гуманистического воспитания и с учетом своеобразия разв.детей и взрослых с наруш. зрения.
В определении объекта и предмета тифлопед.омеч-ся разноглас.среди ученых. Б.К. Тупоногов предлаг. =>трактовки этих терминов:
Объект: спец.образ.лиц с наруш.зр., как особая ф-я общ-ва.
Предмет: система св-в отнош-й и компонентов, возник.в д-ти по обуч., восп., и разв. лиц с наруш.зр.
Основные задачи тифлопедагогики:
1. педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
2. определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;
3. разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих;
4. внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения;
5. совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций;
6. совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.
Тифлопедагогика опирается на смежные с ней науки: общую педагогику, дефектологию, тифлопсихологию, патофизиологию, офтальмологию, школьную гигиену, педиатрию, детскую психоневролсгию и др. Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмы и условия компенсации нарушенных функций, формы, содержание и методы дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.
Педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
Определение понятия «педагогическая характеристика». Классификация нарушений зрительной функции у детей. Педагогические особенности развития детей в зависимости от степени его снижения зрения. Возможности усвоения программного материала по дисциплинам учебного плана. Особые образовательные потребности детей и их удовлетворение в учебно-воспитательном процессе (включение курсов коррекционной направленности в базисный учебный план).
Взавис-ти от степени наруш. зр. лица с наруш.зр. делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических наруш-й, проявляющихся в ограничении зрит-го воспр. или его отсутствии, что влияет на весь проц.формир.и разв.личности. У лиц с наруш. зр.возн-т специфические особ-ти д-ти, общен.и психофизич. разв. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигат. актив-ти, простр-ной ориентац., формир.представлений и понятий, в сп-бах предметно-практич.д-ти, в особ-х ЭВС, соц-й коммуникации, интеграции в общ-во, адаптац. к труду.
В зависимости от степени снижения остроты зрения, от возможности использования зрительного анализатора выделяют следующие группы детей:
слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков), либо сохранившие способность к светоощущению;
абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
Обучение ведется на основе осязания, у практически слепых детей может наблюдаться светоощущение и форменное зрение, на лучше видящем глазу острота зрения от 0,005 до 0, 04, может видеть объекты на расстоянии от 3 см до 2 м. Во время занятий эти дети пользуются тактильно-слуховым восприятием, читают и пишут по Браилю. Обучение ведется с помощью осязания и слуха, часто дети опираются на остаточное зрение.
слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.
а) 0,05-0,09 – сохранно 5-9% от нормы. У таких детей наряду со снижением остроты зрения могут сужаться поля зрения; при обучении применяются специальные оптические средства; дети нуждаются в соблюдении регламентной зрительной нагрузки, мероприятиях по охране зрения. При наиболее благоприятных условиях уровень остаточного зрения позволяет этим детям обучиться чтению и письму. Однако, зрение является недостаточно устойчивым.
б) 0,1-0,3 – 0,4. при благоприятных условиях эти дети свободно читают с помощью зрения, зрительно воспринимают предметы, ориентируются в пространстве и могут обучаться в школе для детей с нарушением зрения
в) 0,5-0,6 и выше – не наблюдается выраженных психических отклонений, дети учатся в нормальной школе
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;
ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказываются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.
Прогр.спец-х классов общеобраз-ных школ для слепых и слабовидящих детей по рус. яз., матем., ознак.с окр.миром, природовед.соотв-т аналогичным прогр.общеобраз-й массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. Прогр.спец.образ.построены с учетом особ-тей разв.незрячих и слабовид.дет. В них учтена необход-ть корр-компенсаторной раб., направленной на разв.воспр., конкретизацию представлений, соверш.наглядно-образного мышл., формир. приемов и сп-в самоконтроля и регуляц.движ.с использ-м спец-х форм, приемов и способов. Для дет.с нар.зр. увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.
