Клинические симптомы различных типов нарушений осанки
(по В.К. Велитченко, 2000)
Вид нарушения осанки | Положение головы | Положение плечевых линии | Положение лопаток | Положение остистых отростков позвонков | Форма грудной клетки | Форма живота | Положение таза | Треугольник талии (контуры) |
Сколиоз | Наклонена в одну из сторон | Асимметричны (чаше правая ниже) | Асимметричны (лопатка и плечо ниже на вогнутой стороне) | Отклоняются в одну из сторон равномерно | Асимметрия в положении реберных дуг | Чаще выпячен вперед | Корпус смещен в сторону по отношению к тазу | Асимметричны |
Круглая спина | Наклонена вперед, 7-й шейный позвонок резко выступает | Плечи сведены вперед | Симметричны (нижние углы выступают сзади) | Отклоняются назад в виде тотальной ДУГИ | Запавшая грудина или килевидная форма | Выпячен вперед | Угол наклона таза уменьшен | |
Кругло-вогнутая спина | Наклонена вперед (шея кажется укороченной) | То же | Плечи сведены вперед | Посередине | Грудные мышцы сокращены, спины — растянуты | Выпячен вперед, усиление поясничного лордоза | Угол наклона таза увеличен, ягодицы выступают | Талия не контурирует-ся |
Плоская спина | Прямо, шея длинная | Плечи опущены | Крыловидные | Посередине | Плоская | Втянут | Угол наклона таза уменьшен (до 30°), ягодицы плоские |
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями.
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Упражнения для коррекции боковых искривлений позвоночника (начальная стадия)
№ п/п | Упражнения | Коррекционная направленность |
1. | «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках — опускание и поднимание головы с прогибанием в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника | Гибкость позвоночника, укрепление мышечного корсета, координация движений головы и туловища, вестибулярная устойчивость |
2. | «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс — прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. Выполняется, со страховкой | Гибкость позвоночника, растягивание мышц живота, укрепление мышц спины, вестибулярная устойчивость, симметричность движений |
3. | «Ванька-встанька».Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми к груди и обхваченными руками, — перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук | Укрепление мышц туловища, координация движений, дифференцировка мышечных ощущений, ориентировка в пространстве |
4. | «Птица».Из положения сидя на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны (зафиксировать правильную осанку) — наклон вперед до касания руками пальцев ног, сохраняя положение головы, туловища и рук | Гибкость поясничного отдела позвоночника, растягивание мышц спины, симметричность движений, контроль за положением частей тела в пространстве |
5. | «Змея».Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед — медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, запрокинув назад голову | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, управление силовыми и временными характеристиками движения, устойчивость к вестибулярному раздражению |
9. | «Лодочка».Из положения лежа на животе, руки за спину — поднять голову, грудь, ноги, зафиксировать позу, покачаться «на лодочке» | Гибкость позвоночника, статическая сила мышц плечевого пояса, спины и живота |
10. | «Пловец».Из положения лежа на груди — движение руками, как в плавании брассом на груди, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, не касаясь руками пола | Укрепление мышц туловища, координация и симметричность движений, дифференцировка пространственных и временных характеристик движения |
11. | «Рыбка».Из положения лежа на животе, руки на предплечьях на полу, пальцы вперед — медленно разгибая руки, поднять голову, прогнуться во всех отделах позвоночника и коснуться ступнями ног, согнутых в коленях, до головы | Гибкость позвоночника, растягивание мышц груди и живота, укрепление мышц туловища |
12. | «Свеча».Из положения лежа на спине, руки за голову — сначала согнуть ноги в коленях, а затем разогнуть их | Сила мышц брюшного пресса, координация движений, пространственная ориентация, регулирование амплитуды движения |
13. | «Велосипед».Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища и подняв ноги до вертикального положения — имитация движений велосипедиста, сначала медленно, с постепенным ускорением | Сила мышц брюшного пресса, координация и ритмичность движений, дифференцировка темпа движений |
14. | «Стрелка».Из положения лежа на правом боку, правая рука вытянута вверх, левая упирается в пол на уровне плеча — отведение левой ноги вверх. То же — на левом боку с отведением правой ноги | Укрепление боковых мышц туловища, живота и ног, координация движений |
15. | «Маятник».Из исходного положения лежа на спине, руки в стороны — поднять ноги на 90° и, не разводя их, опустить справа от себя, снова поднять вверх и опустить слева от себя, не отрывая плеч от пола | Укрепление мышц живота и боковых мышц туловища, координация движений, ориентация в пространстве, волевое усилие до вертикального положения по отношению к полу, зафиксировать позу и медленно опустить в исходное положение |