Программа государственного экзамена
Содержание программы по разделам и темам
Раздел 1. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Структура и закономерности процесса обучения.
Понятие о процессе обучения. Функции процесса обучения. Признаки процесса обучения: двусторонний характер; совместная деятельность учителя и учащихся; педагогическое руководство; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство; соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила процесса обучения. Структура процесса обучения. Цикличный характер. Закономерности процесса обучения. Общие закономерности: закономерность цели; закономерность содержания; закономерность качества обучения; закономерность методов обучения; закономерность управления обучением; закономерность стимулирования.
Современная система общего образования.
Понятие системы образования. Образовательные учреждения. Системы дошкольного и школьного образования.
Образовательный стандарт общего образования.
Образовательный стандарт. Инвариантная и вариативная часть общеобразовательного стандарта.
Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.
Понятие об уроке. Функции урока. Требования к уроку (общие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические). Урок как целостная система. Подструктуры урока: дидактическая, методическая и логико-психологическая. Компоненты урока. Типы и виды уроков.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.
Современное определение психологии, характеристика её предмета (психики), структура психологии. Характеристика методов исследования, используемых в психологии, и требования, предъявляемые к ним.
Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.
Понятие о человеке, индивиде, личности, индивидуальности и субъекте. Различные подходы к изучению человека. Определение поведения. Понятие и структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности: общения, игры, учебной и трудовой деятельности.
Функциональная и структурная организация психики.
Определение психики. Характеристика психических процессов, состояний и свойств. Определения познавательных процессов. Виды и свойства познавательных процессов. Определение и структура личности; характеристика свойств и состояний личности.
Проблема развития в современной психологии.
Предмет, задачи, структура и методы исследования психологии развития. Понятие о движущих силах, условиях и факторах возрастного развития. Содержание основных понятий психологии развития: психологический возраст, периодизация возрастного развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастной кризис, психологические возрастные новообразования, центральное новообразование. Закономерности и законы психического развития.
Психологическая характеристика младенчества.
Характеристика кризисов новорожденности и одного года. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в младенчестве. Основные достижения в развитии познавательной, двигательной сферы и личности ребёнка. Возрастные психологические новообразования младенчества.
Психологическая характеристика раннего возраста.
Общая характеристика возраста. Ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития в раннем возрасте. Особенности развития познавательной сферы, личности и деятельности ребёнка от одного до трёх лет. Возрастные психологические новообразования возраста. Характеристика кризиса трёх лет.