Прогр-ми предусмотрено использ.средств корр.и компен.значительно нарушенного и компенсац.отсутствующего зр.с пом.оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих),
Особ-ю прогр.по рус.яз.в нач. кл. спец.школ для слепых и слабовидящих дет.явл. то, что они предусм-т увелич.продолж-ти подготов-го п-да. Это связ.с особ-ми познав.д-ти этих детей и недост-ной подг-кой их к шк.по сравн.со зрячими сверс-ми.
В прогр.по рус.яз.уделяется больш.вним.обуч.чтению и письму по системе Брайля на основе использ.тактильно-двигательных ощущений.
Прогр.по матем. предусм-т увелич.подг-го п-да. В содерж.обуч.по матем.включен мат-л, направл.на обогащ.опыта и овлад.ориентировочными навыками в микро- и макропространстве. Больш.вним.уделяется форм.конкретных представлений о величине, форме, кол-ве, простр-м полож.пред-в и чертежно-измерительных д-й.
В прогр.. «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» увелич.кол-во предметных уроков, экскурсий и практ.занят., что позв-т обогатить зрит-й опыт детей и сформировать у них предст.об окру. дейст-ти. В тему «Организм человека и охрана его здоровья» введен материал об органе зрения и его охране, что способствует овладению навыками гигиены и охраны зрения. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, переходе улицы, обнаружении препятствий.
При изуч.природоведения в шк.слепых особое вним.уделяется умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов жив.и неж.прир.при пом.осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения. Увелич-ся время на провед.опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.
Особ-ти прогр.по изобр.иск-ву для слепых и слабовидящих состоят в подборе видов объектов и средств изобр.д-ти. Особ.вним.обращено на обуч.чтению и вып-ю изобр., пластическому моделированию и декоративно-прикладной д-ти. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.
Обуч.общеобраз-м предм.слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по прогр.общеобраз-й масс-й шк.с учетом специфики их разв., с применением спец.форм и методов раб., дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
Дети с наруш.зр.могут обучаться в общеобр-й массовой школе, если для них созданы там спец.образов.условия: спец.освещенность, налич.тифлотехнических средств, спец-х учебников, псих-го-пед-кое сопровожд.дет.спец-ми — тифлопед-ми, тифлопсих-ми; образоват. Проц. должен иметь корр-ю направ-ть в той же мере, что и в спец.школе. Для детей с наруш. зр. Д.б.организованы спец.корр.занят.: ритмика, ЛФК, корр. наруш.речи, занятия по соц.-бытовой и простр. ориентировке, разв.зр-го воспр.
13.Система коррекционно-образовательных учреждений для лиц с нарушениями зрения. Система образования детей дошкольного возраста с нарушением зрения (ДОУ III и IV вида, детские дома, центры развития и реабилитации): цели, задачи и основные направления работы. Система школьного образования (специальные (коррекционные) школы III и IV вида): цели и задачи, научно-методические основания, организационная специфика. Основные функции специалистов, оказывающих образовательные услуги детям с нарушениями в развитии в специализированных детских садах и школах.
Специальные дошкольные учреждения:
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;
- детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;
- специальные дошкольные учреждения смешанного вида
- детские дома, центры развития и реабилитации.
Цели данных учреждений: восп., лечение, возможное восстановление и разв. наруш. ф-й зр. у дет.; подг-ка слепых и слабовид.дет. к шк. Обуч..
Обуч.и восп.осущ-ся по спец.прогр., построенной с учетом своеобразия развития детей и особ-й формир.их познав.деятельности, двиг.сферы и качеств личности. Наполняемость группы:
• слепые и слабовидяшие лети - 10 чел.;
• дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел.
Особенности учебно-воспитательного процесса: развитие зрительного восприятия,
• формирование предметных представлений; социальная адаптация; ориентировка в пространстве; развитие осязания; развитие слухового восприятия; лечебная физкультура; ' ритмика; коррекция нарушений речи.
Основные направления коррекционно-педагогической работы:
• специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;
• организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;
• для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;
• для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;
• значительный объем практических заданий и упражнений;
• формирование различительных способностей анализаторов;
• овладение эталонами признаков и свойств;
• формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа "Ребенку с нарушением зрения - о нем самом");
• занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы;
• взаимосвязь с лечебной и общеобразовательной работой.
Система школьного образования
Шк.для слепых и слабовид.дет.явл.составной частью един.гос.сист.спец.образ. и функц-т на основе спец.принц., кот.напр.на восстановл., корр., и компенс.наруш.и недоразв.ф-й орг-и диффер-го обуч.
Корр.учр. 3 и 4 вид.обеспеч-т обуч., восп.и корр. 1ичн. И 2ичн.откл.в разв. у дет.с наруш.зр.и разв. сохран.ф-й.
В шк.3 вида прин-ся дети с остаточн.зр., незрячие, и с прогрессирующ.глазными заболев.ведущ. к слепоте. Наполн-ть кл.: 8 чел., общ.срок обч. 12 лет.
В шк. 4 вида прин-ся сл.вид. дети с остаточн.зр. от 0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу+прин.дети с косоглаз.и амблеоп. Прин-ся с 6-7л., наполн-ть кл. до 12 чел., срок обуч. 12л.
В шк.дети порлуч.цензовое образ.
Шк.для дет.с нар.зр.реш.=>здчи: уч-но-восп., корр-разв., санитарно-гигиенич., лечебно-воспит., соц-но-адаптац., проф.ориентац.+доп.здчи: псих.разв.дет.с нар.зр., формир.компенсаторн.проц., активн.жизнен.позиц., осознание сп-в самореализац.
В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (д/слеп: литер.с рельефно-точечн.шрифтом; д/дет.с остаточн.зр.: литер., кот. сочетают рельефн.и цветовую печать; д/сл.вид.дет.: литер.с крупн.шрифтом и адаптиров.цветн.иллюстр.), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки.
В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.
Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи.
Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой
Осн. ф-и спец-ов.
Ф-и врача окулиста:офтал. обслед. (1р .в 2нед),проверка нал. очков и окклюдоров, тематические и фронт-е проверки группы, анализ и учет раб.(результат)1. в 3мес,учеба сестер ортоптисток, воспит-лей., тифлопедагогов, раб. с род-ми, консультации д. с узкими спец. (невропат., педиатром и т.д.); участие в пед. советах,ПМПК; контроль за ведением докум-ции; состояние планов, отчетов
Ф-и сестры ортоптистки: осущ-т проведение плеоптич-го, ортоптич, диплоптич. леч. процедуры;3р. в мес. проверка остроты зр, х-р зр, учатств-т вместе с врачом в подборе очков;следит за частотой очков. стекол; за офтальм. аппаратурой; тематическая проверка 1р. в нед.; раб. с род-ми.
Ф-и тифлопед: кор. раб. по обуч., восп, разв. дет.;инд. подгр. занят.;должен знать принципы леч. и условия необх. для обеспечения успеш-ти занят., посещ. зан. восп-ля; раб. с родит.; участие в методической раб. СДОУ, состав. занят.
Ф-и восп-ля.: провед. реж. моментов, занят; решает общеобраз-е и обуч. задачи; приобщает дет. ко всем видам д-ти, навыки самообсл-я, культурного повед.,осущ-т корр. вторич. нар-й; следит за ношением очков; раб. с родит.; сотруд-во со спец-ми.
Ф-и логоп.: ежедневно проводит корр. и проф-кюу раб., предупреждает нар. Письм. и уст. речи, подгот. к овладению грамотой; инд. и гр. занят.; обслед. дет., комплектация гр. для занят.; раб. с род.
Ф-и псих-га: участ. в раб. ПМПК; на основе обслед. заполняет карту реб.; инд. и подгр. зан.; различная терапия (сказо и т.д.) раб. с родит.; посещает занят. др. спец-в и дает рекоменд.; заполнение отчетной докум-ции.
Ф-и муз. Рук-ля.: пров. занят.; консул-е родит.; ведение докум-ции; взаимодействие со спец-ми. Ф-и инстр-ра по физ. культуре: пров. занят.; подгот. и провед. спорт. праздников, досугов; регулировка физ. нагрузки; вед. докум-ции.
14.Система воспитания детей с нарушениями зрения: цель, задачи и содержание.
Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания детей с нарушениями зрения. Основные направления воспитания (гражданское, нравственное, социальное, экологическое, трудовое, физическое). Содержание, формы и методы. Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками зрения в учреждениях интернатного типа
Цель: всестор.и гармонич.разв. L
Воспит. носит: целенапр.х-р, комплексный х-р(единство целей восп., содерж., форм, м-дов, ср-в), вариативн.х-р (кажд.чел.облад.индив-тью), двусторон.х-р (S-S отнош.),
Принципы восп.дет.с наруш.сл.:
1. Генетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.
2.Принцип развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения.
3. Принцип коррекционной направленности предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
4. Деятельностный принцип.
5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха.
6. Принцип формирования речевого общения связан с необходимостью формирования у детей потребности в речевом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, обслуживающими потребности коммуникации, создание слухо-речевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в различных условиях.
7. Принцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного использования.
Воспитание ребенка с нарушением зрения чаще всего выражается в чрезмерной опеке и создании щадящего режима, ограничивающего его в игровой, учебной и трудовой деятельности, что глубоко неверно.
Физическое восп.:
Цель– всестороннее развитие физических сил личности.
Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения.
Основными задачами ФВ с наруш.зр. явл.: · охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств.
Дополн.задачи: повыш.двигат.акт-ти дет. путем созд. спец. условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недост-ть движ., боязнь передвижения в пр-ве; формир. жизненно необх-х двиг-х умений и навыков на основе д-ти сохранных анализ-в; корр. и компенс.недостатков физич. разв.; форм. Lх кач-в, воспитание «+» мотивации и самост. двигательной д-ти, преодоление ложного стыда, неувер-ти в своих силах, коммун-х св-в L.
Определ.физич.нагрузки и нормативов, показ-лей и противопоказан. к опред.движ., упр.строится на основе врача-офтальмолога, ортопеда, невропатол.
Формы: занят.физк., утрен.гимн-ка, подв.игры, досуги, праздники, развлеч.
15.Система обучения детей с нарушениями зрения: цель, задачи и содержание.
Цель, задачи и содержание, ступени образования, своеобразие и специфика содержания обучения в школах III и IV видов. Дисциплины базисного учебного плана: академический компонент и коррекционные курсы.
Система обуч. для слепых и слабовидящих носит двухмерный характер. По вертикали, или по возрасту, существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возр-х гр. Такое же кол-во корр-х учр.для детей и взр.существует по горизонтали, т. е. по степени нарушения зрения.
Система корр-но-обр-х учр.для слепых и слабовидящих по возрасту (вертикали) включает дошк.учр., шк.учр., спец.професс-е учр., шк.восстановления трудосп-ти слепых, Всероссийское Общество Слепых (ВОС), учебно-производственные предприятия и др. Эти учреждения, за исключением организации ВОС, финансируются государством.
Отбор дет.в спец.корр.-образ-е учр.производит ПМПК. Основная задача ПМПК - подобрать тип учреждения, учитывая психические особенности ребенка и его зрительные возможности.
Дошк.учр.: д/с, ясли-сады и дошк.группы для слепых детей, слабовид.дет., для детей с косоглазием и амблиопией; спец.дош.учр. смешанного вида, детские дома, центры развития и реабилитации.
Цели данных учреждений: восп., лечение, возможное восстановление и разв. наруш. ф-й зр. у дет.; подг-ка слепых и слабовид.дет. к шк. Обуч..
Обуч.и восп.осущ-ся по спец.прогр., расчит.для дет.3-7л., построенной с учетом своеобразия развития детей и особ-й формир.их познав.деятельности, двиг.сферы и качеств личности.
Наполняемость группы: слепые и слабовидяшие лети - 10 чел.; дети с косоглазием и амблиопией - 10—12 чел.
Шк.для слепых и слабовид.дет.явл.составной частью един.гос.сист.спец.образ. и функц-т на основе спец.принц., кот.напр.на восстановл., корр., и компенс.наруш.и недоразв.ф-й орг-и диффер-го обуч.
Осн.задачи спец. шк. - становление полноправной личности, коррекция нарушений зрения, обеспечение образования, соответствующего по объему и уровню образованию, предлагаемому массовыми школами, развитие способностей ребенка и осуществление трудовой подготовки.
Корр.учр. 3 и 4 вид.обеспеч-т обуч., восп.и корр. 1ичн. и 2ичн.откл.в разв. у дет.с наруш.зр.и разв. сохран.ф-й.
В шк.3 вида прин-ся дети с остаточн.зр., незрячие, и с прогрессирующ.глазными заболев.ведущ. к слепоте. Наполн-ть кл.: 8 чел., общ.срок обч. 12 лет.
В шк. 4 вида прин-ся сл.вид. дети с остаточн.зр. от 0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу+прин.дети с косоглаз.и амблеоп. Прин-ся с 6-7л., наполн-ть кл. до 12 чел., срок обуч. 12л.
В шк.дети порлуч.цензовое образ.
Шк.для дет.с нар.зр.реш.=>здчи: уч-но-восп., корр-разв., санитарно-гигиенич., лечебно-воспит., соц-но-адаптац., проф.ориентац.+доп.здчи: псих.разв.дет.с нар.зр., формир.компенсаторн.проц., активн.жизнен.позиц., осознание сп-в самореализац.
В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. В учебную практику широко внедряются тифлотехнические средства обучения (д/слеп: литер.с рельефно-точечн.шрифтом; д/дет.с остаточн.зр.: литер., кот. сочетают рельефн.и цветовую печать; д/сл.вид.дет.: литер.с крупн.шрифтом и адаптиров.цветн.иллюстр.), что расширяет возможности восприятия, мобильности и пространственной ориентировки.
Специфика разв.дет.с наруш.зр. отраж.в соотв.прогр.,предусматривающ.корр-компенсаторн.раб:
Спец. прогр.по рус.яз. предусм-т:
- увелич.продолж-ти подготов-го п-да. Это связ.с особ-ми познав.д-ти этих детей и недост-ной подг-кой их к шк.по сравн.со зрячими сверс-ми.
- д/сл.вид.дет. на нач.этапе форм.предст-йна основе обогащен.зр-го опыта уч-ся соотв.м/у словом и конкретн.образом предм.
- для слеп. дет. обуч.чтению и письму по системе Брайля на основе использ.тактильно-двигательных ощущений.
- формир.умен.раб.с рельефн.дидактич.мат-лом
Прогр.по матем. предусм-т:
- увелич.подг-го п-да.
- включен мат-л, направл.на обогащ.опыта и овлад.ориентировочными навыками в микро- и макропространстве
- форм.конкретных представлений о величине, форме, кол-ве, простр-м полож.пред-в и чертежно-измерительных д-й.
Прогр.. «Ознакомление с окружающим миром и природоведение» предусм.:
- увелич.кол-ва предм-х уроков, экскурс., практ.занят.,
- изуч.анатом.и физеолог.зр. и его охраны,
- изучение спец-х приемов и сп-ов ориентирования и выполнения ПДД (знак-во с дорож.знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движ., звук.светофорами и локаторами)
- специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, переходе улицы, обнаружении препятствий.
- умениям выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов жив.и неж.прир.при пом.осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения.
Прогр.по изобр.иск-ву напр.на вып-е изобр., пластическ.моделиров. и декоративно-прикладной д-ти. Это способствует развитию восприятия и наглядно-образного мышления, художественно-эстетическому воспитанию слепых и слабовидящих учащихся.
Проф.ориентац.осущ.на всех этапах и напр.на професс.самоопределен.и выбора оптимальн.вида занят-ти с учетом потр-тей и возм-тей кажд.реб.
В 10-11кл. осущ. Широкопрофильн.труд.подг., кот.переходит в профессион-ю с активным вовлечением уч-ся в общественно полезн.производит.труд.Дет. предост.возм-ть получ.нач.проф.образ.
Обуч.общеобраз-м предм.слепых и слабовидящих учащихся в основном осуществляется по прогр.общеобраз-й масс-й шк.с учетом специфики их разв., с применением спец.форм и методов раб., дидактических средств наглядности и тифлотехнических устройств.
Дети с наруш.зр.могут обучаться в общеобр-й массовой школе, если для них созданы там спец.образов.условия: спец.освещенность, налич.тифлотехнических средств, спец-х учебников, псих-го-пед-кое сопровожд.дет.спец-ми — тифлопед-ми, тифлопсих-ми; образоват. Проц. должен иметь корр-ю направ-ть в той же мере, что и в спец.школе. Для детей с наруш. зр. Д.б.организованы спец.корр.занят.: ритмика, ЛФК, корр. наруш.речи, занятия по соц.-бытовой и простр. ориентировке, разв.зр-го воспр.
Ступени обуч. Дет:
I нач.шк. 1-4кл. призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.
II Осн.шк.(неполная средн.шк.) закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.
III средн.шк. обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося.
В школах для слабовидящих обучение ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специально преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.
Для слабовидящих создаются благоприятные условия для зрительной работы в классе, применяются соответствующие слабому зрению детей тетради, наглядный и дидактический материал, оптические и технические средства помощи.
. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.
Незрячие и слабовидящие получают среднее образование за 12 лет обучения. Наполняемость классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.
Профессиональное образование. Спец.професс-х учр.для инвалидов по зрению существует немного. Это музыкальное училище для слепых в г. Курске, медучилища в Санкт-Петербурге, Кисловодске и Геническе, где незрячие могут освоить специальность массажиста, богословский курс обучения в Санкт-Петербурге. Существует единственное в России высшее учебное заведение для слепых и слабовидящих - Институт культуры и искусства в Москве. Многие инвалиды по зрению сегодня получают образование в лучших вузах страны совместно с нормально видящими студентами.
Школы восстановления трудоспособности слепых (ШВТС): это реабилитационные центры для инвалидов по зрению, которым трудно адаптироваться в социальную среду или для тех, кто потерял зрение в более позднем возрасте. ШВТС существуют в Санкт-Петербурге, Волоколамске, Бийске. ШВТС занимаются подготовкой слепых и слабовидящих к трудовой деятельности.
ВОС - это организация, осуществляющая связь между инвалидами по зрению и обществом. ВОС оказывает содействие в образовании, трудовой подготовке и повышении культурного уровня инвалидов по зрению.
Учебно-производственные предприятия (УПП). УПП не только обеспечив.инвалидов по зрению работой, но и заним.их реабилитацией и интеграцией (обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию, организация досуга, ознакомление с правами инвалидов, обучение письму и чтению по системе Брайля, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий). Сегодня многие УПП закрыты, а оставшиеся по существу являются медико-психолого-реабилитационными центрами.
Другие специальные учреждения: клубы по интересам для слепых и слабовидящих (например, при ДК им. Шелгунова в Санкт-Петербурге), специальные библиотеки слепых и компьютерные центры.
16.Сурдопедагогика как наука о воспитании детей с нарушениями слуха.
Определение сурдопедагогики. Объект, предмет, цели и задачи сурдопедагогики. Связь с другими науками.
Сурдопедагогика — это научная дисциплина, изучающая организацию обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха. Название этой дисциплины происходит от латинского слова surdus в значении глухой и греческого слова paidagogike, обозначающего науку о воспитании детей. Современная сурдопедагогика включает теорию и практику образования двух основных групп лиц с нарушениями слуха: глухих и слабослышащих. В системе научного знания она является одной из отраслей специальной педагогики, которая входит в структуру дефектологии.
Как научная дисциплина СурдоП имеет свой объект, предмет и задачи исследования.
Объектомизучения явл-ся специальное обр-е людей, имеющих нар. слуха.
Предметом – практика их В, О, социализации и научное исследование феноменов, порождаемых этими нар-и
Чел-к со сл. дефектом вступает как равноправный член субъектных отношений со спец-ми, в рез-те кот. происходит развитие личности и самореализация обоих участников процесса. На основе такого взаим-ия разраб-ся оптим. пути, ср-ва, усл-я, обеспеч-ие коррекцию нар-го разв. и компенсацию психич. ф-й, а также пути осуществл. Обр-я лиц со слух. дефектами в целях их со. Адаптации и самореализации.
Цель сурдоП – обеспечить людям, имеющим нар. сл., возможность достижения максим. самост-ти и независимости в жизни.
К специфич. целям сурдоП относится изучение и осуществл. Процессов соц-го и средового адаптирования, абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нар. сл. на разных ступенях жизн. цикла. для достижения поставл. целей в сурдоП решаются след. задачи:
- изучение пед. закономер-й разв. Л в усл-х огранич. сл-х возможностей;
- опр-е коррекц-х и компенс-х влзможностей чел. со сл. дефектом;
- обоснование пед. классиф. людей, имеющих нар. слуха;
-изучение сложившихся пед. систем их образования и прогнозир-е возникн-я и разв. новых пед. систем;
- разраб-ка и реализация концепции интеграции лиц со сл. недост-ю в обр-ии и социокульт-й среде;
- разраб-ка подсистем обр-я, спец. обр-х технологий развития реч. сл., О нац-му жестовому, русскому языку, устной речи;
- опред-е особ-й пед. реабил-ии и послеоперац. период (при кохлеарной имплантации);
- разраб-ка и реализация программ профориентации, профконсультир-я, проф. подготовки, а также соц.-труд. адаптации лиц со сл. дефектом;
- оптимизация системы пед. работы, напр-й на адаптацию и соц.-проф. реабилитацию лиц с нар. сл.
Связь с другими науками:
Специалистам, работающим с глухими и слабослышащими дошкольниками, необходимо владеть знаниями по различным научным дисциплинам, с которыми тесно взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика. Среди них можно выделить несколько блоков научных дисциплин.
1. медико-биологические дисциплины
Мед. данные позволяют объективно оценить степень первичн. нар. и определить влияние снижения сл. на др. стороны психич. разв., прежде всего на речь и коммуникативные пр.. Результаты мед. обсл-я имеют принципиальное значение для обоснования системы дифференцированного О детей с нар. сл., определения методов коррекц.и общеразв-ей работы.
- физиология (учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребенка (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.).
- отоларингология (инф-ия о состоянии сл. реб-ка: причинах, времени и хар-е поражения сл. анализатора, степени снижения сл.)
+ сурдология, аудиология (возможность определять способы и методы исследования слуха, обосновывать существующие классификации нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю. Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.)
=сделали возможным раннее выявление и диагностику нарушений слуха, что определило возможности медицинской, сурдотехнической и педагогической помощи детям в оптимально ранние сроки.
- невропатология + психопатология (данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диаг-ки нар. сл., уточнения хар-ра перв-х и втор-х откл. в разв. плохо-сл-го реб-а. Некот. гл. и слабослышащие дети помимо снижения сл. имеют и др.нар., связан. с органич-м поражением ЦНС. Может наблюдаться ЗПР, УО, поведенческие и эмоц. нар., ДЦП и др.)
- педиатрия
- генетика
2.Психология (знание педагогами закономерностей психического развития человека; данные о формировании познавательных процессов, в частности теория слухового восприятия; сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста)
- возрастная,
- сурдоПс
- педагогическая
- социальная
3. Педагогика
- методики О отд.п,
- специальная,
- социальная
4. Лингвистич. и психолингвистич. науки (Знание закономерностей усвоения норм речи ребенком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей. При изучении особенностей формирования речи, моделировании системы обучения языку глухих и слабослышащих детей используются данные психолингвистики, в частности модели порождения речевого высказывания. Психолингвистический подход дает возможность определения механизмов речевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволяет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушениями слуха)
5. Сурдотехника (совершенствование сл. аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного контроля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ориентировку плохослышащих детей в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи)